Воспитательные, развивающие и обучающие задачи как принцип единства воспитания детей в тесном взаимодействии с родителями
Авторы: Васильева Евгения Георгиевна, Павлова Наталия Викторовна, Пальмова Светлана Геннадьевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 04.12.2023
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Е. Г. Воспитательные, развивающие и обучающие задачи как принцип единства воспитания детей в тесном взаимодействии с родителями / Е. Г. Васильева, Н. В. Павлова, С. Г. Пальмова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8831/ (дата обращения: 17.12.2024).
Одним из важнейших принципов воспитательно-образовательного процесса в детском саду является активное сотрудничество с семьями воспитанников с целью определения оптимальных приёмов развивающего, педагогического воздействия на детей, проявления преемственности согласованных действий, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства уважения и требований к ребёнку.
Поэтому данная разработка является значимой и полезной в педагогической практике. Главная цель разработки — вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных мероприятий с родителями. Предлагаемая методика и тема разработаны в соответствии с наиболее актуальными проблемами детей дошкольного возраста, что позволяет добиться положительных результатов в повышении психолога — педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и всестороннего развития детей, в формировании социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребёнком на разных этапах его развития, возрастанию интереса родителей к работе детского сада, обмену семейным опытом, выработки единых требований в подходе к воспитанию детей.
Цель разработки: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год, повышение педагогической культуры родителей
Задачи разработки: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет; помочь родителям наблюдать за ребенком, изучать его, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
Участники: воспитатели, родители
План проведения:
— Вступительная часть. Игра «Здравствуйте!»
— Беседа «Пути развития детей»
— Игра «Волшебная шкатулка».
— Игровая ситуация «Я научу своего ребёнка».
— Игра «Кто дороже всего на свете».
— Возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет.
— Заключительная часть.
Ход:
— Вступительная часть
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами и хотим поздравить вас с переходом в среднюю группу.
Поприветствуем друг друга в игре «Здравствуйте».
Воспитатель: Что необходимо помнить и делать, выполняя приветствие. Послушаем условия игры: участники смотрят друг другу в глаза, это позволяет человеку ощутить своего напарника, принять его, принять то, что живёт у него внутри и понять, что происходит с ним.
Ведущий просит участников соприкоснуться ладонями рук, коснуться каждого пальца партнёра и на каждое прикосновение сказать пожелание:
— Желаю успеха большого во всём и везде,
— Удачи тебе во всём!
— Беседа «Пути развития детей»
Существует два пути развития детей: воспитание и образование. Какой путь выбираете ВЫ?
Ответы родителей
Воспитатель зачитывает цитату Ушинского «Чтобы воспитывать детей — надо знать законы человеческой природы».
Так, рассмотрим воспитание, как проявление человечности. Если у вас не будет человечности, остальное — ничего не стоит. Послушайте замечательную притчу: «Однажды один профессор физико-математического факультета с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок, написал на доске большую цифру 1 и объяснил, это ваша ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Самое необходимое в жизни качество. Затем рядом с цифрой 1 написал 0, а это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз. Ещё один 0 — опыт, с которым человек стал на все 100, добавил 0 за любовь…Каждый 0 в 10 раз облагораживал человека. Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные ничего не значащие нули. Профессор сказал: «Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит».
Воспитатель: В каких качествах характера заключается человечность?
Поиграем в игру «Волшебная шкатулка».
— Игра «Волшебная шкатулка»
Условия игры: участники по очереди открывают шкатулку с записанными словами на листах бумаги, зачитывают слово, обозначающее черту характера и передают шкатулку следующему участнику. Цепочка слов продолжается.
— Обыгрывании ситуации «Я научу своего ребенка…»
Условия игры: участник записывает черту характера на своём листке и зачитывает в слух: «Я научу своего ребенка проявлять уважение, скромность, заботу, внимание…!»
Ответы участников по цепочке.
Воспитатель: Спасибо, уважаемые родители, за активное участие в играх. Сделаем выводы. На первом месте должно быть воспитание, а потом образование. Как сказал профессор «Если у вас не будет человечности, воспитание ничего не стоит».
Воспитатель: Человечность не рождается с человеком, становится человек человечным в процессе воспитания и жизненного опыта. Человечность выражается во всех наших повседневных делах. Поиграем в игру «Кто дороже всего на свете»
— Игра «Кто дороже всего на свете»
Условия игры: Родителям раздаются силуэты ребёнка, карандаши. Воспитатель зачитывает вопросы, ответы записывают на обратной стороне листка.
— Как зовут Вашего ребёнка?
— Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?
— О чём он думает?
— Чему радуется?
— О чём мечтает?
— Чего боится?
Воспитатель: Как порой трудно ответить на эти вопросы, поэтому мы и рассмотрим особенности развития детей 4 лет. При этом родители раскрашивают силуэт ребёнка цветными карандашами.
— Возрастные и индивидуальные особенности детей 4–5 лет
4-х летний ребёнок — самостоятельная личность, дети 4-х лет стремятся быть полезными, активно познают мир, себя, проявляются у них таланты, общаются со сверстниками и взрослыми, что способствует развитию дисциплинированности и дружеских отношений. Встречается у детей триада страхов: темноты, одиночества, замкнутого пространства. Осваиваются правила через поведение других людей, взрослые являются примером, закладываются основы характера.
— К 4 годам приобретаются моторные навыки, хорошо развита координация, подтягиваются на турниках (с помощью родителей).
— Умственное развитие зависит от их окружения. В этом возрасте можно заметить, какой канал восприятия лучше развит: зрительный (рассматривает книги); слуховой (слушает сказки); тактильный (лепит, рисует, собирает).
— Мышление образное
— Память связана с эмоциями
— Внимание целенаправленное, но не долгое (встречаются дети рассеянные, невнимательные). Если не развивать внимание, то это приведёт к плохому формированию навыков чтения и письма.
— Формируется ведущая рука
— Обогащается словарный запас слов от 1000 до 2000 благодаря существительным, реже прилагательными и глаголами. Сложные предложения даются с трудом.
После окрашивания родители показывают друг другу свои рисунки с цветными изображениями силуэтов детей и отвечают на вопросы воспитателя «Что же необходимо ребёнку для развития?»
Обсуждаются ответы (пополняются собственными высказываниями):
— Счастливые родители, спокойная обстановка в доме
— Заботливые бабушки и дедушки, встречи, ожидания
— Талантливые педагоги
— Хорошее воспитание, личный пример
— Условия жизни, чистота, красота, уют
— Общение, развивающие игрушки
— Постоянная активная деятельность
Есть замечательные слова: «Наши дети не стучались к нам в дверь, не упали с небес на нас. Мы сами пригласили их в нашу жизнь. И мы до последних дней будем нести ответственность за них!»
— Заключительная часть
В завершении нашего мероприятия хочу подвести итоги. С целью создания благоприятных условий для воспитания детей в сложившимся коллективе необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей в течении всего года. Желаю вам и вашим детям удачи и успехов в воспитании детей.
Литература:
- Дронова Т. Н. «Вместе с семьёй» (пособие по взаимодействию ДОУ и родителей) /Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М: Просвещение, 2005.
- Глебова С. В. Детский сад — семья: аспект взаимодействия. Т. А. Антипова / Воспитатель ДОУ — 2011, — № 12, — с. 88–94.
- Давыдова О. Н. Компетентный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова –СПБ: ООО «Издательство детство пресс», 2013, — 128с.
- Елисеева Т. П. Детский сад и семья, современные формы взаимодействия. Т. П. Елисеева — Мн.: Лексис, 2007–68 с.
- Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий центр, 2010 г.