Общение с гиперактивным ребенком
Авторы: Алиева Дарья Алиевна, Кириллова Екатерина Геннадьевна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.
Дата публикации: 05.02.2024
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Алиева, Д. А. Общение с гиперактивным ребенком / Д. А. Алиева, Е. Г. Кириллова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8957/ (дата обращения: 22.12.2024).
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с такой особенностью у детей, как гиперактивность. И зачастую они не знают, как общаться с таким ребенком, и что такое вообще гиперактивность.
Сегодня мы с вами поговорим об особенностях общения с гиперактивным ребенком, познакомимся с понятием гиперактивность, с ее основными признаками и отличиями болезни от проявления характера.
Гиперактивность легче определить через 3 группы ее признаков: импульсивность, дефицит внимания, двигательная расторможенность. Импульсивность это действие человека по первому эмоциональному побуждению. Она связана с явным преобладанием возбуждения над торможением в нервной системе ребенка. Например, ребенок берется за любое дело, любой сложности с большим энтузиазмом, но не доводит его до конца; ребенок не может дождаться награды, поощрения; он не может ждать; Часто перебивает говорящего; ребенок с трудом выполняет нормы и правила поведения, так как не может контролировать и регулировать свои действия.
При дефиците внимания ребенку трудно сосредоточится и удержать свое внимание, он часто отвлекается. Например, ребенок часто задает массу вопросов, не дожидается ответа; с трудом слушает и слышит обращенную к нему речь; такие дети стараются избегать длительных и кропотливых интеллектуальных задач; часто теряют вещи; ребенок испытывает существенные трудности в самоорганизации и организации своего места.
Двигательная расторможенность — ребенок постоянно находится в движении, он не может ходить, сидеть и лежать, у него плохая координация движений и мышечная расторможенность. Ребенок суетлив, он очень шумный, так как у него плохая координация движений, он неуклюж, с трудом засыпает и спит на 1–1,5 часа меньше, чем его сверстники.
Гиперактивность у ребенка может быть проявлением характера и может быть синдромом. В медицине существует термин СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Чтобы выяснить, когда гиперактивность бывает особенностью характера, а когда болезнью, необходимо установить — мешает ли гиперактивность развитию ребенка.
Для начала разберем чем отличается гиперактивность как проявления характера от гиперактивности как болезни.
Признаки гиперактивности как проявления характера это: гиперактивное поведение ребенка ситуативно и связана с тем или иным местом (детский сад, дом) и конкретными людьми; не мешает ребенку нормально психически развиваться, то есть педагогические методы помогут ребенку в развитии и не требуется помощь специалиста (врача); ребенок может быть полноправным членом общества и нормально общаться с окружающими; ребенок не нуждается в помощи психолога. То есть, если это особенность характера, то нарушений в развитии малыша быть не должно, ребенок чувствует себя полноправным членом общества.
Признаки гиперактивности как болезни: ребенок во всех ситуациях ведет себя одинаково; у ребенка нарушается психофизиология развития, так как развитие всех психических процессов связано с желанием; у ребенка затруднены социализация и коммуникация, так как он импульсивен и конфликтен. Следовательно, если ребенок не проявляет способности к обучению, не может общаться со сверстниками, устраивает конфликты, то без помощи специалиста уже не обойтись.
С гиперактивными детьми нам трудно установить контакт, поэтому сейчас мы с вами разберем правила общения с гиперактивными детьми.
- Установить контакт: нужно говорить с ребенком смотря на него, то есть не смотреть в сторону. Если не достаточно слова, то прикоснитесь к нему, поверните его к себе, уберите все то что может помешать контакту с ребенком и отвлечь его — это игрушка, музыка, телевизор, кто-то из взрослых.
- Закон постоянства правил: есть правила поведения и эти правила всегда постоянны, то есть если сегодня нельзя совать пальцы в розетку, то и завтра это тоже нельзя делать. Правила должны быть понятны, конкретны и выполнимы. Например, если мы установили правило, что одежда должна лежать в шкафу, то мы должны не просто сказать «одежда должна лежать в шкафу», но и объяснить ребенку какая одежда, в каком именно шкафу и показать это ребенку.
- Порядок и безопасность: для гиперактивного ребенка это очень важно. Мы должны сделать все чтобы уменьшить вероятность травм, чтобы ребенок не дернул за какой-нибудь шнур, не полез пальцами в розетку, чтобы в доме ничего не упало. Очень трудно добиться от ребенка порядка и безопасности, когда в доме полный беспорядок: на кухне разбросана посуда, ножи и столовые приборы раскиданы, а у папы на рабочем столе полный беспорядок и нет свободного места. Поэтому родители в плане порядка и безопасности должны подавать пример своим детям.
- Режим во всем: чем чаще мы выполняем и делаем одно и тоже, тем лучше у нас это получается. Например, если мы встаем в обычные дни в семь утра, то давайте встанем в семь утра и выходной день, если мы обедаем в два часа дня, то давайте всегда обедать в это время, давайте складывать игрушки в определенное время, гулять в определенное время, ложится спать в определенное время, читать перед сном в определенный промежуток времени. Режим по часам — ребенку легче адаптироваться.
- Правило кулика: мы часто забываем хвалить наших детей и порой не замечаем, что у них хорошо получается. Нужно выискивать у ребенка что у него хорошо получается и постоянно хвалить его. Например, ребенок хорошо подметает, но посуду моет хуже и поэтому нужно его хвалить за проделанную работу и просить ребенка подмести еще раз вместо того, чтобы помыть посуду.
- Не победа, а участие: нужно хвалить ребенка за то, что он делает пускай и не до конца выполняет свою работу. Например, начал ребенок мыть посуду и ему не удалось отмыть ее до конца, но он ее мыл и это уже большое достижение для ребенка.
- Ветер в паруса: нужно найти у ребенка те способности, в которых он проявляется лучше всего, постоянно поддерживать его в этом и создать условия для выполнения задания. Например, кто-то очень хорошо умеет мыть посуду, кто-то хорошо рисует, у кого-то отлично получается лепить из глины или пластилина. Давайте поддерживать наших детей в этом, ведь они получают особое удовольствие от того, что у них хорошо получается.
- Энергию в нужное русло: у гиперактивных детей большой избыток энергии и ее нужно научится правильно тратить. Если мы не потратим энергию мы спокойно не сможем уснуть. Например, ребенку вечером нужно побегать, погонять мяч или покататься на велосипеде для того, чтобы выплеснуть куда-то свою энергию и спокойно уснуть.
- Искусство собираться в поход: очень важно обеспечить безопасность гиперактивному ребенку если вы куда-то собираетесь. Нужно продумывать свои действия. Если мы собрались в гости, мы должны все проверить, провести педагогическую беседу с ребенком, как себя нужно вести, рассказать, что можно, а что нельзя. Если мы собрались в магазин, то предусмотреть чтобы что-то купить и ребенку. Главное готовиться и обдумать свои действия. Необходимо помнить, что гиперактивные дети стимулирующе влияют друг на друга, если туда куда вы собрались уже есть дети и они активные, то будет сумасшедший дом и лучше отказаться от такой поездки.
- Родители тоже люди: родителям необходим отдых. Пробуйте оставить на кого-то ребенка, отдохните от него, ведь нашим детям нужны адекватные родители.
Таким образом, сегодня мы с вами выяснили, что при общении с гиперактивным ребенком нужно установить с ним контакт, соблюдать режим дня, постоянно хвалит ребенка, давать ему разные задания в том, в чем он хорош, направлять энергию ребенка в нужное русло. Выяснили, что гиперактивность как болезнь и гиперактивность как проявление характера отличаются друг от друга и при СДВГ необходима помощь специалиста.
Литература:
- Гиперактивный ребёнок или синдром двигательной расторможенности (сдвг). — Текст: электронный // детсад140: [сайт]. — URL: https://xn--140–5cdtbf0hi.xn--p1ai/files/SD_psy_giperaktivnii_rebenok.pdf (дата обращения: 17.01.2024).
- Иванова, С. В. Гиперактивный ребенок / С. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Проблемы педагогики. — 2015. — № 3. — С. 125–129
- Комаровский, Е. О. Гиперактивный ребенок / Е. О. Комаровский. — Текст: электронный // телеканал Интер: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=HX07iSfe8mM (дата обращения: 18.01.2024).
- Комаровский, Е. О. Доктор Комаровский: гиперактивный ребенок, что с ним делать? / Е. О. Комаровский. — Текст: электронный // tuapsevesti: [сайт]. — URL: https://tuapsevesti.ru/archives/64646/ (дата обращения: 03.02.2024).