Конспект музыкального занятия «Знакомство с играми народов Поволжья» для детей 6–7 лет с ТНР
Авторы: Самоделова Наталья Евгеньевна, Кондратьева Надежда Михайловна, Пахомова Людмила Владимировна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 27.11.2023
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Самоделова, Н. Е. Конспект музыкального занятия «Знакомство с играми народов Поволжья» для детей 6–7 лет с ТНР / Н. Е. Самоделова, Н. М. Кондратьева, Л. В. Пахомова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8795/ (дата обращения: 22.12.2024).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие , социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: формировать первоначальные представления у детей о традициях, обычаях, играх народов Поволжья.
Задачи:
— расширять и углублять знания детей о родном крае, о народах и национальностях, проживающих в нём — русские, мордва, чуваши;
— знакомить с народными песнями, танцами, костюмами, традициями, народными музыкальными подвижными играми;
— воспитывать чувство гордости за свой народ и его культуру;
— развивать координацию, выразительность движений; ритмический слух, певческие способности детей;
— способствовать развитию коммуникативных навыков.
Оборудование и материалы.
— костюмы народов Поволжья (русский, чувашский, мордовский);
— атрибуты к народным играм (лёгкое непросвечивающее покрывало, колечко);
— гармошка, ложки деревянные, балалайка;
— экран, видеопроектор, музыкальный центр,
Методы и приёмы.
Наглядный:презентация «Костюмы народов Поволжья», рассматривание национальных костюмов и их элементов, беседа о традициях народов Поволжья.
Словесный: прослушивание национальных песен, пословиц, чтение стихов.
Игровой: музыкальные подвижные игры с элементами соревнования; танцевальные упражнения; сюрпризные моменты с появлением представительниц русской, чувашской и мордовской национальностей, одетых в народные костюмы, и угощение от них.
Практический: танцевальные, речевые упражнения, попевки.
Ход занятия:
На экране слайд с изображением города Самара.
Дети входят в музыкальный зал друг за другом под фонограмму песни «Гимн Самары» Е. Войнова. В зале их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме. После остановки музыки дети останавливаются и образуют круг.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Евгеньевна, я музыкальный руководитель. Пришла, чтобы с вами спеть песни, потанцевать, поиграть в разные интересные игры. Вы готовы? А для начала давайте поприветствуем друг друга.
Музыкальное приветствие.
Я пою «Здравствуйте, ребята» (по ступеням мажорного звукоряда вверх), а вы мне отвечаете, поёте «Здравствуйте» (вниз по мажорному трезвучию). Затем музыкальный руководитель повторяет вместе с детьми. Ребята, как называется город, в котором мы с вами живём? (Самара) В Самаре живёт большинство людей русской национальности. Какие вы знаете русские народные пословицы? Я буду начинать, а вы продолжайте.
— Друг познается….. в беде.
— Сделал дело…. — гуляй смело.
— Без труда не вытащишь…… и рыбку из пруда.
У русского народа много сказок, песен, пословиц и поговорок, но так же много и танцев. И сейчас мы с вами разучим движение к русскому народному танцу, которое называется «Ковырялочка».
Танцевальная разминка под русскую народную музыку «Барыня» (командная работа по показу)
Вы хорошо потанцевали, а теперь присаживайтесь на стулья.
Под русскую народную музыку дети садятся на стулья лицом к экрану.
Распевание (индивидуальная работа) Урусского народа много песен. Какие они чаще всего по характеру? (Протяжные, лирические) Но есть и шуточные. Послушайте русскую народную песенку- попевку «Андрей-воробей» (показ и исполнение детьми на одном звуке «ми», затем вверх по полутонам).
Музыкальный руководитель. Сейчас я споюрусскую народную песню «Во поле берёза стояла», а вы послушайте (дети слушают исполнение первого куплета песни) .
— Какая это песня по характеру? (дети отвечают: спокойная, напевная)
— Правильно, а ещё эта песня протяжная и петь её нужно, как- будто ниточка тянется и нигде не рвётся. Давайте вместе споём первый куплет (пение первого куплета).
А еще я хочу познакомить вас с русским народным инструментом ( показывает гармошку ). Скажите мне, ребята, какие еще русские народные музыкальные инструменты вы знаете? ( Ответ детей: ложки, балалайка…). Правильно.
Я предлагаю вам создать свой русский народный оркестр, а играть мы с вами будем на ложках! Музыкантов, которые играю на ложках называют ЛОЖКАРИ (вместе с детьми)
Дети берут со стола заранее разложенные ложки по 2 на человека.
Игра на ложках под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».
На экране Слайд с изображением набережной реки Самара.
— На какой реке стоит город Самара? (Ответы)
Правильно, Волга — самая длинная река в мире и самая многонациональная в России. На её берегах мирно живут русские, татары, мордва, чуваши, казахи и много других народов. А хотите отправиться в путешествие и познакомиться с играми народов, живущих на берегах Волги? А на чём же мы можем отправиться? К первой станции мы отправимся на поезде.
Речевая игра «Поезд»
Музыкальный руководитель. Когда поезд едет, он выпускает пар — давайте покажем все вместе «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш» (все повторяют). А колёса выстукивают равномерный ритм «таки-таки-таки-таки» (повторяют)
А теперь под музыку.
Дети двигаются под фонограмму песни «Паровоз», изображая вагоны, друг за другом 1 круг и садятся лицом к экрану.
—Вот мы и приехали. Первая остановка — Мордовия. Звучит мордовская народная музыка ( Слайд — флаг Мордовии или столица Мордовии)
Под музыку входит воспитатель в мордовском костюме — Мордовка.
— Нас встречает представительница этого народа. Ребята, скажите, какой национальности люди проживают в Мордовии? (Ответ детей)
Мордовка: Паро чи! Или в переводе с мордовского Добрый день! Я рада приветствовать вас, у моего народа тоже много песен, танцев и традиций. Но я знаю, что вы любите играть в игры, поэтому хочу предложить вам поиграть со мной в мордовскую народную игру «Колечко», на мордовском языке это звучит — «Суркс».
Ход мордовской народной игры. Все встают в круг и соединяют свои ладошки. Водящий в центре, он понарошку передает колечко ребятам по- очереди. Тот ребенок, которому водящий по-настоящему передаст колечко, после слов водящего «Выходи со мной плясать» выходит с водящим в центр круга и начинают плясать под музыку. Всё понятно? Итак, говорим все вместе такие слова: «Раю, раю, раю, игру мы начинаем».
Хором: Раю, раю, раю, игру мы начинаем. (Игра проводится под музыку, дети выполняют элементы движений мордовского танца, проводится 2 раза).
Мордовка: Рада была встретиться с вами, ребята. Приезжайте к нам ещё. Васедемазонк! До свидания! (уходит).
Музыкальный руководитель. Отправляемся к следующей станции по нашей реке — Матушке Волге. Поплывем на теплоходе. Вы согласны? (Ответ детей). Тогда вставайте друг за другом и «поплыли».
Под фонограмму песни «Теплоход» (музыка и текст Л. Азбель) дети двигаются, высоко поднимая ноги в коленях и разводя руки в стороны.
На экране Слайд с изображением флага Чувашии или столицы.
Звучит чувашская народная музыка. Нас встречает представительница этого народа. Под чувашскую народную музыку выходит воспитатель в чувашском народном костюме
Музыкальный руководитель. Вот мы и приехали. Остановка-Чувашия. Люди какой национальности проживают в Чувашии? (ответы)
Чувашка: Салам! Или на чувашском языке это означает — всем Привет! Я рада приветствовать вас в нашей гостеприимной республике и хочу предложить поиграть со мной в чувашскую народную игру.
Чувашская народная игра «Узнай меня»
Ход игры. Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг.
Водящий садится в середину круга, на него накидывается лёгкое покрывало. Один из игроков подходит к водящему, похлопывает по спине, спрашивает: «Кто стучит?». Потом встаёт на своё место. Все вместе говорят: «Узнай меня, узнай меня». Водящий, узнавший игрока по голосу, меняется с ним местами.
Чувашка: Рада была встретиться с вами, ребята. Приезжайте к нам ещё. Сыва пул! До свидания! (уходит).
Музыкальный руководитель. Анам пора возвращаться домой в свой родной город. В Самару мы полетим на самолёте.
Упражнение на развитие речи и движения«Самолёт»
Ну-ка, летчики-пилоты, Дети стоят прямо, руки по швам.
Приготовились к полету. Расставляют руки в стороны.
Быстро полетел вперед
Наш весёлый самолет.
Под весёлую музыку (по выбору педагога) оббегают круг на носках. Затем останавливаются.
На экране Слайд с изображением Самары.
Музыкальный руководитель. Вот мы и вернулись в свой родной город. И в заключении нашей встречи — Хоровод Дружбы (Фонограмма песни вокальной группы «Барбарики»)
МР. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам понравилось? Вы хорошо постарались и теперь можете себя похвалить (дети хлопают в ладоши) До свидания!
Дети выходят из зала под фонограмму песни «Гимн Самары» Войнова.