Одним из ключевых аспектов успешной реализации принципа непрерывности образования выступает согласованность целей, содержания, технологий и прочих элементов учебного процесса на всех ступенях образовательной системы. Это особенно важно на этапе перехода от дошкольной подготовки к начальному школьному обучению. Для благополучной адаптации детей к новому этапу обучения необходимо достижение ими к концу дошкольного периода определённого уровня общего развития, характеризуемого как готовность к началу школьной учебы.
Основные цели Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включают:
– создание равных возможностей каждому ребёнку в доступе к качественному дошкольному образованию;
– установление государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования посредством единых обязательных требований к организации учебных программ, их содержанию и ожидаемым результатам обучения, что способствует сохранению единого образовательного пространства России на уровне дошкольного воспитания.
ФГОС определяет основную цель предшкольной подготовки как формирование у дошкольников качеств, способствующих успешному освоению учебной деятельности: инициативности, любознательности, самостоятельности, способности к творческому выражению и саморегуляции.
Принятие ФГОС начального общего образования и федеральных государственных требований к программам дошкольного образования положило начало созданию связи между этими двумя образовательными этапами.
Задача дошкольного образования заключается не в формировании универсальных учебных действий, а в развитии предпосылок, которые впоследствии превратятся в необходимые умения младших школьников. Эти предпосылки связаны с личностной подготовленностью ребёнка к школе и уровнем сформированности внутренней позиции школьника.
Для успешного поступления в школу ребёнок должен обладать определенным уровнем коммуникативных способностей, включающим:
– развитые речевые навыки и способность использовать как вербальные, так и невербальные средства общения;
– стремление общаться со сверстниками и взрослыми;
– положительное восприятие совместной деятельности и творчества;
– внимание к партнёру по общению;
– умение внимательно слушать.
Согласно ФГОС, социально-коммуникативное развитие дошкольников осуществляется преимущественно через игру, которая отражает социальные взаимодействия взрослого мира. Именно игра становится основным видом деятельности дошкольника, позволяя детям осваивать общественные нормы поведения, мораль и этику, развивать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми.
Наряду с игрой в дошкольном возрасте развиваются и другие виды детской деятельности. Наиболее интересной в ряду продуктивной активности ребенка является рисуночная деятельность. У старших дошкольников это стадия схематического изображения. Здесь объект узнаваем, но схематизирован. Особенности рисунка в определённой мере коррелируют с развитием интеллекта. Наблюдения за процессом рисования и сами рисунки могут дать много информации о развитии ребенка, о его восприятии окружающих, в том числе и отношений с близкими людьми.
К старшему дошкольному возрасту возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания.
К концу дошкольного возраста осваиваются начальные формы произвольного запоминания. Память становится опосредованной.
К 6–7 годам на смену образному мышлению, начинает проявляться понятийное, или логическое мышление. Развивается устойчивость внимания, к семи годам ребенок в состоянии удерживать его около часа. Продолжает формироваться переключение внимания.
Процесс овладения основами речи, в основном, завершается. Существенно изменяется словарный объем речи. От контекстной речи ребенок переходит к объяснительной речи.
Самооценка к шести-семи годам становится более адекватной и происходит расслоение в сознании ребенка образов Я-реальное и Я-идеальное. Старшие дошкольники достаточно верно оценивают себя, учитывая оценки окружающих.
Детский сад является первым социальным институтом, в цели которого, в том числе, входит обучение детей в социуме. В данном учреждении у ребенка возникают первые самостоятельные контакты с окружающими людьми, дети начинают обучаться взаимодействию друг с другом. Их общение с ровесниками способствует более быстрому приобретению новых знаний и овладению новыми умениями, поскольку в раннем возрасте достаточно силен эффект подражания.
Дошкольное образование направлено на обучение детей осознанному поведению, развитию способности находить баланс между собственными потребностями и интересами окружающих. Они приобретают опыт защиты собственных прав, уважая при этом права других детей.
Кроме того, дошкольники развивают основы самоконтроля и самоуправления, учась самостоятельно определять интересующие их виды занятий и уделять им достаточное время. Эта способность закладывает фундамент дисциплинированности и организованности, которые пригодятся ребенку как дома, так и в дальнейшем обучении в школе. Важно подчеркнуть, что подобные навыки развиваются естественно, главным образом через игровую деятельность, являющуюся ключевым элементом педагогического процесса.
Сегодня перед системой дошкольного образования стоят пять приоритетных направлений формирования личности ребенка: когнитивное познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное и физическое развитие.
Педагог-психолог активно участвует в предупреждении и урегулировании конфликтов внутри семей воспитанников, а также между родителями и сотрудниками детского сада, оказывая поддержку семьям в сложных ситуациях.
Под психологической готовностью понимается способность ребенка свободно взаимодействовать со сверстниками, адаптироваться к правилам группы, легко воспринимать роль ученика, прислушиваться к указаниям преподавателя и проявлять инициативу в коммуникации и саморазвитии.
Основная задача дошкольного учреждения состоит в ознакомлении детей с элементарными нормами социального поведения и культурными традициями, стимулируя одновременно их эстетическое и интеллектуальное развитие. Таким образом, детский сад представляет собой первое общественное пространство, которое готовит ребенка к активной социальной жизни.
Литература:
- Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе; уч.-метод. Пособие / авт. Коллектив: О. Р. Ворошнина, Н. Ю. Зеленина, Н. А. Зорина и др.; под общ, ред. Л. В. Коломийченко; Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь. 2006. 47 с.
- Солдатова, Е.Л., Лаврова, Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 384 с.
- ФГОС ДО. Министерство образования и науки РФ https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

