Познавательный квест «Путешествие по русским народным сказкам» для старших и подготовительных групп
Авторы: Чернова Мария Алексеевна, Михайлова Юлия Юрьевна, Стенякина Елена Викторовна, Рецер Наталья Геннадьевна, Беглова Ольга Александровна, Селиванова Ксения Леонидовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (54) июнь 2022 г.
Дата публикации: 23.05.2022
Статья просмотрена: 1012 раз
Библиографическое описание:
Познавательный квест «Путешествие по русским народным сказкам» для старших и подготовительных групп / М. А. Чернова, Ю. Ю. Михайлова, Е. В. Стенякина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 6 (54). — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/226/7380/ (дата обращения: 16.12.2024).
Из опыта работы в рамках государственной программы по сохранению нематериального культурного наследия народов РФ.
Цель : трансляция, поддержка и развитие русской народной культуры подрастающему поколению через устное народное творчество.
Задачи : знакомство детей с русскими народными сказками, усиление интереса к изучению русских сказок, активизация познавательных и творческих процессов у старших дошкольников с использованием современных игровых технологий.
В нашем дошкольном отделении был организован познавательный квест с участием шести групп старшего дошкольного возраста. Его проведению предшествовала подготовительная работа воспитателей, в ходе которой они знакомили детей с русскими народными сказками. Мы с коллегами остановились на следующих сказках: «Лиса и волк», «Сивка Бурка», «Морозко», «Царевна Лягушка», «Кот, дрозд и петух», «По щучьему велению».
Выбор пал на них потому, что, во-первых, эти сказки больше всего соответствуют образно-слуховому восприятию детей данного возраста, во-вторых, не слишком большие, но и не маленькие по объему. Затем мы подготовили план, по которому воспитатели должны были в разные дни читать детям по одной сказке. План представлен на рисунке.
Заранее готовятся маршрутные листы, индивидуальные для каждой группы, а также подарки для детей (в нашем случае это были семена «волшебных» цветов). Маршруты и семена прячутся в сундук Кощея (любая подходящая коробка). У нас было шесть разных маршрутных листов. Образец представлен на рисунке:
Названия площадок не были привязаны к конкретным сказкам. Содержание игр могло относиться к любой из прочитанных. На всех площадках организаторами игр были специалисты детского сада под видом сказочных героев. Каждый из них повторял одну выбранную игру для всех групп по очереди. Таким образом, на шести площадках были организованы шесть разных игр.
Количество организаторов должно было точно соответствовать количеству групп детей. Группы двигались по площадкам каруселью. После прохождения всех заданий дети возвращались на физкультурную площадку. Продолжительность квеста составила 45 минут.
Сценарий квеста.
Дети с воспитателями собираются на физкультурной площадке. Выходит Емеля, у которого в руках сундук.
Емеля : «Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие по русским народным сказкам. Вам ваши воспитатели каждый день читали сказки, и я уверен, что вы их теперь хорошо знаете, и полученные знания помогут вам выполнить все задания, которые подготовили герои волшебной страны сказок.
У меня в руках необычный сундук, в котором лежат сокровища!! Это карты. Сейчас я каждому воспитателю раздам их, а вы, дети, по ним будете совершать маршрут по стране сказок, встречаясь с героями и выполняя их интересные, но непростые задания! Если вы все выполните, то в конце маршрута вас ждет сюрприз!
Вперед в Волшебную страну! Удачи, ребята!»
Основная часть (игры и эстафеты).
Игра первая «Угадай-ка» .
Оборудование : картинки со сказочными «артефактами». Организатор — Кощей бессмертный.
Детям предлагается по картинкам отгадать, как называется изображенный предмет или объект и назвать сказку, где он встречается.
Примеры «артефактов»: конь («Сивка-Бурка», «Волк и лиса»), ледяной посох («Морозко»), гусли («Кот, дрозд и петух», «Гусли-самогуды»), рыбки («Волк и лиса»), ведра с водой на коромысле («По щучьему велению», «У страха глаза велики»), сани («Морозко», «Волк и лиса»), сундук Кощея («Царевна-лягушка»), прорубь («Лиса и волк», «По щучьему велению»), печь («По щучьему велению», «Гуси-лебеди»), кокошник («Царевна-лягушка», «Морозко», «Сивка-Бурка»), стрела и лук («Царевна-лягушка»), метла бабы Яги («Царевна-лягушка»), яйцо («Царевна-лягушка»), кольцо «Сивка-Бурка») и т. д.
Хорошо, если дети будут называть не только прочитанные воспитателями сказки, но и другие народные сказки. Образцы «артефактов» представлены на рисунке:
Игра вторая (эстафета) «Ловись, ловись, рыбка»
Оборудование : два сачка, две корзины, два ведерка, мячи («рыбки») по количеству детей. Организатор — Лиса.
Дети делятся на две команды. На линии старта ставится ведро. Первый участник бежит с сачком до финиша, где стоит корзина с мячами («рыбками»), подцепляет «рыбку» сачком, а, возвращаясь к своей команде, бросает ее в ведерко и передает сачок следующему игроку. Выигрывает команда, выловившая всю рыбу быстрее соперников.
Игра третья «Пантомима»
Оборудование : лошадка на палочке, либо просто палочка («конь»), любая коробка или дощечка («гусли»), платок. Организатор — Иванушка-дурачок.
Первое задание : из группы детей выбираются два ребенка. Их нужно отвести в сторону, объяснив, что они должны показать без слов, как Сивка-Бурка приходит в поле есть рожь, а Иванушка его ловит. Остальные дети должны угадать, кто это, и из какой сказки.
Второе задание для пантомимы дается уже двум другим детям (выбираются девочка и мальчик): показать, как Иван, сидя на коне, допрыгивает до Царевны, сидящей в Тереме. Остальные снова угадывают.
Третье задание: показать, как Кот и Дрозд играют на гуслях у домика лисы.
Четвертое задание : изобразить Марфутку, сидящую в лесу под елкой.
Пятое задание: изобразить волка у проруби.
Игра четвертая «Угадай сказку»
Оборудование: разрезные сказочные картинки (пазлы).
Организатор (Емеля) делит детей на подгруппы и каждой дает набор разрезных картинок, которые дети должны сложить и определить, сюжет из какой русской народной сказки на ней изображен. На рисунке представлены образцы.
Игра пятая «Перевёртыши»
Организатор (Кот) объясняет детям, что в этой игре будут названы русские народные сказки, и что каждое слово в названии нужно заменить на противоположное:
— Лежебок — «Колобок»;
— Гусочка Чернушка — «Курочка Ряба»;
— Курочки-Петушки — «Гуси-Лебеди»;
— Два динозавра — «Три медведя»;
— Михаил Крестьянин и беленький зайчик — «Иван Царевич и серый волк»;
— Катя и лиса — «Маша и медведь»;
— Редиска — «Репка»;
— Королевна Ящерица — «Царевна-лягушка»;
— По вороньему хотению — «По щучьему велению»;
— Снежиночка — «Снегурочка» (могут назвать «Морозко»);
— Кабан и шестеро цыплят — «Волк и семеро козлят»;
— У гнева нос маленький — «У страха глаза велики»;
— Смеющаяся принцесса — «Царевна Несмеяна».
Игра шестая «Загадки»
Оборудование не требуется. Организатор — Марфутка из сказки «Морозко» загадывает детям загадки по теме русских сказок:
- Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.
(«Царевна-лягушка»)
2. Парень по воду побрёл,
В проруби её нашел.
Чудеса теперь кругом:
Вёдра прискакали в дом.
Берегите, братцы, ноги:
Едет печка по дороге!
(«По щучьему велению»)
3. Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
(«Морозко»)
4. Я в семействе не один,
Третий, неудачный сын,
Каждый, кто со мной знаком,
Называет дураком.
Не согласен я никак –
Не дурак я, а добряк.
(Иван-дурак из сказки «Сивка-Бурка»)
5. Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живёт
И чужих невест крадёт.
(Кощей Бессмертный)
6. В проруби её полно…
Всё, пора домой — темно.
Ой, видать, улов богат!
Хвост не вытащу назад!
«Лиса и Волк»
7. «Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
«Кот, дрозд и петух»
Заключение. Все дети возвращаются на физкультурную площадку.
Кощей :
— Где мой сундук? У меня там были сокровища и ценные бумаги! (открывает сундук). Где мои сказочные карты? Почему вы их забрали у меня? (ответы детей). Какое такое путешествие у вас было в волшебной стране? Кого вы встретили? (Ответы детей). Давайте вернем карты в мой волшебный сундук и скажем вместе сказочное заклинание, чтобы увидеть, что появится в сундуке!!! Приготовились: Крэкс-пэкс-фэкс! … Смотрите, в сундуке появились волшебные семена. Если вы их посадите вместе со своим воспитателем, то через некоторое время из них вырастут удивительные цветы, которые будут напоминать вам о сегодняшнем замечательном путешествии по русским народным сказкам!»
Все герои сказок: «Спасибо вам, ребята! До новых встреч в стране сказок!».
Наведите камеру телефона на данный куар-код и посмотрите короткое слайд-шоу проведенного мероприятия:
Литература:
- А. А. Гуськова, Подвижные и речевые игры для детей 5–7 лет: развитие моторики, коррекция координации движений и речи, Волгоград: Учитель, 2014 г., 179–180 с.
- Е. А. Алябьева, Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие, Москва: Творческий центр «Сфера», 2009 г., с.68–71.
- О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина, Тропинка к своему Я, Москва: Генезис, 2017 г., с.139–144
- Загадки из русских народных сказок, https://po-ymy.ru/zagadki-iz-russkix-narodnyx-skazok.html