Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста.
Автор: Пляскина Елена Прокопьевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 10241 раз
Библиографическое описание:
Пляскина, Е. П. Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного возраста. / Е. П. Пляскина. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4037/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время для нас, педагогов и психологов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с проблемами поведения, а также личностного развития. В нашем саду из 60 обследованных детей 9,3 % имеют выраженную агрессивность, у 23,1 % детей высокий уровень тревожности, наличие страхов отмечается у 21 % из обследованных детей. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям. Не остался в стороне и наш детский сад.
О литотерапии в психологической практике, в том числе и о применении методов литотерапии в детских садах какой-либо информации в педагогической и психологической литературе я не нашла. Стала изучать данное направление более глубоко, изучать и применять литотерапию в собственной практике.
В средние века философия считала, что камни соединяют мир Вселенной (макрокосмом) с миром души и тела человека (микрокосмом). Каждый камень в представлении астролога был в подчинении одному из небесных тел и, получая от него космическую энергию, мог оказывать прямое воздействие на человека, врачуя его организм и помогая в делах. Современная наука это отрицает. Однако учеными было установлено, что камни могут оказывать значительное эмоциональное и даже физическое воздействие на человека благодаря физическим характеристикам — природному цвету и форме, а также в связи с придаваемой им общественной нагрузкой — ценностью в обществе, популярностью и узнаваемостью (камни эстетически красивы). Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику человека: созерцание и обладание камнями способно воздействовать на центры удовольствия головного мозга посредством органов зрения и осязания — эти исследования давно проводятся в США. Большинство магических и лечебных свойств камней основано в первую очередь на явлениях самовнушаемости, внушаемости, коллективного осознания сложившихся веками традиций и эффектах плацебо. Когда речь идет о литотерапии, чаще всего подразумевается лишь контактное (массаж), а порой и бесконтактное воздействие минералов на организм человека — медитация. Поэтому в моей практике камни лишь вспомогательные предметы, вокруг которых все строится.
Камни — разноцветные, поэтому упражнения с ними можно использовать совместно с цветотерапией, как более изученным в психологии направлением (например, «Цветовой игротренинг» Погосовой Н. М.).
Кроме того, с 2011 году совместно с кафедрой стоматологии детского возраста, ЛОР болезней и физиотерапии в нашем саду внедряется программа оздоровления детей по теме «Влияние функциональных нарушений ЛОР органов и патологий челюстно-лицевой области на психоэмоциональное и физическое развитие ребенка». Чтобы работать в направлении ДОУ, я в свою практику литотерапии включила упражнения дыхательной гимнастики.
А без сказки нет общения с детьми! Сказкотерапия — помощник всех специалистов, работающих с детками.
В результате появилась рабочая программа под названием «Самоцветы», направленная на снятие у детей эмоциональных проблем. Рабочая программа состоит из занятий. Каждое занятие строится вокруг одного определенного цвета.
Примеры упражнений, включенных в программу.
- Разноцветные камешки (литотерапия — внимание, тактильное восприятие, дыхательные упражнения)
— Посмотрите на эти красивые разноцветные камешки. Удивительно, насколько щедра Матушка-природа на краски. Какие цвета вы здесь видите? Молодцы. Возьмите по камешку себе.
Упражнения на развитие речи и познавательных процессов
- Теперь, когда камешки у вас в руках, внимательно рассмотрите их, попробуйте заметить особенность вашего камешка. (Далее идет расширение словарного запаса, набор прилагательных). Почувствуйте, какой камень на ощупь (гладкий или шершавый, твердый или мягкий), какая у него температура (теплый или холодный), посмотрите, какой у него размер (большой или маленький), блестящий или нет, прозрачный или нет (посмотрим на свет?). А теперь постучите своим камешком о камешек соседа. Какой звук вы услышали? На что похож звук? (работа по всем трем каналам восприятия: зрение — визуальное, слух — аудиальное, ощущение — кинестетическое).
- Волшебное превращение (воображение). Еще раз посмотрите на свой камешек. На что похож ваш камешек? Во что его можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...) а теперь попробуйте изобразить то, на что похож ваш камешек, а остальные ребята попробуют отгадать, что вы задумали. Можно озвучить ваши действия. Кто у нас самый фантазер?
- Теперь перемешаем все камешки в одной коробочке, а вы попробуйте среди всех найти свой! Отлично! (развитие внимания).
Упражнения дыхательной гимнастики
- Положите камешек на одну ладошку прямо перед собой, а вторая ладошка пустая (упражнение «Ладошки» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Покажите мне свои ладошки! Начинаем делать шумные, короткие и ритмичные (соблюдение всех трех условий обязательно!) вдохи носом, одновременно, сжимая ладони в кулаки (прячем камешек), т. е. производим «хватательные» движения.
- Положите камешек на пол прямо перед собой (упражнение «Насос» из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой). Основное исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон, т. е. потянитесь руками к полу, не касаясь его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном. Затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь!), и снова поклон и короткий шумный вдох «с пола». Выдох надо делать после каждого вдоха самостоятельно, не напрягаясь (т. е. пассивно), через рот, не открывая его широко.
- Согрейте его теплом своего дыхания, подуйте на него длительно и плавно... Вдох делаем носом, а выдох — ртом. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем в себя животик.
- Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от камешков. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем. Повторяется несколько раз.
Упражнения на снятие мышечного напряжения
Все упражнения повторяются 3–4раза.
- Поиграем с камешками в прятки? (снятие мышечного напряжения) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой ладони.
- Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком и т. д.
- Упражнение «Мышечный зажим». Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
Массажные упражнения
- А теперь аккуратно покатаем камешек между ладошками. Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику. Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.
- «Завинчивание и откручивание». Камешек прокручивается в пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации мышечных усилий, способствует формированию усидчивости и повышает сосредоточенность.
- «Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони, положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар
- «Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который располагается прямо в центре ладони.
- «Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий уголек (при этом естественно массируются ладони, тренируется ловкость).
- «Дракон играет с жемчужиной»
Физкультминутки:
1. Камешки, солнышко, заборчик»
Камешки показывайте согнутыми кулачками, солнышко — растопыренными во все стороны пальцами, а заборчик — вытянутыми, и крепко прижатыми друг к другу.
Ведущий быстро говорит названия этих предметов, чередуя их и запутывая игроков.
2. Зайчик шел, шел, шел, зеленый (по цвету занятия) камешек нашел.
(Ходьба на месте с наклоном вперед, чтобы поднять «камешек»)
Мишка шел, шел, шел, белый камешек нашел.
Котик шел, шел, шел, синий камешек нашел.
(Дети маршируют, наклоняются, поднимают то правой, то левой рукой «камешки»)
Детки шли, шли, шли и домой пришли. (Садятся на места)
Кроме упражнений с камнями, в занятия включены и:
- Упражнения на снятие агрессивности, тревожности, страхов.
- “Вкус цвета” — детям предлагается продегустировать кусочки пищи различных цветов и описать вкусовые ощущения (Например: красный цвет — яблоко; оранжевый — морковь, хурма; зеленый — огурец).
- “Психогимнастика” — передача образов с помощью пантомимики, жестов, перевоплощения в волшебных существ (сказкотерапия).
- “Определение настроения” (своего, других, сказочных героев).
- Подвижные игры.
В мире много невероятных чудес. Ия решила показать ребятам одно из них — чудо рождения кристалла, сотворить это чудо вместе. Мы с детьми вместе вырастили кристаллы медного и железного купороса, кристаллы соли. Ведь деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Когда через несколько дней мы с детьми достали кристалл медного купороса, восхищенный возглас ребят раздался в группе. И наш кристалл с каждым днем становился все больше. Чудо произошло! Дети увидели чудо своими глазами — это самое главное!
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В рамках своей программы я рассказываю детям о сиреневом чуде Сибирской земли — камне Чароите (создана авторская сказка и презентация), знакомлю с коллекцией самоцветов Забайкалья.
Основная задача ДОУ — поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого комфортные психологические условия. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях, в том числе психологического, является приоритетной. А когда сюда добавляется и компонент патриотизма, воспитание гордости за свой родной край, воспитатель может считать свою задачу выполненной.
Литература:
1. Большая серия знаний. Планета Земля. — М.: ООО “Мир книги”, 2004.
2. Кленов А. С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
3. Новиков Э. А. «Клады земли». Изд. «Просвещение». М. 1971
4. Новый минерал //Докл. АН СССР. — 1965. — Т. 162, № 3. -С. 658–661.
5. Рогова В. П. и др. Чароит — новый минерал и новый ювелирно-поделочный камень //Зап.ВМО. — 1978. -Вып. 1 -С. 94–100.
6. Самсонов Я. П. «Самоцветы». М. «Недра» 1985
7. Соболевский В. И. «Замечательные минералы». Изд. «Просвещение». 1983
8. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М. изд. «Педагогика», 1981
9. Энциклопедический словарь юного химика. М. изд. «Педагогика», 1982
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В. А. Маркин. — М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
11. http://www.zhivojoffice.ru/kt1/tov/4619
12. http://snab-td.ru/index.php?categoryID=193
13. http://www.ua.all-biz.info/g337535/
14. http://www.ua.all-biz.info/g269541/
15. http://www.geocollect.ru/thematic.html
16. http://www.ua.all-biz.info/buy/goods/?rubric=1267&city=426&page=3
17. http://www.conspekt.info/pluss089/8214931268
18. http://www.rudim.ru/cat/id-29.html
19. http://www.stroyip.ru/site/17704–1399.html
20. http://www.dmufa.ru/catalog-2s91.html
21. http://shop.lithotherapy.ru/product/collection30_1/
22. http://basik.ru/forum/index.php?showtopic=336
23. http://blog.imhonet.ru/author/071080kk/?page=6
24. http://www.china-voyage.com/2010/12/skazka-o-dragocennyx-kamnyax/
25. http://geo.web.ru/druza/pg-100–119r/Page-102-Zbk-Yurg.htm
26. http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st008.shtml