Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности на прогулке «Коллекция камней» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект организованной непосредственно образовательной деятельности на прогулке «Коллекция камней» (группа компенсирующей направленности для детей с ТНР 6–7 лет) / Ю. Е. Пустовалова, Н. А. Костякова, Н. А. Адушева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8852/ (дата обращения: 16.12.2024).



Программное содержание:

  1. Расширять представления о камнях, как части неживой природы, их свойствах.
  2. Продолжать формировать умение делать выводы и умозаключения.
  3. Формировать умения ориентироваться, используя план-схему.
  4. Пополнять активный словарь детей.
  5. Закреплять навыки прямого и обратного порядкового счета.
  6. Развивать ловкость, выносливость, правильное дыхание.
  7. Развивать познавательно-исследовательскую активность, любознательность.
  8. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Материал и оборудование:

Камни; ведра, лупы, монеты на каждого ребенка; два обруча, железные и пластмассовые баночки, вата, одноразовые стаканчики, термос с чаем; музыкальные инструменты: дудка, маракасы, бубны, колокольчики, треугольник, деревянные ложки, губная гармошка, планшет с записью видеоролика «Исследователь», запись музыки (ритмичная, походная).

Ход мероприятия:

Дети собираются на прогулку.

Воспитатель: Ребята, только что поступило сообщение в Телеграмм, адресованное нашей группе. Давайте его посмотрим. ( просматривают видеообращение на планшете ).

Обращение: Здравствуйте, воспитанники подготовительной группы № 8. Меня зовут Николай Николаевич. Я исследователь, познаю различные объекты неживой природы. Мой помощник украл у меня коллекцию камней и спрятал, оставив только план — схему, на которой указал, где находятся камни. Но я, к сожалению, по важным делам нахожусь в Москве и не могу отправиться на поиски. Прошу вас о помощи. Отыщите, мою коллекцию камней! Высылаю вам план — схему.

Дети выходят на улицу.

В день осенний, на прогулку (маршируют на месте)

Приглашаю вас друзья! ( хлопки над головой)

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь.

Дети в одной колонне друг за другом движутся на свой участок, выполняя различные упражнения:

– Ходьба на носках, в приседе, приставным шагом;

– Бег змейкой, на носках, широким шагом, галопом;

– Преодоление препятствий: перешагивание через предметы, перепрыгивание через канавку;

Ходьба, упражнение на восстановление дыхания (вдыхаем воздух носом, выдыхаем ртом). Подходят к столу.

Воспитатель: Давайте подумаем, зачем нам нужна схема? (Чтобы узнать, где спрятаны камни) . Посмотрите, где же Миша спрятал камни? Что изображено на карте? (Дети высказывают свои предположения: наш участок детского сада с беседкой, деревьями, кораблем и т. д.)

Воспитатель: Как вы думаете, что на карте отмечено красными кружками? (места, где спрятаны камни)

Воспитатель: Можно ли по схеме определить, сколько камней спрятано? Как можно это сделать? (Их нужно посчитать) (Считают). Спрятано 10 камней.

Воспитатель: В каких местах они спрятаны? (Первый спрятан позади беседки, второй под кустом, третий около корабля, четвертый впереди беседки, пятый позади горки, шестой под столом, седьмой высоко на дереве, восьмой закопан в песке т. д.)

Воспитатель: Совершенно верно. Скорей отправляйтесь на поиски!

Расходятся по участку в поисках камней. Выкладывают на стол.

Воспитатель: Посчитайте по порядку и обратно свои находки. Посмотрите, к камням прикреплены контейнеры. Интересно, что в них? Откроем первый? В нем записка с заданием.

Задание 1: Выясните, камни одинаковые или разные? Чем они похожи, а чем отличаются? С помощью какого предмета мы можем рассмотреть камни и сравнить их? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю с помощью лупы рассмотрим каждый камень

Дети рассматривают, делают выводы.

Воспитатель: Следующий по счету какой контейнер? (Второй)

Задание 2: Выясните, можно ли разломать камень?

Воспитатель: Возьмите по камешку и попробуйте их разломать. Попробуйте поцарапать монеткой. Остается ли след? Какой можно сделать вывод? ( К амни прочные, их не поцарапаешь)

Воспитатель: Молодцы вы справились и со вторым заданием. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Подвижная игра «Бабушка». (Считалкой выбирают «бабушку». «Бабушка» встает в центр круга и как будто что-то собирает на земле. Остальные ходят по кругу, спрашивают «бабушку»).

— Бабушка, что ты делаешь?

— Грошики собираю.

— Грошики тебе для чего?

— Мешочек куплю.

— Мешочек для чего?

— Камешки наберу.

— Камешки для чего?

— Пироги ими начиню.

—Пироги! Зачем?

— Ваших деток накормлю.

После этих слов «бабушка» убегает. Игроки догоняют со словами: «Тьфу, на твою голову!» ( проигрывают 2 раза).

Воспитатель: Вернемся к камням. Какой по счету контейнер откроем?

Задание 3: Выясните, камни легкие или тяжелые?

Воспитатель: Положите на одну ладонь камень, а на другую комочек ваты? Что можно сказать? Взвешивая в ладонях мелкий камень, трудно определить точно, что же тяжелее камень или комок ваты. Для того чтобы убедиться в правильности ответа на вопрос давайте еще раз это проверим.

Игра: «Кто быстрее?» (Одна команда собирает в ведро ватные комочки, а другая камни, лежащие внутри обруча)

Воспитатель: Обменяйтесь ведрами. Какое ведро тяжелее?

Воспитатель: Вернемся к нашим камешкам. Открываем следующий контейнер? Какой? (Четвертый).

Задание 4: Выясните, камни полезны или вредны для человека? Где человек использует камни? Оглянитесь, скажите, что сделано из камней. Какой вред могут принести камни? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Запомните: нельзя бросать камни в людей, в животных, в птиц, в стекла, таким образом можно нанести ущерб жизни и здоровью окружающих. А вот играть с камнями под присмотром взрослых можно.

Игра «Попади в ведро с водой» (На расстоянии 2-х метров дети по очереди бросают камешки, стараясь попасть в ведро с водой).

Воспитатель: Что произошло с камнями?

Дети: Они погрузились на дно ведра.

Воспитатель: Следующий по счету, какой контейнер? (Пятый)

Задание 5: Сможете ли вы из гладких камней и пластилина сделать мордочки диких животных? (Лепят). Давайте эти красивые мордочки поместим на пенек и назовем его «Пенёк сказочных камней».

Воспитатель: Следующий по счету контейнер какой. Что там?

Задание 6: Выложите на асфальте данные изображения из камней. После выкладывания выполните упражнения.

Воспитатель: Откройте следующий контейнер. (Седьмой)

Задание 7: Можно ли из маленьких камешков сделать музыкальный инструмент?

Воспитатель: Ребята, для вас приготовлено несколько железных, пластмассовых баночек и мелкие камешки. Как вы думаете, что вам нужно сделать? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам под ритмичную музыку поиграть на различных музыкальных и самодельных инструментах. Играют

Воспитатель: Посмотрите, что в восьмом контейнере? (Колечко). Как вы думаете, зачем его сюда положили? (предположения детей)

Воспитатель: А я вам открою несколько секретов о камнях. Сегодня мы с вами нашли камни, но не узнали, как они называются ? (Педагог показывает на камни и называет их: гранит красный, гранит серый, полевой шпат розовый, полевой шпат серый, кварц белый, слюда). А в нашем колечке драгоценный камень — фианит. Добывают его в горах, в скалах. В переводе с греческого камень означает скала. Все камни называются горными породами.

Послушайте сказку еще об одном камне: С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень. Это конечно — каменный уголь . (показывает) Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки. Разве ни чудо!

Воспитатель: Какой следующий контейнер? (Девятый) Там записка.

Задание 9: Здравствуйте, ребята! Я Миша, помощник Николая Николаевича. Я хотел спрятать всю коллекцию камней от грабителей, пока Николай Николаевич уехал в Москву. Но произошла беда. Один камень рассыпался на мелкие крупинки. Помогите мне его собрать.

Воспитатель: Возьмите веники и давайте все крупинки сметем в небольшую кучку. Посмотрите, на что похожи эти крупинки? Ребята, да это же обычная соль — называется галит. Человек не может жить без соли. Соль помогает организму перерабатывать пищу. Наш организм должен получать в день около двадцати граммов соли. Не обязательно в чистом виде. Можно с водой или пищей. Без соли человек может погибнуть.

Релаксация: Воспитатель достает термос, в котором теплый чай с лимоном. Приложите свои руки к термосу. Он согреет вас теплом. Понюхайте, какой вкусный аромат доносится из термоса. Так и хочется попробовать его. Раздает одноразовые стаканчики, наливает каждому.

Воспитатель: Откроем десятый контейнер. Что такое, он абсолютно пустой? Как же мы без подсказок сможем отыскать последний камень? Что же нам делать? (Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Нам поможет доска объявлений. (Подходят к доске)

Объявление: Кто потерял удивительный камень, из которого делают кирпич, посуду, игрушки. Камень мягкий, но если его подержать в огне, он становиться твердым. За находкой обращаться на участок группы № 9.

Воспитатель: Ребята, скорее отправимся за камнем. Да это же глина? ( благодарят детей за находку).

Воспитатель: Ребята, только что поступило сообщение от исследователя Николая Николаевича. ( Читает письмо ) «Дети, огромное вам спасибо, что вы отыскали всю мою коллекцию камней и готовы мне ее вернуть. Мне Миша все рассказал. Я его простил. Я вам очень благодарен».

Воспитатель: Ребята, давайте запишем видеоролик о наших приключениях, вспомним, с чего все началось и чем закончилось? Что вам запомнилось больше всего, а что не понравилось (воспитанники по порядку, записывают видео).Появляется исследователь Николай Николаевич.

«Молодцы! Вы заслужили от меня подарок! Высылаю вам детскую энциклопедию о природных явлениях. Вместе с воспитателем прочитаете и узнаете много нового о природе. Высылаю так же карточки, на которых вы дома нарисуете понравившейся камень».

Воспитатель: Вот наши приключения закончились нам пора возвращаться в группу. Звучит походная музыка

В день осенний, на прогулке

Приключенья мы нашли.

Подружились мы с камнями.

А теперь пришла пора

Отправляться детвора.

Воспитатель: Дети, посмотрите, наша посылка уже пришла! (В группе им раздают карточки и показывают энциклопедию).

Литература:

  1. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов ДОУ. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Новиков И. М. Формирование представления о ЗОЖ у дошкольника. Для работы с детьми 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2011.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие со Снежинкой» (для детей 5-6 лет)

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к тётушке в деревню» для детей младшей группы (3–4 года)

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

«Теремок на новый лад». Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект образовательной деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе детского сада (6–7 лет) на тему «Воздух вокруг нас»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей с ТНР с элементами нейропсихологического сопровождения в подготовительной группе (6–7 лет) «Путешествие в сказочный осенний лес»

Конспект подгруппового логопедического занятия в группе детей компенсирующей направленности для детей с ТНР от 5 до 8 лет «Кубань — родимая земля»

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие со Снежинкой» (для детей 5-6 лет)

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к тётушке в деревню» для детей младшей группы (3–4 года)

Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)

«Теремок на новый лад». Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Кошка — домашнее животное» для детей старшей группы (5–6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи образовательной деятельности для детей группы ТНР (6–7 лет) «Мой любимый город»

Конспект образовательной деятельности (занятия) в подготовительной к школе группе детского сада (6–7 лет) на тему «Воздух вокруг нас»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Задать вопрос