Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности «Викторина по книгам Виталия Бианки»
Автор: Костенко Юлия Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (81) декабрь 2024 г.
Дата публикации: 05.11.2024
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Костенко, Ю. В. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности «Викторина по книгам Виталия Бианки» / Ю. В. Костенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 11 (81). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/277/9554/ (дата обращения: 21.11.2024).
Препринт статьи
Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.
В. Бианки
Цель: способствовать повышению интереса к книгам в сочетании с решением логопедических задач.
Задачи общеобразовательные:
- Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления;
- Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
- Развивать творческое мышление;
- Прививать интерес к книгам о природе своей страны.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
- Развивать моторику: тонкую, артикуляционную, общую;
Задачи коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух;
- Учить согласовывать притяжательные прилагательные с существительными;
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
— чтение книг В. Бианки;
— заучивание цитат из произведений;
— рисование иллюстраций по мотивам произведений В. Бианки и оформление книги;
— наблюдение в природе;
— дидактические игры: «Чьи следы», «Кто, где зимует», «Кто, чем питается», «Чей голос», «Человек и природа»;
— организация выставки книг В. Бианки;
— лексическая работа над словами: цитата, иллюстрация, библиотека.
Оборудование: мультимедийный проектор,аудиозапись «Звуки природы», презентация «Притяжательные прилагательные», книга с детскими иллюстрациями; иллюстрации к произведениям В. Бианки; портрет писателя В. В. Бианки, выставка книг, костюм мышки, лисы, ёжика, подарки детям (сборник рассказов В. Бианки).
I . Организационный этап. Мотивация и самоопределения к деятельности Цель: создать эмоциональный настрой на занятие, мотивировать обучающихся на работу.
Ход:
— Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать. (Дети здороваются — психогимнастика).
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок,
Здравствуй, утро, здравствуй, день
Нам здороваться не лень.
II этап — Поставка проблемы ( аудиозапись звуки природы):
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на портрет. Кто это?
Сегодня мы поговорим о произведениях Виталия Валентиновича Бианки .
С творчеством Виталия Бианки знакомы многие. Он писал о жизни зверей и птиц, о закатах и рассветах, о росинках и травинках, о деревьях и кустарниках. Он был влюблён в красоту родных лесов и полей. Писатель отлично знал язык природы. Тема природы — главная в его творчестве.
В. В. Бианки был не только писателем, но и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. Писатель очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вёл для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
2. Введение в тему .
Я предлагаю провести викторину по произведениям В. Бианки.
III этап — Актуализация знаний. Тренировочные упражнения
О том, где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки, нам расскажет М.:
Повсюду: в лесу, на поляне,
В реке, на болоте, в полях —
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок и поймешь.
1. Развитие фонематического слуха.
Ну, что, в путь! Мы удобно расположимся на коврике, чтобы ничего не отвлекало, закроем глазки, и послушаем звуки природы. Они перенесут нас на лесную опушку, на берег реки, на луг, на поляну нашей необъятной Родины.
Послушайте звуки природы и отгадайте их.
Аудиозапись «Звуки природы» (шум дождя, хруст снега под ногами, шелест осенней листвы, журчание ручейка и пр.).
2. Речевая разминка
Перед викториной нам нужно размяться, для этого предлагаю выполнить речевую зарядку. Поможет мне К. (один из детей произносит заранее выученную чистоговорку, остальные хором за ним повторяют):
— Да — да — да — Мы спросили у дрозда.
— До — до — до — Где, скажи, твое гнездо?
— Ды — ды — ды — Оно, наверно, у воды?
— Ду — ду — ду — Свое гнездо я сам найду.
Покажем гнездо дрозда (арт. упр. «Чашечка»)
IV этап — Практическая деятельность
1. Инсценировка сказки «Лис и Мышонок»
Открывают нашу викторину М. и В. Они разыграют сказку «Лис и Мышонок».
— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
— Землю копал.
— Для чего землю копал?
— Норку делал.
— Для чего норку делал?
— От тебя, Лис, прятаться.
— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
— А у меня в норке спаленка.
— Кушать захочешь — вылезешь!
— А у меня в норке кладовочка.
— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!
— А я от тебя в отнорочек — и был таков!
2. «Подбор иллюстраций к цитатам из произведений В. Бианки
(Предварительно дети выучили наизусть цитаты. Перед детьми иллюстрации к произведениям, с которыми дети знакомы. Один ребёнок цитирует отрывок, другие должны вспомнить, из какого он произведения).
Ребята, посмотрите, как много перед вами иллюстраций к рассказам В. Бианки.
Ваша задача по (цитате) словам из произведения вспомнить название рассказа и подобрать подходящую иллюстрацию.
«Лесной Колобок — Колючий Бок»
Я лесной Колобок — Колючий Бок!
Я по коробу не скребён,
По сусеку не метён,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус нехорош,
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.
«Как муравьишка домой спешил»
«Залез Муравей на берёзу. Долез до вершин, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден».
«Первая охота»
«Надоело Щенку гонять кур по двору. «Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами».
«Чей нос лучше?»
«Чудеса! — сказал Мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше.
Вот что, братцы: становитесь все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос».
«Купание медвежат»
«Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.
Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку».
«Лесные домишки»
«Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки».
«Синичкин календарь»
«Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже пригревало немножко, с крыш повисли сосульки и по ним заструилась вода.
«Вот и весна начинается», — решила Зинька. Обрадовалась и запела звонко.
«Зинь — зинь — зинь!»
3. Игра «Главный герой» (интерактивная игра) — внимание на экран. Из трёх предложенных ответов выберите правильный (при верном ответе на экране остаётся только правильный вариант).
1) Кто главный герой в рассказе «Первая охота»?
— щенок
— котёнок
— лисёнок
2) Какое дерево стало для животных «теремком» в рассказе «Теремок»
— дуб
— ель
— берёза
3) Что попросила муха в сказке «Хвосты?»
— перья
— варенье
— хвост
4) Кого не смогла догнать и поймать куница в рассказе «Голубой зверёк»?
— белка-летяга
— мышь
— заяц
5) Кого зовут Зинька?
— сорока
— мышка
— синица
6) Узнай про кого говорит автор: «Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!» (Дятел)
3. Физминутка «Сова»
Ой ты, Совушка-Сова , Удалая голова. |
Дети поворачивают голову вправо, затем влево. |
Ты ночами не летай, |
Взмахи руками. |
И зверюшек не пугай. |
Грозят пальчиком. |
Не пугай, Сова, Зайчишку, |
Изображают зайчишку, приставив ладони к голове (ушки) |
Не пугай Лису и Мишку - |
Изображают крадущуюся лису, косолапого медведя. |
Звери тоже спать должны, |
Ладони подкладывают под щёку. |
Звери просят тишины. |
Прикладывают пальчик к губам. |
(А. Вронский)
4. Словообразование (задание на экране)
Сейчас мы проверим, угадаете ли вы животное.
Ех: «Чей хвост?» — Лисий хвост, медвежья лапа, волчьи уши …
5. Игра «Кто больше?»
Ответьте на вопрос: «Кто меньше?"
лис или мышонок
мышь или сова
заяц и лиса
медведь и волк
синица или ворона
V этап — Итоговая и рефлексивная деятельность
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг В. Бианки. Я надеюсь, что Вы сегодня узнали много нового и интересного и еще больше полюбили сказки и рассказы талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки, и книги писателей, пишущих о природе, вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.
Из ваших рисунков мы создали свою «Лесную газету» с вашими красочными иллюстрациями к рассказам В. Бианки, и она займёт своё почётное место среди книг о природе.
А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии. (Дети отвечают.)
Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки.