Гиперактивный ребенок и успех на уроке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (545) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 15.11.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, Е. В. Гиперактивный ребенок и успех на уроке / Е. В. Ковалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 46 (545). — С. 302-304. — URL: https://moluch.ru/archive/545/119296/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проблема гиперактивности у детей является актуальной темой в современной педагогике и психологии. Гиперактивность влияет на способность ребенка к концентрации, управлению собственными эмоциями и импульсами, что может создавать определенные трудности в образовательном процессе. Гиперактивные дети нередко сталкиваются с проблемами в учебе, а учителя — с необходимостью корректировать свои методы обучения. Эта статья призвана рассмотреть, как педагоги могут создать условия, способствующие успеху гиперактивных детей на уроках. Мы обсудим природу гиперактивности, ее причины, а также предложим практические рекомендации для учителей, работающих с гиперактивными детьми.

Гиперактивность: сущность и причины

Гиперактивность — это нарушение внимания, сопровождаемое повышенной активностью и импульсивностью. Такие дети часто не могут усидеть на месте, склонны отвлекаться и редко завершают начатое. По данным статистики, гиперактивность встречается у 5–7 % детей школьного возраста, чаще всего у мальчиков. В случае гиперактивности ключевым диагностическим критерием является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), который выявляется в детском возрасте и сопровождается проблемами в когнитивной и поведенческой сферах.

Причины гиперактивности разнообразны и включают как биологические, так и социальные факторы. К биологическим причинам относят генетическую предрасположенность, нейробиологические изменения и особенности функционирования головного мозга. Социальные причины также могут оказывать значительное влияние. Например, неблагоприятная обстановка в семье, гиперопека или, наоборот, дефицит внимания к ребенку могут усиливать проявления гиперактивности. В последние годы исследователи говорят о комплексной природе гиперактивности, что требует системного и многоуровневого подхода к обучению таких детей.

Особенности образовательного процесса для гиперактивных детей

Гиперактивные дети в образовательном процессе нуждаются в особых условиях. Им сложно концентрироваться на одном задании более нескольких минут, они быстро устают и часто ищут способы отвлечься. Для успешного обучения таких детей учителям рекомендуется учитывать следующие особенности их восприятия и поведения:

– Гиперактивные дети лучше воспринимают информацию в формате коротких, сменяющихся блоков, так как это позволяет им удерживать интерес и снижает вероятность утомления.

– Физическая активность, которая характерна для гиперактивных детей, может стать не только источником проблем на уроке, но и ресурсом. Включение активных элементов в уроки — например, короткие разминки или задания, требующие двигательной активности, — помогает таким детям лучше усваивать материал.

– Гиперактивные дети часто нуждаются в поощрении и поддержке. Похвала и поощрение создают у ребенка уверенность в своих силах и позволяют укрепить его самооценку, которая у гиперактивных детей нередко снижается из-за трудностей с успеваемостью.

Основные методы и стратегии для работы с гиперактивными детьми

Для достижения успеха на уроках гиперактивные дети требуют индивидуального подхода и определенных методов обучения:

  1. Четкая структура и предсказуемость. Учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок был предсказуемым для ребенка. Если гиперактивные дети понимают, что будет происходить на уроке и чего от них ожидают, это снижает уровень тревожности и повышает уровень их вовлеченности.
  2. Разделение заданий на небольшие этапы. Длительные задания могут быть трудными для детей с СДВГ, поэтому рекомендуется разбивать материал на краткосрочные задачи с четкими инструкциями. Это позволяет им достигать ощутимых успехов на каждом этапе, что поддерживает их мотивацию.
  3. Обратная связь и положительное подкрепление. Гиперактивные дети хорошо реагируют на положительную обратную связь. Похвала, выраженная за достигнутые успехи, даже самые незначительные, помогает детям чувствовать себя ценными и важными. Важно не просто хвалить, но и объяснять, за что именно ребенок получил поощрение, что способствует формированию положительного поведения.
  4. Физическая активность и движение. Движение помогает гиперактивным детям справляться с излишним напряжением. Кратковременные физические упражнения, такие как растяжка, дыхательные упражнения или короткие активные задания, могут быть интегрированы в учебный процесс. Это улучшает не только настроение ребенка, но и его способность сосредоточиться на следующем задании.
  5. Индивидуальный подход. Работа с гиперактивными детьми требует гибкости и индивидуализации заданий. Например, ребенку можно предоставить возможность выбора между разными типами заданий или адаптировать их под уровень его текущих возможностей.
  6. Использование визуальных и цифровых инструментов. Визуальные материалы, такие как карточки, схемы и видео, помогают удерживать внимание гиперактивных детей. Кроме того, компьютерные игры и интерактивные упражнения способны сделать процесс обучения более захватывающим.

Роль учителя в работе с гиперактивными детьми

Коррекционная работа должна проводиться постепенно, в соответствии с индивидуальными особенностями. Это связано с тем, что гиперактивные дети физически не могут долго внимательно слушать учителя, сидеть спокойно или контролировать свою импульсивность. Например, как только они разовьют навыки внимания и смогут переключаться между концентрацией и вниманием, следует переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе обучения будут достигнуты стабильные и хорошие результаты, можно переходить к тренировке двух функций одновременно. Например, дефицит внимания и контроль поведения. После этого можно вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. По возможности обучение гиперактивных детей следует начинать индивидуально и, в крайнем случае, в малых группах, постепенно переводя их в большие группы. Это связано с той индивидуальной особенностью, что таким детям трудно сосредоточиться в окружении большого количества сверстников. Сами занятия также должны проводиться в игровой и эмоционально привлекательной для детей форме. Сколько бы ни было умственного напряжения, усилия окупаются. [4]

Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся выглядит таким образом:

– Варьирование видов деятельности в зависимости от утомляемости детей;

– Осознание потребности детей в физической активности (выполнение заданий учителя, требующих физической активности, например, раздача бумаг, вытирание досок и т. д.);

– Снижение требований к опрятности в начале учебного процесса;

– Релаксация и упражнения для расслабления мышц (например, массаж рук, пальчиковая гимнастика);

– Инструкции учителя должны быть четкими и не многословными;

– Избегайте категорических запретов.

Учителя должны учитывать специфику расстройства у детей с гиперактивным поведением и синдромом дефицита внимания. Такие дети могут непреднамеренно нарушать порядок в классе, плохо контролировать свое поведение, постоянно отвлекаться на что-то или постоянно быть более возбужденными, чем другие дети. Для успешного обучения гиперактивных детей учителя должны соблюдать ряд правил. Уроки должны быть разнообразными и ни в коем случае не должны быть рутинными или монотонными. Темп работы на уроках следует периодически менять. Например, включать в учебное время несколько гимнастических пауз. Это то, что дети младшего школьного возраста всегда делают с удовольствием. Во время перерывов дети освобождаются от умственной деятельности и могут использовать мышечную активность, которая накопилась за время их неподвижности.

Следует отметить, что общение с учителем — очень важный элемент для гиперактивных учеников. Гиперактивным детям необходимо постоянное внимание и обратная связь, чтобы оставаться сосредоточенными и заинтересованными в учебе. Когда они задают вопрос и не получают своевременного ответа, они могут быстро отвлечься и потерять интерес к занятию. Необходимо дать точное понимание чего ждет учитель от такого ученика в поведении. Создание позитивной среды является так же важным пунктом в коммуникации. Помните, что гиперактивным ученикам может потребоваться больше времени и поддержки, чтобы научиться и вести себя соответствующим образом. Использование творческого подхода в обучении может помочь сделать уроки более увлекательными и интересными для гиперактивных учеников. Чем понятнее правила урока, тем легче их усвоить детям с синдромом дефицита внимания. Важно учитывать особенности работы с гиперактивными детьми. Не перегружайте ребенка во время урока. Гиперактивные дети, по сути, быстро утомляются. Приступая к занятиям с ребенком, необходимо обратить внимание на то, какую нагрузку он может выдержать и как он усваивает информацию. Бесполезно пытаться повысить эффективность, давая больше работы. Скорее всего, ученик испугается количества и ничего не сделает. Лучше чередовать разные виды работы, позволять им перемещаться по классу, добавлять визуальные и слуховые материалы и не забывать о юморе. Еще один важный аспект работы с детьми с синдромом дефицита внимания — хвалить их даже за небольшие успехи.

Поддержка успеха гиперактивного ребенка на уроках требует от учителя разработки адаптивного подхода и применения различных педагогических методик. Индивидуальный подход, структурирование занятий, поощрение и использование активных методов — все это способствует формированию у гиперактивного ребенка положительного опыта обучения и позволяет ему справляться с трудностями в учебе. Кроме того, создание среды, в которой гиперактивный ребенок чувствует себя понятым и принятым, помогает улучшить его самооценку и мотивирует к дальнейшему обучению. Работая с гиперактивными детьми, учителя не только способствуют их успеваемости, но и помогают формировать здоровую личность, способную достигать поставленных целей и добиваться успехов в учебе и жизни.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Психология и педагогика детей с гиперактивностью. — М.: Академия, 2017.
  2. Гребенкина, Н. А. Гиперактивный ребенок в школе: методы работы учителя. // Современная педагогика, 2020.
  3. Ильин, Е. П. Психофизиология личности и мотивация: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2018.
  4. Петухов, В. В. Современные подходы к коррекционной работе с гиперактивными детьми. — М.: ВЛАДОС, 2019.
  5. Чутникова, Т. В. Педагогика и психология гиперактивных детей. // Психолог в школе, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром дефицита внимания, физическая активность, индивидуальный подход, образовательный процесс, урок, учебный процесс, учитель, обратная связь, успешное обучение.


Задать вопрос