Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе
Автор: Якушина Оксана Викторовна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 10.04.2016
Статья просмотрена: 779 раз
Библиографическое описание:
Якушина, О. В. Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе / О. В. Якушина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10274/ (дата обращения: 17.12.2024).
Преемственность в системе образования — это установление взаимосвязи между смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения.
Цель преемственности — обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей.
На дошкольной ступени:
- Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных способностей;
- Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
- Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка.
- Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
- Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.
- Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
- Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:
- Физическое развитие
- Познавательное развитие
- Социально-личностное развитие
- Художественно-эстетическое
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны передачу детей в школу с таким уровнем общего образования и воспитания, которые отвечают требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками. Их активное использование поможет для дальнейшего всестороннего развития детей. Работники дошкольных учреждений, хорошо знают требования, которые предъявляются в первом классе, и в соответствии с ними готовят старших дошкольников к систематическому обучению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приёмам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приёмы, применяемые в детских садах. Воспитатели детских садов включают в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, тем самым формируя у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Непосредственная образовательная деятельность, как форма обучения в детском саду, предшествует уроку в школе.
Личностная готовность детей к школе охватывает три основные сферы жизненных отношений ребенка:
– отношения с окружающими взрослыми; здесь важна произвольность, т. е. способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью, понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом качестве — в качестве учителя;
– взаимоотношения со сверстниками. Содержательное общение детей, происходящее в совместно-распределенной деятельности (игре, конструировании и др.) позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;
– отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более объективной. Это — один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.
Центральным показателем умственного развития детей к концу дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
Формирование готовности к обучению в школе — означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения школьной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких учебных предметов, как русский язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Главная задача, которую ставят педагоги перед собой — это усиление контроля и помощи детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребёнком поставленных перед ним целей. Стараться научить дошкольников распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять её в нужном темпе, вовремя завершать её.
Важная роль в детском саду принадлежит непосредственно образовательной деятельности, в ходе которой планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет формировать у них понимание учебной задачи, стремление выполнить её, умение действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретённые ранее знания и умения в новой деятельности, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Педагоги стараются заботиться об умственном воспитании и развитии каждого ребёнка. Для этого используются разные методы и формы работы:
ежедневная непосредственно образовательная деятельность детей, предусмотренная программой ДОУ;
ежедневная образовательная деятельность детей в ходе режимных моментов;
индивидуальный подход; применяются наглядные методы и приёмы обучения.
большое место отводится словесным методам обучения (рассказ воспитателя, беседы).
широко используются игровые приёмы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.).
особое место отводится дидактическим играм. Учебная задача, поставленная в игровой форме, делает понятной цель получения знаний. Это повышает произвольное внимание, активизирует деятельность детей, развивает познавательные интересы.
В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности. Поэтому детей учат готовить рабочее место в зависимости от предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность её выполнения, рационально использовать время, работать в определённом темпе. Повышаются требования и к поведению детей в процессе непосредственно образовательной деятельности: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно обучаться в школе. Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребёнка. К новым правилам, требованиям, нормам нужно адаптироваться, привыкнуть. У некоторых детей период привыкания к новым условиям растягивается на весь первый учебный год. Крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них ситуацией. И помочь им в этом может детский сад.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что преемственность заложена в обучении и воспитании детей, и является их атрибутом. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Процесс осуществления преемственности условно можно поделить на отдельные последовательные этапы:
1) формирование готовности детей в ДОУ к обучению в начальной школе;
2) адаптация детей к условиям обучения в начальной школе;
3) развитие учащихся в начальной школе на основе использования элементов формирования готовности и педагогических технологий ДОУ.
Таким образом, преемственность в дошкольном и школьном образовании является залогом успешной адаптации детей к школе.
Литература:
- Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования //Начальная школа 2002. № 7. С.3–10.
- Бадулина О. И. //Начальная школа 2002 № 1. С.101–104.
- Головина Е. А. К вопросу о преемственности между д/с и школой. //Начальная школа 2002 № 7. С. 11–14.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. –М., 2000. С. 117–120.
- Прикот О. Г. Детский сад и школа. //Дошкольная педагогика 2002. (январь, февраль, март). С. 20–23.
- Хрипунова О. Ю., Солецкая Л. Т., Толчина В. А. Социальная адаптация ребёнка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в образовательную школу. //Начальная школа 2001№ 11.