Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей средней группы по теме «Путешествие в осенний лес»
Автор: Турыгина Ирина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (78) сентябрь 2024 г.
Дата публикации: 23.08.2024
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Турыгина, И. Н. Конспект музыкально-театрализованного занятия в форме квест-игры для детей средней группы по теме «Путешествие в осенний лес» / И. Н. Турыгина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 8 (78). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/271/9381/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: Создание эмоционально-комфортного настроения детей, развитие музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
— закреплять у детей полученные ранее элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, певческие навыки, игры на музыкальных инструментах;
— познакомить воспитанников с танцевальным понятием Вальс;
Развивающие:
— развивать общую музыкальность детей, память, внимание, мышление, воображение;
Воспитательные:
— формировать интерес и любовь к музыке, культуру слушания.
— воспитывать в детях чувство доброжелательности, вежливости.
Материал:
— фортепиано
— осенние листочки
— музыкальный центр
— нотки
— иллюстрация, на которой изображён осенний лес
— магнитная доска
— музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, ложки, маракасы, шуршалки)
— кленовые листочки с картинками
— листья красного и зелёного цвета.
Ход занятия:
1.Вводная часть
Приветствие
(Дети заходят в группу под музыку, рассаживаются на стульчики)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, рада вас видеть на своём музыкальном занятии! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На нашем занятии будут присутствовать гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. ( Встают в круг, ручки спрятали за спинку)
Песенка-началка «Привет, всем привет!»
Привет скажем мы друг другу — 3 р. ( поворачиваются друг к другу и кивают головой)
Привет, всем привет! ( машут двумя руками)
Привет скажут нам ладошки- 3 р. ( Хлопают в ладошки)
Привет, всем привет! ( предлагают руку другу справа — слева )
Привет скажут наши ножки -3 р ( топают ножками)
Привет, всем привет! ( хлопают ладошками по коленкам )
Привет, всем привет! (предлагают руку другу справа –слева )
Улыбнёмся в ответ. ( улыбаются друг другу)
Сюрпризный момент:
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла в гости интересная госпожа. А кто это мы узнаем, отгадав загадку.
Загадка:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Музыкальный руководитель: Молодцы. Встречаем нашу госпожу Осень. (Под музыку входит госпожа Осень)
Госпожа Осень: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Осень. Я так старалась и украшала лес осенними яркими красками, чтобы в нём звучала красивая музыка. Очень хотелось порадовать лесных жителей, чтобы они потанцевали и не унывали. Но злой коршун похитил нотки, и в нашем лесу перестала звучать музыка. Чтобы музыка зазвучала в нашем лесу снова, необходимо выполнить задания злого коршуна, который за их выполнение вам вернёт нотки. Отправляйтесь в увлекательное путешествие в лес. Задания злой коршун подготовил для вас на кленовых листочках, а их вам вручат мои лесные жители. Желаю вам удачи!»
Музыкальный руководитель: Ребята, вы согласны помочь Осени? (Да)
2. Основная часть
Музыкальный руководитель: Отлично. Тогда мы с вами сегодня совершим увлекательное путешествие в лес на поиски семи ноток, чтобы услышать прекрасную музыку.
Музыкальный руководитель: Давайте закроем глазки и сосчитаем до трёх. (Дети закрывают глаза, звучит волшебная музыка)
Дети открывают глаза, и появляется на доске иллюстрация, на которой изображён осенний лес. Музыкальный зал украшен яркими осенними листьями).
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и оказались в лесу. Какая красота вокруг! Какое у нас сейчас время года? (Осень)
Музыкальный руководитель: Да, сейчас прекрасная пора — осень. Она окрашивает деревья в яркие цвета. Какие цвета вы видите? (Красный, жёлтый, оранжевый)
Музыкальный руководитель: Ребята, помните, Осень нам дала подсказку, что задания злой коршун спрятал на кленовых листочках, вы видите их? (Нет)
Музыкальный руководитель : Предлагаю размять наш язычок с помощью артикуляционной гимнастики и, думаю, кленовые листочки появятся.
Артикуляционная гимнастика «Будем с осенью дружить»:
Осень снова к нам пришла, дождь с собою привела. ( Упражнения «Улыбка» — «Хоботок»)
Он с утра стучит по крыше. (Улыбнуться, рот приоткрыть, сильным кончиком языка «постучать» в бугорки за верхними зубами Д-Д-Д)
В сапогах гулять мы вышли. (Продвигаем язычок вперёд и слегка покусываем)
Вышли лужи мы считать: одна, две, три, четыре, пять. («Считаем» язычком верхние и нижние зубки)
Ветер дует, завывает и листочки все срывает. ( Язык на нижней губе. Дуем на язычок, не надувая щёки)
Листья кружатся, летят. Получился листопад! (Облизываем по кругу сначала верхнюю губу, потом нижнюю)
(Звучит музыка и появляется зайчик)
Зайчик: Здравствуйте, ребята. Я хочу вам передать первый кленовый листочек с заданием. Думаю, вы отлично справитесь. Я слышал, что вы умные ребята.
Музыкальный руководитель: Вот и первый кленовый листочек появился. Какого он цвета? (Красный)
Музыкальный руководитель: Что вы видите на листочке? Назовите одним словом? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Правильно. Первый кленовый листочек обозначает, что задание злого коршуна будет связано с музыкальными инструментами.
1.Красный кленовый листочек «Музыкальные инструменты»:
Музыкальный руководитель: Злой коршун перепутал все музыкальные инструменты, а они забыли свои названия. Надо помочь инструментам вспомнить названия, тем самым мы найдём первую нотку. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете. ( Музыкальный руководитель загадывает, дети отгадывают и показывают музыкальные инструменты ).
Загадки:
- Он на барабан похож
А чуть — чуть его встряхнёшь
Зазвенит он заиграет.
Кто его ребята знает? (Бубен)
- Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его — молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, дили-дон». (Колокольчик)
- За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких …(Ложках)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Все музыкальные инструменты отгадали. Что можно делать с этими музыкальными инструментами? (Играть)
Музыкальный руководитель: Верно. Предлагаю с помощью музыкальных инструментов озвучить «Осеннюю сказку».
«Осенняя сказка»:
Тихо бродит по лесным дорожкам Осень в золотой одежке ( трясут бубном)
Где листочками зашуршит, ( маракасы)
Где капельками дождика зазвенит. (колокольчик)
Раздается громкий стук: Это дятел-тук да тук! (стучат ложками)
Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел, (шуршалки)
Громче завывает, Тучки собирает. (трясут бубном)
Дождик -динь, дождик-дон!
Капель звонкий перезвон. ( колокольчики )
Все звенит, стучит, поет- Осень яркая идет! (все инструменты).
Зайчик: Какая интересная была сказка. Мне так понравилось. Я бы и дальше с вами отправился, но мне пора спешить по своим делам, желаю вам удачи!
Музыкальный руководитель: Ребята, молодцы! Вы с заданием справились и освободили две нотки. Отправляемся дальше.
(Дети под музыку ходят по музыкальному залу и встречают белочку).
Встречается белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята. Мне велели передать вам второй кленовый лист с заданием от злого коршуна. Очень хочется, чтобы лес наполнился волшебной музыкой, все лесные звери снова стали весёлыми, озорными. Мы верим, что у вас получится выполнить все задания злого коршуна.
2. Жёлтый кленовый листочек «Танцевальный»
Музыкальный руководитель: Ребята, злой коршун заколдовал лесных зверей, и они забыли, как танцевать, веселиться. Предлагаю показать лесным зверятам и белочке, как вы умеете красиво танцевать.
Танцевальная композиция с осенними листочками.
Белочка: Какой красивый танец вы исполнили и расколдовали нас, лесных зверей. Мы теперь можем танцевать и веселиться. Спасибо вам большое! Очень рада была познакомиться с такими весёлыми и умными ребятами. Пока! Желаю удачи! (Белочка уходит)
Музыкальный руководитель: За выполненное задание мы освобождаем ещё две нотки. Отправляемся дальше на поиски следующего кленового листочка. (Дети под музыку ходят по музыкальному залу и встречают лисичку).
Лисичка: Здравствуйте, ребята. Мне велели вам передать третий кленовый листочек с заданием от злого коршуна. Очень надеюсь, что вы справитесь с заданием. И готова тоже помочь.
3. Оранжевый кленовый листочек «Песенный»
Музыкальный руководитель: Ребята, внимательно рассмотрите картинки на кленовом листочке. Что на них изображено? (Дети поют)
Музыкальный руководитель: А какое время года изображено на картинках? (Осень и зима)
Музыкальный руководитель: Нам какое из этих времён года подходит? (Осень)
Музыкальный руководитель: Ксожалению, мы не можем услышать, какую песенку поют дети на картинке, но мы можем спеть сами песенку. Предлагаю спеть песенку про осень «Осень наступила». Лисичка, ты тоже присоединяйся к нам. Но перед тем, как её исполнить, предлагаю вместе выполнить дыхательное упражнение «Осенние листья».
Дыхательное упражнение «Осенние листья»:
Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!
Исполняется песня «Осень наступила».
Музыкальный руководитель : Какие вы молодцы! Спасибо, лисичка, и тебе за помощь!
Лисичка: Мне очень с вами весело, но мне пора по своим делам. Пока, ребята! Желаю вам удачи!
Музыкальный руководитель: За исполненную песенку злой коршун нам возвращает три нотки. У нас получилось освободить семь ноток. Я хочу вам раскрыть один секрет. У всех ноток есть дом. Называют его нотный стан. А хозяин этого дома — скрипичный ключ. Сейчас я расставлю все нотки по своим местам. Давайте их сосчитаем. (Считают вместе с детьми)
Музыкальный руководитель: Давайте пропоём эти нотки. (Музыкальный руководитель совместно с детьми поёт).
Музыкальный руководитель: Ребята, я слышу волшебные звуки. У вас получилось расколдовать музыку, о которой говорила Осень. Давайте послушаем её вместе.
Слушают Вальс П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Вот и вам удалось услышать волшебную музыку леса. Какая музыка по характеру? (Лёгкая, плавная, кружащаяся и т. д.)
Музыкальный руководитель: Такая музыка называется вальс. Вальс исполняют обязательно в паре. Какую же музыку мы с вами расколдовали? (Вальс)
Госпожа Осень: Молодцы! У нас с вами получилось вернуть в лес музыку. Наш осенний лес вновь ожил, а злой коршун, услышав волшебную музыку, покинул лес. А я благодарна вам за проделанную работу. Вы очень умные, дружные ребята, которые не побоялись трудностей. За ваши старания я подготовила для вас подарки, которые вы получите в конце занятия.
4. Заключительная часть
Музыкальный руководитель: Ребята, вот и походит наше занятие к концу. Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и сосчитаем до трёх. ( Звучит волшебная музыка. Дети закрывают глаза и считают до трёх. Открывают глаза )
Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и вернулись. Скажите, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: А где мы с вами сегодня побывали? (В лесу)
Музыкальный руководитель : А для чего мы отправились в лес? (Для выполнения заданий злого коршуна, чтобы освободить нотки)
Музыкальный руководитель: А для чего мы искали нотки? (Чтобы вернуть в лес волшебную музыку)
Музыкальный руководитель: Как называется волшебная музыка? (Вальс)
Музыкальный руководитель: Какое задание вам было интересно выполнять? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Какое задание было трудное? (Ответы детей)
Музыкальный руководитель: Асейчас предлагаю выбрать листок нужного цвета. Эти листочки обозначают ваше настроение после занятия. Красный листок — отличное, зелёный листок — грустное.
Музыкальный руководитель: До свидания, друзья (Поёт)
Дети: До свидания (Поют)
Под музыку дети выходят из зала за воспитателем.