Гимнастика для ума в спортивном зале (игры и упражнения для интегрированных занятий с использованием специально изготовленного оборудования)
Авторы: Кубанцева Валентина Вадимовна, Сопельник Елена Александровна, Штоль Надежда Владимировна, Толошева Агата Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (77) июль 2024 г.
Дата публикации: 09.06.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Кубанцева, В. В. Гимнастика для ума в спортивном зале (игры и упражнения для интегрированных занятий с использованием специально изготовленного оборудования) / В. В. Кубанцева, Е. А. Сопельник, Н. В. Штоль, А. А. Толошева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7 (77). — С. 43-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9298/ (дата обращения: 16.11.2024).
Движение является важнейшей, жизненно необходимой потребностью человека любого возраста. А для детей дошкольного возраста — это и способ познания окружающей действительности, и условие для нормального нервно –психического и физического развития.
Вовлечение детей в разнообразную двигательную деятельность, несомненно, приносит пользу для тела. Но, прыгая, бегая, бросая мяч, выполняя различные движения, малыши становятся не только крепче физически, но и развиваются интеллектуально. И чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет умственное развитие.
Физические упражнения способствуют кровообращению и насыщают мозг кислородом, вызывают быстрый подъем и спад адреналина. Все это способствует лучшему восприятию и запоминанию, готовит организм к столкновению с изменениями, проблемами и экстремальными ситуациями, что является важным условием для успешного обучения и развития.
Организуя поиск решения разнообразных интеллектуальных задач так, что дети при этом бегают, прыгают, выполняют всевозможные физические упражнения, используя не только физический ресурс организма, находящегося в движении, но и создается мощная мотивационная основа для участия детей в этом поиске.
Вследствие чего, повышается эффективность занятий по умственному развитию, одновременно решаются проблемы двигательной активности детей. Поэтому, спортивный зал является прекрасным местом не только для физического, но и интеллектуального развития ребенка.
Предлагаемые пособия помогают осуществлять интеграцию физических и интеллектуальных упражнений, они представляют из себя — спортивные маты с разнообразными дидактическими элементами, комплекты карточек и серий игр и упражнений. Маты могут быть использованы традиционно для выполнения физических упражнений и в качестве страховки при занятиях на гимнастических комплексах. Помимо этого, маты могут быть использованы для решения разнообразных обучающих и развивающих задач. Подбирая, изменяя, дополняя упражнения, задавая определенный темп движения, педагог может использовать данное пособие для занятий с детьми любого возраста и уровня развития. В играх может принимать участие как один ребенок, так и небольшая группа детей.
Организация использования пособия может осуществляться в следующих формах:
— Свободная самостоятельная деятельность ребенка;
— Индивидуальная работа воспитателя с ребенком вне занятий;
— Физкультурные праздники, развлечения, эстафеты;
— Занятия по сенсорному восприятию, математике.
Спортивный мат «Веселые следочки»
Поверхность мата оформлена разноцветными следами в различных позициях. Для игры также используются три комплекта карточек для обозначения каждой из позиций. Проиллюстрируем это на рис 1.
Рис. 1.
1-й комплект карточек: Изображение на карточках полностью совпадает с изображением на матах в соответствии с цветом и позицией. Проиллюстрируем это на рис 2.
Рис. 2.
2-й комплект карточек: Изображение на карточках соответствует позиции расположения следов без учета цвета. Проиллюстрируем это на рис 3.
Рис. 3.
3 комплект карточек: Изображение на карточках соответствует только цветовой комбинации цветов. Проиллюстрируем это на рис 4.
Рис. 4.
Варианты игр
«Собери карточки»
Цель: воспитывать и формировать положительный интерес к физическим упражнениям.
Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Умение соотносить движения с заданиями на карточках. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.
Описание игры: Дети передвигаются по игровому полю друг за другом. По звуковому сигналу, дети останавливаются. Ребенок должен проанализировать ту позицию, на которой он находится в данный момент, покинуть игровое поле он может, когда соберет карточки, соответствующие данной позиции.
Примечание: Количество карточек может варьироваться. Играть можно на выбывание или накопление баллов.
«Кто не успел»
Цель: осуществить интеграцию физических и интеллектуальных упражнений.
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Совершенствовать функциональную взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного анализаторов.
Описание игры: В игре участвуют одиннадцать человек, каждый выбирает карточку (при этом две карточки соответствуют одной позиции). Дети занимают место на игровом поле в соответствии с карточкой. Выбывает тот, кому не хватило места. Далее количество человек и карточек уменьшается.
Варианты игры: Выбирая карточки, дети не должны видеть изображения. Ведущий, меняя комплектацию карточек, следит за тем, чтобы на протяжении всей игры одной позиции соответствовало две карточки. На каждом этапе желательно выбирать новую позицию, на которой предложено две карточки.
«Синие (желтые, белые, зеленые) следочки»
Цель: Осуществить интеграцию физических и интеллектуальных упражнений.
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Совершенствовать функциональную взаимосвязь зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Учить идентифицировать по цвету и форме.
Описание игры: Дети передвигаются по следочкам определенного цвета. Нужно наступить на все следы. Те следочки, на которые дети уже наступили, покрываются карточкой. Возможно, движение через центр, при этом начисляются штрафные баллы.
Примечание: При передвижении дети либо перешагивают, либо перепрыгивают следочки, в зависимости от возраста и уровня развития.
«Раз, два, три — замри»
Цель: Учить соотносить положение стоп со следами на игровом поле, сохраняя при этом равновесие.
Описание игры: Дети произвольно или в соответствии с игровой карточкой занимаю место на игровом поле. Выигрывает тот, кто дольше удержит равновесие, сохраняя неподвижность.
«Из следа в след»
Цель: Формирование положительного отношения к физической культуре, путем использования комплекса мотивационных приемов.
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Научить соотносить свои движения с движениями партнеров, соблюдать правила. Воспитывать интерес к физическим упражнениям.
Описание игры: В игре участвуют от двух до четырех человек. Дети, следуя друг за другом, перешагивают или перепрыгивают из одной позиции в другую. Не попавший в след и потерявший равновесие участник выбывает из игры. Выигрывает тот, кто дольше всех удержится на дорожке.
Примечание: Дети не должны наталкиваться друг на друга. При движении нужно учитывать расстояние до другого человека, соотносить свои движения с движениями партнеров.
«Движения по карточкам»
Цель: воспитывать и формировать положительный интерес к физическим упражнениям.
Задачи: Развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Умение соотносить движения с заданиями на карточках. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.
Описание игры: В игре участвуют от двух и более детей. Один — ведущий, другие — по очереди вступают в игру. Ведущий произвольно выбирает карточку и показывает ее ребенку, который занимает позицию согласно изображению на карточке. Ведущий показывает следующую карточку, ребенок передвигается по игровому полю в соответствии с демонстрационной карточкой. Если место выбрано неверно ил ребенок не удержал равновесие, он выбывает.
Варианты игры:
— Продолжительность игры может быть ограничена определенным количеством карточек или звуковым сигналом.
— Возможно присуждение баллов за набранное количество карточек. Кто больше наберет, тот и победитель.
— Если перемещение из одной позиции в другую затруднено, возможно, движение через центр. В этом случает, снижаются определенные баллы или назначаются дополнительные карточки.
Спортивный мат «Геометрические фигуры»
Поверхность мата оформлена разноцветными геометрическими фигурами. Для игры, так же, используются комплекты карточек. Проиллюстрируем это на рис 5.
Рис. 5.
1-й комплект карточек: Изображение на карточках такое же, как и на поверхности мата. Проиллюстрируем это на рис 6.
Рис. 6.
2-й комплект карточек: Изображение на карточке представляет собой символическое обозначение цвета и формы геометрической фигуры. Проиллюстрируем это на рис 7.
Рис. 7.
3-й комплект карточек: Изображение на карточке представляет собой символическое обозначение цвета и формы геометрической фигуры и использованием символа отрицания свойства. Проиллюстрируем это на рис 8.
Рис. 8.
Варианты игр
«Геометрические фигуры»
Цель: учить идентифицировать по цвету и форме, учитывая символическое обозначение отрицания какого-либо признака.
Задачи: развивать логическое мышление, умение соотносить, сравнивать, анализировать. Формировать умение группировать объекты по заданным признакам. Совершенствовать двигательную активность.
Описание игры: На игровом поле расположены геометрические фигуры разного цвета. Упражнения и игры проводятся с использованием карточек, обозначающих геометрические фигуры. Определить принадлежность обозначенных на карточке к фигуре на игровом поле можно определить по параметрам.
«Найди свое место»
Цель: воспитывать и формировать положительное отношение к занятиям физической культурой.
Задачи: развивать ловкость, быстроту реакции, умение действовать по заданию. Умение соотносить движения с заданиями на карточках. Воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.
Описание игры: По звуковому сигналу дети должны выбрать одну карточку и занять свое место на игровом поле в соответствии с позицией, обозначенной на карточке. Из игры выбывает тот, кто не успел занять свое место за определенный промежуток времени или неверно определил свое местоположение.
Примечание: Задание можно усложнить, предложив карточки с условным обозначением, или, перемешав карточки различного уровня сложности.
Варианты игровых действий
— Ведущий произвольно выбирает карточки. Участники перепрыгивают или перешагивают с фигуры на фигуру, в соответствии с обозначением на карточке. Продолжительность ограничивается определенным количеством карточек, либо звуковым сигналом.
— Дети выбирают карточки, количество которых соответствует количеству детей и становится на фигуру на игровом поле. Каждый ребенок объясняет правильность выбора своего места.
— Участники произвольно передвигаются по игровому полю. По звуковому сигналу останавливаются на фигуре. Выбирают карточки, соответствующие фигуре на игровом поле, объясняя свой выбор. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество карточек.
— Ведущий произвольно выбирает карточку. (За основу выбирается цветовое обозначение или геометрические фигуры). Участник встает одной ногой на соответствующую фигуру на игровом поле. В дальнейшем, по ходу игры, передвигаясь по игровому полю, ребенок встает этой ногой только на фигуру такого же цвета (формы). Это правило распространяется на каждую ногу и руку. Если следующая карточка обозначает другую фигуру (цвет), участник встает другой ногой на эту фигуру на игровом поле. Далее фигуру, соответствующую следующей карточке, можно покрыть рукой и т. д. Выигрывает тот, кто дольше удержится на игровом поле.
Спортивный мат «Классики»
Поверхность мата оформлена в виде традиционных классиков. Проиллюстрируем это на рис 9.
Рис. 9.
Цель: воспитывать и формировать положительное отношение к физической культуре.
Задачи: развивать ловкость, меткость, умение действовать по сигналу. Умение передвигаться прыжками в соответствии с цифровыми обозначениями в секторе.
Описание игры: Дети по очереди бросают фишку, последовательно начиная с квадрата № 1 до квадрата № 6. Перепрыгивают с сектора на сектор на одной или двух ногах. Наступивший за границу квадрата, выбывает из игры. Фишку можно передвигать движением ноги последовательно из сектора в сектор от № 1 до № 6. Если фишка не попала на нужный сектор, участник выбывает из игры.
Спортивный мат «Тропинки»
Поверхность мата оформлена дорожками разного цвета и ширины. Проиллюстрируем это на рис 10.
Рис. 10.
Цель: учить идентифицировать по цвету и ширине.
Задачи: развивать логическое мышление, умение соотносить, сравнивать, анализировать. Учить соотносить свои действия с действиями других участников. Совершенствовать двигательную активность.
Описание игры: На игровом поле изображены дорожки разного цвета и ширины. Дети проходят по своей тропинке, сохраняя равновесие и стараясь не мешать друг другу.
Задание можно усложнить, предложив пройти по каждой из тропинок нескольким детям одновременно. При этом дети должны соотносить свои действия с действиями других участников.