Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Ярцева, Е. А. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха / Е. А. Ярцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9117/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор теоретически обосновывает формы и методы развития диалогической речи у старших дошкольников с нарушением слуха.

Ключевые слова: диалогическая речь, нарушение слуха, старшие дошкольники.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в том числе такую информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и другое). У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Л. С. Выготский подчеркивал, что диалогическая речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, представляющей собой последовательное и систематическое изложение. В. И. Яшина отмечает, что «коммуникативная функция речи проявляется в двух главных формах — диалоге и монологе». О. В. Правдина указывает на то, что внешнюю речь можно разделить на устную и письменную, а устную речь — на диалогическую и монологическую.

Общение в форме диалога — это сложный вид социального взаимодействия, который требует особого внимания. Участие в диалоге может быть более сложным, чем просто выстраивание монолога. Основные характеристики диалога включают в себя краткость высказываний, вопросно-ответный формат, чередование реплик, использование жестов и мимики, интонационных средств, неполных предложений и свободное оформление высказываний без строгих литературных правил. Важно также использовать разнообразные лексические и словообразовательные средства для большей выразительности.

Таким образом, развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста играет важную роль в общем процессе развития и является ключевым аспектом работы с малышами в этот период. Диалогическая речь у детей в дошкольном возрасте проходит через различные этапы изменений. Множество факторов оказывают влияние на освоение связной диалогической речи.

Процесс онтогенеза включает в себя сложный путь развития, который осуществляется в двух направлениях: в усвоении языковой реальности — от слова к связному монологическому высказыванию, а также в усвоении содержательной стороны плавного высказывания — от общего смысла к конкретному детализированному суждению. Развитие речевой деятельности в онтогенезе представляет собой объект изучения как с лингвистической, так и с психологической перспективы.

Для того чтобы понять мир вокруг себя, ребенку сначала необходимо усвоить простые языковые формы, которые будут доступны его сознанию. Процесс освоения языка влияет на сложность выражения различных понятий. В ходе онтогенеза ребенок не просто повторяет слова окружающих, но и понимает основы языка, формируя свою собственную речь. Для усвоения основ языка необходим достаточно высокий уровень развития процессов анализа, синтеза, обобщения и дифференциации.

Формирование всех изученных когнитивных основ умения составлять связные высказывания происходит в процессе практической деятельности, осуществляемой в ходе общения.

С. Л. Рубинштейн развивает концепцию диалогической речи, подчеркивая, что она основана на способности выражать мысли в связном высказывании в ответ на конкретное высказывание. Он выделяет два связанных аспекта речи: мыслительный и языковой, что позволяет исследовать диалогическую речь как особую форму речевой деятельности. В своих исследованиях он отмечает, что дети постепенно переходят от ситуативной диалогической речи к контекстной. Вначале речь ребенка имеет ситуативный характер, но по мере развития речи и изменения ее содержания и функций, дети овладевают диалогической речью.

Идея Н. И. Жинкина о правилах внутренней, смысловой организации текста, отражающей логику мыслей говорящего, оказалась весьма продуктивной для развития теории диалогической речи.

Ф. А. Сохин определяет диалог как форму общения, где участники обмениваются речевыми высказываниями. Диалог может быть представлен как последовательность вопросов и ответов, либо как свободный разговор между двумя или несколькими людьми, направленный на понимание, общее восприятие и знание темы обсуждения.

Марина Лисина утверждает, что диалог — это форма общения, где каждое высказывание направлено непосредственно на собеседника и ограничено темой разговора. В диалоге присутствует краткость высказываний и их простота синтаксического строения. Теоретически диалог может быть бесконечным, так как его начало может быть неопределенным, но на практике у каждого диалога есть свой конец.

Анализ литературы в области психологии и педагогики показывает, что понятия «диалог» и «диалогическая речь» имеют разнообразные и многоаспектные определения. Определение диалога как формы общения и коммуникации, вероятно, наиболее полное, поскольку диалог является основной формой языка, связанной с его социальными и коммуникативными функциями, а диалогическая речь (речевое общение в форме диалога) представляет собой конкретное проявление языка с его уникальными средствами и определенной структурой.

Из психологической перспективы диалогическая речь рассматривается как особая форма активности. Согласно Л. С. Выготскому, диалог является естественным средством развития личности ребенка. Умение участвовать в диалоге включает в себя способность слушать и правильно понимать мысли собеседника, выражать собственные мнения и идеи, поддерживать эмоциональную атмосферу и контролировать нормы речи. Таким образом, особое внимание уделяется как коммуникативной, так и познавательной функции диалогической речи.

Б. И. Яшина определяет диалогическое единство как объединение нескольких реплик или предложений, тесно связанных между собой формально и содержательно. Виды диалогических единств включают вопросы и ответы, сообщения и реакции на них, а также побуждения и соответствующие реакции.

В соответствии с комбинацией различных типов высказываний (вопрос, сообщение, восклицание), данная классификация была расширена Д. И. Изаренковым. В ней основное внимание уделяется диалогическим единицам в виде реплик и вопросов: сообщение — вопрос; вопрос — сообщение; вопрос — вопрос; вопрос — побуждение; вопрос — восклицание; побуждение — вопрос; восклицание — вопрос.

Первым этапом создания высказывания является мотивация. Затем мотив превращается в общую смысловую структуру высказывания, которая предшествует внутреннему программированию. Следующий этап развития высказывания характеризуется переходом от внутреннего плана речи к семантическому плану. Завершающим этапом является осуществление речевого высказывания на внешнем уровне.

Согласно А. Н. Гвоздеву, диалогическая речь представляет собой форму общения, где происходит прямой обмен высказываниями между двумя или более участниками [7, с. 24]. По мнению М. И. Лисиной, диалогическая речь представляет собой сочетание устных высказываний, порожденных несколькими собеседниками в процессе непосредственного общения, объединенных общей ситуацией и коммуникативными целями [5, с. 17].

Структурные компоненты диалогической речи представляют собой индивидуальные высказывания, которые называются репликами. Они связаны между собой по смыслу и определенными отношениями. Реплики можно разделить на две категории:

– фразы, которые могут стимулировать (передавать информацию, задавать вопросы, побуждать к действию);

– реплики представляют собой ответы на сообщения, реакции на вопросы и отклики на побуждения.

Коммуникация может происходить в форме диалога, где участники общаются чередуясь в обращениях, задавая вопросы и отвечая на них, либо в форме беседы между двумя или несколькими людьми.

Разговор, как и любое общение, происходит в определенной ситуации и формируется в результате этой ситуации. Важную роль в разговоре играет первое высказывание. Оно не только является начальным сигналом для общения, но и определяет тему разговора.

Л. С. Выготский подчеркивает, что в диалогической речи содержание высказываний формируется на основе жизненного опыта общающихся и их потребностей передать информацию, запросить нужные данные, привлечь внимание к объекту или событию, поделиться наблюдениями, обсудить факты или выразить эмоции.

Диалог — это основная форма языкового общения, которая призвана удовлетворить потребности непосредственного общения. Он ориентирован на социальные взаимодействия и предполагает обмен высказываниями, связанными по смыслу. Для авторов психолого-педагогических исследований диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, где каждый участник играет роль как говорящего, так и слушающего. Важно, что диалог развивается благодаря взаимодействию с более опытным собеседником, который является носителем коммуникативной культуры.

Литература:

  1. Основы дефектологии» Л. С. Выготского — книга, изданная в Санкт-Петербурге издательством «Лань» в 2003 году, объемом 654 страницы.
  2. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей /В. И. Яшина, М. М. Алексеева / под ред. В. И. Яшиной. Москва: Академия, 2014, 445 с.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии /С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2012, 720 с.
  4. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество /Н. И. Жинкин. Москва: Лабиринт, 1998, 364 с.
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка /М. И. Лисина. Москва: Воронеж, 1997, 216 с.
  6. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи /Д. И. Изаренков. Москва: Русский язык, 1986, 154 с.
  7. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи /А. Н. Гвоздев. Москва: Просвещение, 2009, 365 с.

Похожие статьи

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Похожие статьи

Содержание и результаты изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассмотрена организация изучения фразовой речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, а также полученные результаты педагогического исследования.

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня

В статье автор рассматривает современный подход к развитию грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Особенности развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье автор раскрывает особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Связная монологическая речь старших дошкольников с нормой развития и с тяжелыми нарушениями речи

В статье анализируется понятие «монологическая речь», рассматривается состояние связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормой развития и у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Теоретические аспекты формирования социальных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье автор исследует теоретические аспекты формирования социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Состояние диалогической речи у дошкольников с ОНР 2-го и 3-го уровня

В статье описаны наиболее эффективные механизмы речевого развития дошкольников с ОНР. Предоставлен анализ исследований разных авторов, а также обозначены особенности формирования навыков общения путем игры.

Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

В данной работе рассматриваются проблемы изучения особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями. Автором статьи подробно проанализирована научно-методическая литература по вопросам словесно-логи...

Формирование диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством театрализованной деятельности

В статье авторами отражены результаты исследования диалогической речи по средствам театрализованной деятельности. В статье авторами показана актуальность использования театрализованной деятельности в процессе формирования диалогической речи у дошколь...

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задать вопрос