Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность
Авторы: Попова Галина Борисовна, Смирнова Наталья Ивановна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 14.04.2024
Статья просмотрена: 18 раз
Библиографическое описание:
Попова, Г. Б. Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха через проектную деятельность / Г. Б. Попова, Н. И. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9155/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье авторы представляют опыт работы по реализации программы воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ по слуху в разновозрастной группе по направлению популяризации и формированию семейных ценностей.
Ключевые слова: нарушение слуха, ребенок, Великая Отечественная война, проектная деятельность, совместная деятельность, родитель.
В нашей разновозрастной группе осуществляется педагогическая деятельность по созданию условий для формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с учетом их психологических особенностей. Используемые нами методы и приемы способствуют формированию личности ребенка, расширению форм организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающих развитие их самостоятельности; формированию активной жизненной позиции и творческого отношения к жизни посредством вовлечения в социально-значимую деятельность через проведение индивидуальных и групповых занятий, продуктивных игр и организацию проектной деятельности, направленных на решение актуальных проблем.
В вопросе социализации ребенка с нарушением слуха работа над проектами имеет особое значение. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Работа в малых группах, подгруппах и коллективе, а также совместно с родителями, дает детям с нарушением слуха возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Объединение одним делом развивает у них коммуникативные и нравственные качества.
Первым большим результатом совместной работы педагогов, детей и родителей стал проект «Мы помним, чтим, гордимся».
Цель проекта: формирование чувства патриотизма у детей разновозрастной группы, интереса и бережного отношение к памяти событий, семейных историй о родных — солдатах, детях Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта. Воспитание чувства уважения к героическому прошлому России.
Предварительной работой было проведение анкетирования родителей воспитанников группы. По результатам был сделаны выводы:
– В основном все родители согласны с тем, что тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению и сплочению нашего народа.
– Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей семьи.
– Наиболее приемлемой формой совместной работы с детьми родители считают участие в конкурсе рисунков «День Победы», оформление фотовыставки, создание альбома «Герои Победы — память бережно храним», содержащего рассказы о родственниках — участниках войны.
Продуктами проекта стали: поздравительные открытки и цветы для ветеранов, выставка творческих работ детей «Праздничный салют», «Военная техника», альбом «Герои Победы, память бережно храним». Родители приняли активное участие в реализации проекта: подборе фотографий, архивных материалов.
Результаты проекта: дети познакомились с праздником «День Победы», проявляют интерес к семейным историям о родных — солдатах, детях Великой Отечественной войны и участниках трудового фронта.
Данная деятельность способствует:
– Формированию навыков общения между детьми, воспитателями и родителями.
– Развитию памяти, внимания, мелкой моторики. В самостоятельной деятельности дети играют с настольными играми, рассматривают иллюстрации, книги.
– Проявлению интереса родителей к участию в совместной деятельности с детьми.
Реализация следующего совместного проекта «Моя семья» была направлена на решение задач по расширению представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях. Работа над данным проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста с нарушением слуха понятие «Семья», способствование воспитанию чувства гордости за свою малую родину, привлечение родителей к активному взаимодействию с ребёнком и педагогами группы, повышение роли в становления личности ребёнка.
Задачи:
– содействовать формированию психических функций, обогащение общего и личностного развития; формирование навыков самоконтроля, самооценки, рефлексии;
– способствовать выработке умения вступать в общение и выполнять игровые задачи в процессе словесной коммуникации, формированию адекватных взаимоотношений, установлению эмоциональных контактов;
– создавать условия для вырабатывания навыков четкой, внятной, выразительной, интонированной речи, развивать слуховое восприятие.
– формировать представления детей о понятиях: семья, семейные традиции;
– расширять знания детей о родственных связях через организацию совместной с взрослым исследовательской деятельности (создание генеалогического древа семьи);
– способствовать развитию творческих способностей; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях; вовлечь родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
С целью привлечения родителей к совместной деятельности с ними были проведены консультации «Что такое генеалогическое древо?». «Что такое родословная?», «Семейный альбом».
В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. Узнали больше о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений. Расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
Итогом этого проекта стало дидактическое пособие, активно применяемое на практике в образовательной работе педагогов и игровой деятельности детей.
Фотоальбом «Моя семья».
Варианты использования:
«Наши папы — металлурги», «Найди маму (папу)».
Цель : Создание условий для узнавания из окружающих людей мам и пап, называния их имен и профессий, определять, где чьи родители.
«Семья».
Цель : Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. Расширение представления детей о семье, уточнение понятий: «семья», «родственники».
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что проектная деятельность — это не только огромная возможность для дошкольников с нарушением слуха думать, пробовать, экспериментировать, самовыражаться, а также возможность обеспечить развитие всех сторон речи и достижение социальной интеграции.
Для достижения наилучших успехов в социализации детей с нарушением слуха нами создаётся педагогическая среда в тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
В результате работы над проектами дети расширили представление о своей семье, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Ребята познакомились с понятиями «род», «родственники», «родословная».
Данная деятельность способствовала:
– развитию у детей творческих и исследовательских способностей,
– приобретению навыков поиска и сбора информации, умениям анализировать и презентовать свои работы,
– воспитанию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика-синтез, 2008. — 112 с.
- Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2010.
- Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах № 5
Ключевые слова
совместная деятельность, Великая Отечественная война, ребёнок, проектная деятельность, нарушение слуха, родительПохожие статьи
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье представлен опыт работы классного руководителя в воспитании патриотической направленности через реализацию проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.
Похожие статьи
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности
В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстников к детям с ОВЗ.
Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО
Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи как фактор эффективного полоролевого воспитания дошкольников
В статье рассматривается такой фактор эффективного полоролевого воспитания старших дошкольников, как взаимодействие с семьями воспитанников в процессе проектной деятельности.
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников
В статье авторы освещают опыт использования нетрадиционных форм взаимодействия педагогов группы компенсирующей направленности дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.
Патриотическая направленность в воспитании детей с умственной отсталостью классным руководителем во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной статье представлен опыт работы классного руководителя в воспитании патриотической направленности через реализацию проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью.