Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 01.10.2018

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, Е. В. Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / Е. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3586/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современное общество в процессе постоянных изменений требует, чтобы человек имел нестандартное мышление, способность взаимодействовать с трансформированным миром, требует другого понимания своей роли в обществе, компетенций, связанных прежде всего с деятельностью человека. В таких условиях требуется модернизация дошкольного образования как сферы, формирующей культурный и образовательный идеал современного общества [1, c. 13].

Современным ДОО необходимо постоянно взаимодействовать с родителями не только в форме психолого-педагогической поддержки, но и активно привлекать родителей к жизни в детском саду. Это важнейшее условие для обновления системы дошкольных организаций. На практике современная образовательная организация часто использует только традиционные формы работы с семьей. Использование одной из уникальных и эффективных форм взаимодействия между ДОО и семьей — проектной деятельности поможет родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками педагогов.

Проектная деятельность реализуется сегодня в дошкольных организациях. Этот инструмент обеспечивает не только совместное сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимную помощь педагогов и родителей. Программы ДОО с использованием проектной деятельности — это программы «Успех», «От рождения до школы», «Детство», а также некоторые парциальные программы. Однако в большинстве программ проектная деятельность используется с целью развития некоторых навыков, а не с целью организации взаимодействия. Кроме того, часто проектная деятельность реализуется бессистемно.

В детском саду проекты детско-взрослые. В таких проектах участвуют дети, родители, педагоги и специалисты ДОО. Эта форма интересна тем, что совместный сбор и производство атрибутов, игр, конкурсов, презентаций показывает творческий потенциал детей, привлекает родителей к участию. Субъекты проектов могут варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Предлагаются следующие темы: «Откуда хлеб пришел?», «Как рождается книга», «Что я знаю о Великой Отечественной Войне?», «Безопасные дороги для детей», «Мой дом, мой город», «По сказкам Александра Пушкина», «Ребенок имеет право», «День Земли», «Будущие олимпийцы» [2, c. 3].

В процессе реализации проекта возникает взаимодействие и творческое сотрудничество между родителями и детьми. Атмосфера развлечений и игр позволяет потерять оковы самообладания и показать себя с удачей. Лучше узнать своих близких, детей и родителей стать ближе друг к другу, что, естественно, влияет на результаты деятельности.

Для повышения эффективности и результативности проектной деятельности, как средства организации взаимодействия детей, родителей, педагогов ДОО, современные ДОО придерживаются ряда основных правил [4, c. 54–59]:

  1. Систематическое обучение рефлексивному действию, в частности, оценки своей готовности, обнаружению причин затруднений в коммуникативной деятельности между участниками проекта.
  2. Передача дошкольнику творческой инициативы в проекте, а родители выступают ее «помощниками».
  3. Использование различных форм, методов и приемы обучения, с акцентом на методы и формы, повышающие степень активности дошкольников.
  4. Использование технологии диалогового взаимодействия, технологии развития критического мышления и иных метакогнитивных технологий, обучение правильной постановке вопросов.
  5. Сочетание репродуктивной и проблемной форм деятельности, привнесение творческого начала.
  6. Использование приемов, позволяющих достичь осмысления правил подлежащего выполнению задания всеми дошкольниками группы и родителями.
  7. Оценка реального продвижения каждого дошкольника в процессе развития социальной компетентности, внесение корректировок в организацию проектной деятельности с учетом этой оценки.
  8. Планирование коммуникативных задач в рамках занятий и заданий.
  9. Поощрение выражения дошкольником собственной позиции.
  10. Создание на занятиях и в рамках заданий атмосферы сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

Значимым фактором для успешного использования проектного метода является правильно выбранная тактика поведения педагога, выраженная в организации детско-взрослых сообществ [5, с. 133–134].

Среди приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в ходе формирования взаимодействия родителей, детей и педагогов ДОО в воспитательном процессе средствами проектной деятельности можно выделить такие, как:

  1. Создание проблемной ситуации (проблемное обучение), при котором, для дошкольников ставится конкретная проблема и совместно с ними осуществляется поиск ее решений.
  2. Привлечение дошкольников и родителей к условной контрольной и оценочной деятельности (например, к анализу рисунков и проектов друг друга).
  3. Коллективные способы обучения, к которым могут быть отнесены различные командные обучающие игры, совместные поиски решения проблем.
  4. Привлекательная цель, например, постановка перед дошкольниками цели, которую они могут решить только совместными усилиями, в ходе совокупной деятельности, в частности, это может быть общегрупповой проект.

Также современная практика реализации проектной деятельности, как средства организации взаимодействия педагогов, детей и родителей в воспитательном процессе ДОО предполагает создание образовательной среды (образовательного пространства) ДОО, которая будет способствовать налаживанию такого взаимодействия при реализации проекта.

Структура образовательного пространства ДОО может быть представлена в виде трех ключевых базовых компонентов, а именно:

  1. Пространственно-предметный компонент, предполагающий пространственно-предметные условия и потенциальные возможности реализации воспитания, развитии, социализации воспитанников. В рамках организации проектной деятельности данный компонент предполагает наличие средств реализации проекта, удобство организации и условий работы его участников.
  2. Социальный компонент, подразумевающий пространство условий и потенциальных возможностей, которое создается в процессе межличностного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (воспитанников, педагогов, администрации, родителей), в том числе и в рамках работы над совместным проектом.
  3. Психодидактический компонент, а именно, комплекс специализированных образовательных технологий (главным образом, содержания, средств и методов обучения и воспитания), основанных и построенных на определенных психологических и дидактических основаниях. В рамках проектной деятельности, как средства организации взаимодействия ДОО и семьи, это принципы сотрудничества, комфорта, открытости и др. [3, c. 76].

Для изменения образовательного пространства, как целостной системы под нужды проектной деятельности, необходимо целенаправленное и системное воздействие на все три эти компонента. Проектная деятельность в настоящее время используется достаточно широко, однако ее функция командообразования, организации взаимодействия, как правило, в педагогической практике отходит на второй план. Ввиду этого, проектная деятельность, реализуемая в воспитательном процессе, в большей степени нацелена на формирование знаний и навыков, а процесс организации взаимодействия ее участников выступает в качестве косвенного результата. Вследствие этого, необходимо соблюдать условия реализаций проектов, с тем чтобы проектная деятельность влияла не только на процесс развития, но и на процесс сплочения коллектива детей, педагогов ДОО и родителей.

Литература:

  1. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.
  2. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  3. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. — М.: Мозаика -Синтез, 2007. — 144с.
  4. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптации, сценарии дня)». — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 186 с.
  5. Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. — 2009. — № 3(20). — С.131–135.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, родитель, воспитательный процесс, образовательное пространство, детский сад, педагог, проект, процесс развития, ребенок, современное общество.

Похожие статьи

Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Система управления построением карьеры молодых педагогов в дошкольной образовательной организации

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Похожие статьи

Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Семейный клуб как форма построения системы партнерских отношений дошкольной образовательной организации и семьи

Формы и методы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Система управления построением карьеры молодых педагогов в дошкольной образовательной организации

Практика развития субъекта учебной деятельности в системе развивающего обучения как основа реализации современных образовательных стандартов

Задать вопрос