Что я слышу — забываю.
Что я вижу — я помню.
Что я делаю — я понимаю.
Актуальность развития познавательной активности дошкольников обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования педагогического процесса в детском саду, направленного на оптимальное развитие личности ребёнка.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас, педагогов.
Дети по своей природе — исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире являются важнейшими чертами детского поведения. Познавательная активность — естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Именно стремление узнать, понять, догадаться создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Нереализованная познавательная активность может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.
Однако традиционное обучение чаще всего строится не на методах самостоятельного поиска, а не на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем — то добытых истин. Учебная деятельность предельно отдаляется от познавательной деятельности и становится скучной повинностью. Итогом может стать потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить.
Чтобы этого избежать, нужно максимально приблизить учебную деятельность ребёнка к исследовательской. Исследовательская деятельность понимает нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретения знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
За использование исследовательского метода обучения выступали такие классики педагогической науки, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении их возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Все исследования экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы педагогов. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова. Он в качестве основного вида ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддъякова, 1995).
Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Н. Н. Поддъяков выделяет два основных вида поисковой (экспериментальной) деятельности дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребёнка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребёнок в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид поисковой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые заранее определены взрослым.
В наиболее полном, развёрнутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
‒ ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
‒ предлагает возможные решения;
‒ проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
‒ делает выводы в соответствии с результатами проверки;
‒ применяет выводы к новым данным;
‒ делает обобщения.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, мы стремимся создать условия для исследовательской активности каждого ребёнка.
Одно из них — организация и проведение экспериментов с объектами природы, в частности, с природными камнями, песком, глиной.
Камни — удивительные создания природы. Они ровесники нашей планеты, над ними трудились те же космические силы, что создали весь мир, всю вселенную. И камни помнят об этих созидательных силах, они связаны с ними родственными узами, наполнены их энергией. Жизнь камней не похожа на жизнь людей, животных, растений. Это — жизнь самой Земли, самой нашей планеты. Мы привычно относим камни к неживой природе, но они рождаются, растут, болеют, умирают. Наша задача — дать возможность детям осознать, что мы живём на живой планете, которую надо любить и оберегать. Изучение камней — увлекательнейшее занятие. Ни один природный материал не притягивает с такой силой, как разнообразные камни. Ребёнок испытывает удовольствие, перебирая камешки, ощущая их цвет, форму, фактуру. Он разглядывает замысловатые узоры, находя в них порой самые неожиданные изображения: море горы, цветы, фейерверки.
При проведении экспериментов с объектами живой природы всегда есть опасность причинения им вреда, пусть и не намеренно. Экспериментируя же с природными камнями, глиной, песком, можно не опасаться, что им будет нанесён какой — либо вред.
Манипулирование с камнями у ребёнка массу положительных эмоций, помогает преодолеть сенсорную депривацию в условиях длительной зимы, развивает мелкую моторику. Использование легенд, сказок о камнях развивает образное мышление, речь. Активнее протекает развитие внимания, памяти. В процессе экспериментирования с камнями дети учатся видеть и выделять проблему, ставить цель, анализировать объект, выделять существенные признаки и связи, самостоятельно осуществлять эксперимент, делать выводы. Кроме того, эксперименты обеспечивают личностно — ориентированное взаимодействие воспитателя — вместе, на равных, как партнёров.
Учитывая всё вышеизложенное, я пришла к выводу о необходимости внедрения детского экспериментирования с природными камнями в педагогический процесс.
Игра «Придумай сказку о камне»
Цель: развивать интерес детей к камням, учить видеть отличительные признаки разных камней, развивать творческие способности.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям придумать сказку о волшебных превращениях камней. Пусть камень станет главным героем сказки, у него появится имя, друзья, враги…
Воспитатель начинает: «На дороге валялся самый обыкновенный серый камень. И вдруг…» А то, что было «вдруг», придумывают дети.
Игра «Горные породы и минералы»
Цель: помочь детям понять, что такое минералы и горные породы, развивать творческие способности.
Ход игры
Детям раздают одинаковые наборы деталей конструктора. Детали будут «минералами», а то что из них получится, — «горными породами». Каждый ребёнок собирает свою конструкцию, какую захочет. Когда изделия будут готовы, воспитатель ставит их на стол, так, чтобы они всем были видны. Он обращает внимание детей на то, что хотя у всех были одинаковые детали — «минералы», изделия — «горные породы» получились разными.
Каждый ребёнок рассказывает о своём изделии. Нужно сказать. Чем оно похоже на изделия других детей и чем отличается.
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Ход игры
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/ сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, даёт устную инструкцию нарисовать на песке определённый узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, больших пуговиц и др.
Песочная Фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Литература:
- Гладышева Т. П. «Магия камня». СПб, ООО «Диамант», 2002 год.
- Гальперштейн Л. Я. «Как начиналась жизнь». Научно-популярное издание для детей. Москва, ООО «Росмэн — Пресс», 2002 год.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под редакцией Прохоровой Л. Н. Москва, АРКТТИ, 2005 год.
- Николаева С. Н. «Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду». Москва — Синтез».
- Савинков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». Ярославль, «Академия развития», 2002 год.