Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макарова, О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи / О. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 70-74. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35344/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОО и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Но особые требования предъявляются к воспитателям, которые должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными стандартами [2, с. 176]. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Воспитатели ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей воспитателей. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников [5, с. 2].

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени [6, с. 3].

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОО или отдельная программа как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы, связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном образовании использование метода проектов является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. [6, с. 4] Метод проектов возник в 20-х годах прошлого века в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом, психологом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Килпатриком. В. Килпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся, стремился создавать его как организацию деятельности ребёнка в среде [1, с. 11]. В 20–30 гг. прошлого века вышло много публикаций в России, посвященных внедрению метода проектов: Кагаров В. Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На пути к методу проектов» (1930), где подробно освещался вопрос об организации образовательного процесса, а также проблемы и пути их организации.

Метод проектов — важная составляющая комплекса педагогических технологий, рекомендованная современной образовательной программой «Шаг за шагом» (Stepbystep). Программа разработана коллективом Дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета. Участие российских ученых и практиков в совместных исследовательских проектах по развитию дошкольного образования ускорило внедрение метода проектов в практику работы отечественных ДОО. Проектирование в конце ХХ в. превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Детско-взрослое объединение предполагает партнерскую позицию взрослого, которая может быть выражена девизом: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ [5, с. 133–134].

Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Особое значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствует проектный метод [3, с. 191].

Семейные проекты, с одной стороны, направлены на раскрытие индивидуальности каждого, с другой — дают возможность понять и почувствовать, что ты часть социума, что рядом с тобой живут люди, у которых есть свое понимание действительности, свои взгляды. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, нравственно-эстетическому развитию детей, помогают выстраивать взаимодействие и сотрудничество семьи и образовательного учреждения [4, с. 183].

Анализ малой эффективности взаимодействия педагогов и родителей побудил к поиску средств решения актуальной проблемы.

Цель формирующего этапа — внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи.

Были поставлены следующие задачи:

1. Повысить компетентность педагогов в вопросах сотрудничества с семьей.

2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности.

3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию.

На стадии формирования сотрудничества с семьей выделили этапы взаимодействия на основании которых строилась дальнейшая работа:

1 этап — этап рефлексии, осознание педагогами детского сада собственных ошибок и трудностей.

2 этап — изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.

3 этап — создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи).

4 этап — реализация программы сотрудничества в рамках проектной деятельности.

Для решения этих задач педагогами далее была:

— изучена литература, определены формы конструктивного сотрудничества с семьей;

— разработан план работы с семьей;

— введены интерактивные формы, проектная деятельность и методы сотрудничества;

— опробованы мероприятия в условиях тесного контакта воспитателей, детей, родителей (в совместной проектной деятельности).

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Почему ребенку нужна игра?», «Знаете ли Вы своего ребенка?», «Чем и как занять ребенка дома». Организация процесса взаимодействия ДОО и семьи в проектной деятельности представлена в виде итоговых проектов «Город Волжский — в нем выросли я и ты» и «Великолепие Рождества».

В рамках работы над проектами была проведена следующая работа:

-создание развивающей среды;

-оформление стенда «Наши славные дела» (информация о деятельности детей в ДОО в фотографической форме);

-картотека игр для домашнего использования;

-родительские сочинения «Мой ребенок»;

-семейные праздники;

-трудовые акции;

-открытые занятия;

-оформление альбомов;

-конкурсы творчества;

-семейный календарь;

-маршруты выходного дня.

Формирующий этап был наполнен многообразным спектром возможностей для родителей, что проявлялось в желании: сшить игрушки, покрасить забор, смастерить дом для куклы, исполнить песню вместе с ребенком, сочинить стихотворение, написать рассказ, посетить театр, узнать новое на выставке, в музее.

Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их культурный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной и культурно-досуговой деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей.

В целом, можно заключить, что проектная деятельность является формой получения знаний, которая базируется на чувстве ответственности, способности принимать решение, способности ориентироваться на интересы других участников, обучение посредством приобретения опыта, самостоятельных действий и толерантности. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения. Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование частей и предшествует непосредственному ее проведению.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Таблица активности участия родителей в проектах

В начале учебного года приняли участие 10 родителей, в конце года – 24 родителя.

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Деятельность взрослых — и педагогов, и родителей — в рамках проектной деятельности и в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях.

Проектная деятельность — это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей — через совместную деятельность. Таким образом, использование проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОО и семьи.

Литература:

  1. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
  2. Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей [Текст] / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 3 (14). — С.175–178.
  3. Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл.ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.
  4. Токарева Т. М. Нравственно-эстетическое развитие дошкольников во взаимодействии детей, родителей и педагогов ДОО [Текст] / Т. М. Токарева // Сборник: Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка материалы всероссийской научно-практической конференции; отв. редактор Н. Г. Куприна. — Екатеринбург, 2015. — С. 179–183.
  5. Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. – 2009. — № 3(20). — С.131–135.
  6. Цеева Л. Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике [Эл.ресурс] / Л. Х. Цеева, Б. Х. Панеш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (143). — 7 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, родитель, ребенок, семья, педагогический процесс, проектный метод, форма взаимодействия, детский сад, дошкольное образование, образовательный процесс.


Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

Формирование нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии ДОУ и семьи

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Значение личности учителя иностранного языка в развитии творческой личности обучающихся

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Задать вопрос