Формирование семейных ценностей посредствам приобщения семей воспитанников к истории, культуре и искусству | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоманюк, О. Ю. Формирование семейных ценностей посредствам приобщения семей воспитанников к истории, культуре и искусству / О. Ю. Гоманюк, О. В. Ларина, М. П. Труляева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 7.1 (77.1). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/270/9281/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для общения друг с другом, для совместных занятий, для поддержания и развития семейных традиций. Общение с детьми, подчас, сводится лишь к удовлетворению элементарных потребностей. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире.

В прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и традициями, сейчас же действительность меняется так стремительно, родители живут интенсивной жизнью, в которой преобладают гаджеты, вместо живого общения, увеличивается коммуникативная дистанция между поколениями, прерывается цепочка передачи опыта. Семья всё больше превращается в сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом. В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний. Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних тревог, обеспечить им «светлое будущее». Отдавая своих детей во множество кружков, «развивашек», они порой забывают о необходимости простого, доверительного общения, совместных дел и семейных традиций.

Как помочь родителям найти общий язык с детьми, развить их способности взаимодействовать и разговаривать?

Решение этой проблемы мы видим в организации семейного досуга, семейных выходных, объединение и сплочение детей и родителей средствами искусства. Предлагаемые формы работы и мероприятия помогут вовлечь семьи воспитанников в атмосферу сотрудничества, общих чувств и эмоций, раскрыть творческий потенциал участников, создадут возможность взаимодействия поколений, позволят поддержать семейные ценности взаимопонимания, общения, уважения и любви!

Одной из интересных форм работы из практики является организация семейных выездных посещений в театр, музей и Картинную галерею.

Мы предложили семьям воспитанников посещение детских спектаклей в театре кукол «Арлекин» г. Волжского и Волгоградском театре Юного Зрителя. Ребята с большим удовольствием посмотрели приключенческую историю про Незнайку и его друзей, узнали об опасности пожара и важности чувства взаимопомощи и дружбы в спектакле «Кошкин дом», радовались смекалке Братца Кролика. Семейный просмотр театральных представлений предоставил возможность получить совместные эмоции, сопереживания, обсудить увиденное, обменяться впечатлениями.

После спектакля для юных зрителей и их родителей сотрудники театра провели познавательную экскурсию по театру, в ходе которой приоткрыли Закулисье! В ходе экскурсии приглашенные:

— узнали, каких только театральных кукол не бывает: и перчаточные, и тростевые, и марионетки, и планшетные!;

— не только посмотрели на кукол, но и подержали их в руках!;

— побывали в «чёрной комнате» (театр теней);

— увидели много интересного в музее театра «Золотой ключик» и в мастерской, где создают декорации и кукол.

Такой интерактивный формат экскурсии очень увлек и взрослых и детей!

C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG-20240121-WA0005.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240211110114.jpg

Следующий маршрут выходного дня был проложен в Волжский историко-краеведческий музей. Сотрудники музея радушно встретили ребят, их родителей, педагогов и провели интересную, познавательную экскурсию по залам.

— Особенно заинтересовали ребят останки древних животных, обитавших когда-то на территории современного Волжского и его окрестностях и находки археологов из древних могильников.

— В зале, посвященном истории села Верхняя Ахтуба они увидели предметы старинного быта: кочергу, ухват, коромысло, утюги и ещё очень много разной утвари и инструментов!

— Много интересного показали и рассказали экскурсантам и в зале истории строительства Волжской ГЭС. Один водолазный костюм чего только стоит!

— Взрослые и дети рассмотрели экспонаты, представленные на выставке «Отечеству на верность присягая» к 81-й годовщине со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве.

Не менее интересным стало семейное посещение Картинной галереи г. Волжского.

Желающих приобщится к прекрасному оказалось много! Конечно, наша Картинная галерея небольшая, но очень уютная и гостеприимная!

И ребята, и взрослые с удовольствием:

— Совершили небольшой экскурс в прошлое практически единственного (за исключением паровой мельницы Дамера) дореволюционного строения на территории современного Волжского.

— Прошли по выставочным залам (а их в «Старой школе» три) и познакомились с постоянной экспозицией и временными выставками.

— Собственноручно изготовили эстамп с помощью специального оборудования в ходе мастер-класса.

C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240217100644.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240303124522.jpg

Организация семейных мастер-классов — один из эффективных способов работы с семьями. А если при этом вы находитесь вместе с мастером в Храме искусства, то это впечатляет вдвойне. Так, вместе с семьями воспитанников мы стали участниками мастер-класса по лепке из глины, который прошел в стенах Выставочного зала им. Г. В. Черноскутова. Атмосфера творчества переполняла, радовала, способствовала рождению шедевров — наших замечательных мартовских котиков!

Серию мастер-классов продолжили в творческой мастерской детского сада и провели семейный мастер–класс «АРТ-флюид» . Использование техники нетрадиционного рисования — создание работ с помощью жидкого акрила очень увлекло детей и взрослых, каждый почувствовал себя Творцом, окунувшись в буйство красок! Полет фантазии, завораживающие переходы цветов, бездна океана, морские волны с песчаными берегами, яркие эмоции, уникальное поле для сотрудничества, а главное в результате — СЕМЕЙНАЯ КАРТИНА! Такие события позволяют погрузиться в мир искусства, объединить родителей и детей, приводят к пониманию того, что время, проведенное с семьей — БЕСЦЕННО.

C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\DSC_0408.JPG C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240207173950.jpg

Отдельно хочется уделить внимание такому маршруту выходного дня как Посещение мастерской художника!

Посещение мастерской художника всей семьей — замечательная идея для творческого и интересного времяпровождения! Это уникальная возможность не только окунуться в мир искусства, но и научиться чему-то новому и вдохновиться. Мы организовали экскурсию в мастерскую волжских художников Филимоновых Виктора Павловича и Анны Викторовны. Наш визит был насыщен различными активностями. Очень интересно было послушать о том, как создаются гравюры, увидеть материалы и инструменты, которыми работает художник, покрутить колесо станка для печати. Некоторые ребята проявили неподдельный интерес, задавали вопросы о том, откуда мастер черпает вдохновение для творчества, где берёт сюжеты. Здорово, что у нас появилась такая замечательная возможность — пообщаться с интересным человеком и узнать некоторые «секреты» творчества!

C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240329191418.jpg C:\Users\Olga\Desktop\Вместе\IMG20240328180943.jpg

Посещение мастерской художника для наших семей стало не только занимательным и интересным мероприятием, но и уникальным опытом, открытием, который принесли радость, семейное вдохновение и новые впечатления.

Вместе с детьми и родителями можно участвовать в театральных постановках, конкурсах и даже организовать семейную Мультстудию.

Какое же это увлекательное занятие — Мультипликация!

Ребятам вместе со своими родителями посчастливилось поучаствовать в создании собственных мультфильмов. На одной площадке одновременно кипела работа сразу нескольких Мультстудий! У каждого своя роль: сценарист, режиссер, оператор, все по — настоящему! Передвижение персонажей, сотни кадров, монтаж, а впереди домашнее задание — озвучка! Новый формат, интересное занятие для всей семьи. Теперь в нашем детском саду есть коллекция семейных мультфильмов!

Говоря о семейном театре как форме взаимодействия с родителями, очень актуальны слова С. Железкина: «Семейные театры помогают поддерживать духовную связь поколений». А как же иначе, ведь героями театральных представлений становятся: и дети, и мамы, и папы, и даже бабушки и дедушки. Для начала мы провели мастер-класс по актерскому мастерству. Ребята, вместе с родителями:

— познали Азы профессии актеров кукольного и драматического театра;

— попробовали свои силы в театральных этюдах;

— продемонстрировали творческие способности.

Без сомнения, взрослые и дети отлично провели время в кругу «дошкольной» семьи.

Следующим этапом стала подготовка к театрализации, изготовление костюмов и декораций, и в итоге — постановка семейного театра! Семейные спектакли приняли участие в конкурсе творческих проектов «Давайте сказками дружить» и получили достойную оценку не только зрителей, но и жюри.

В завершении, хотелось бы отметить, что такой подход не только способствует формированию семейного досуга, но и помогает установить теплые и доверительные отношения, которые так важны для полноценного развития ребенка.

Искусство и театр могут стать мощным инструментом в работе с семьями, позволяя создать атмосферу взаимопонимания, любви к красоте и творчеству. Развивая в детях и их родителях интерес к искусству, мы не только способствуем их духовному развитию, но и укрепляем связи внутри семьи, делая ее более единой и счастливой.

Похожие статьи

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности

Похожие статьи

Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры

Формирование духовно развитой личности путём патриотического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование эстетического отношения младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей при формировании у детей детского сада основ физической культуры и здоровья

Культурно-гигиенические навыки как средство приобщения к здоровому образу жизни детей второй младшей группы

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа

Духовно-нравственное воспитание у дошкольников любви к малой родине посредством проектной деятельности

Задать вопрос