Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия на тему «Осень» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 08.10.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Коротаева, С. В. Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия на тему «Осень» / С. В. Коротаева, А. В. Благодетелева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8646/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

– формировать навык составления короткого описательного рассказа по мнемотаблице;

– закреплять навык словоизменения и словообразования;

– развивать нейропсихологическую связь тактильного анализатора с речевым центром, через внутреннее представление о предмете исследования в процессе узнавания муляжей овощей на ощупь;

– продолжать учить согласовывать движения с речью:

– развивать речевое дыхание.

Коррекционно-развивающие:

– развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

– уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме лексической «Осень»;

– развивать память, мышление, память и внимание, смысловую догадливость при отгадывании загадок:

– закрепить умение дифференцировать звуки «С» и «Ш»;

– систематизировать знания об осенних явлениях в жизни животных леса, деревьев.

Коррекционно-воспитательная:

– воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

– воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль над собственной речью;

– развивать уверенность в себе и своих знаниях;

– формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: муляжи овощей, фруктов, кастрюля и баночка; предметные картинки с изображением соков, варенья, деревьев; вырезанные листья рябины, березы, дуба и клена; султанчики с листочками для дыхательных упражнений. Мнемотаблицы про животных и для составления загадок об овощах; Лэпбук, сундучок с конвертами для лэпбука.

Ход коррекционно-образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Дети здороваются с гостями. Логопед предлагает настроиться на предстоящую работу.

Элемент Аутотренинговой гимнастики

Говорим всегда красиво,

плавно развернуть ладоши вверх

Правильно,

сложить ладоши вместе

Неторопливо.

качаем ладонями

Хочу я разговаривать,

машем пальцами, ладони вниз

И буду выговаривать

машем пальцами, ладони вверх

Всё правильно и внятно

по очереди выставляем ладони вверх

чтоб всем было понятно

разводим руки в стороны

Для этого потренируем наш язычок. (Выполнение артикуляционных упражнений с движениями рук под музыку). («Зайчики и зверушки»).

Логопед: Вы знаете, какое сейчас время года? (Ответы детей: Осень).

Сейчас посмотрим, что вы знаете об осенней погоде. Но отвечать на вопрос будет тот, на кого покажет этот листочек.

Игра «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

Если дует ветер — ветреная,

Если на улице холодно, какая погода? — холодная,

Если пасмурно — пасмурная,

Если сыро — сырая,

Если хмуро — хмурая,

Если по небу плывут облака — облачная.

Если светит солнце — солнечная.

  1. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами пойдем в гости в царство Осени, но путешествие наше будет не простое, мы захватим с собой звуки.

Когда шумит осенний лес какой звук этот шум нам напоминает ШШШШШШШ. В каком положении губки, когда мы произносим звук Ш. (Дети: округлены, окошком). Какая воздушная струя? (дети: тёплая). Где находится язычок, когда мы произносим звук ШШШ? (вверху).

Когда свистит ветер, на какой звук похож его свист СССССССССССССССС

Что делают губки, когда мы произносим звук С. (Дети: улыбаются). Какая воздушная струя? (дети: холодная). Где находится язычок, когда мы произносим звук ССС? (внизу).

Настроение осенью бывает разное. Повторите за мной «Песенки осеннего леса»: СА-СО-СУ, СА-ША-СА, ША-ШУ-ШИ. Настроение осенью бывает разное (показывает карточки — смалики, просит повторить песенки с разным настроением: весёлым, грустным, хмурым).

Вот и давайте возьмем эти звуки с собой и будем их искать в словах, выполняя интересные задания.

Наше путешествие начинается . В конце нашего путешествия нам надо подготовить ЛЕПБУК для детей вашей группы. Чтобы они знали про осень так же много, как вы.

Вот наш лепбук — но в нем пропали 3 интересных игры и на их месте 3 знака вопроса. Где нам их можно найти?

Звучит музыка, выходит фея дождя и ветра.

Фея : Здравствуйте, детишки, я фея ветра и дождя. Я знаю, что эти игры спрятаны в волшебном сундучке, а чтобы найти ключ к нему, надо выполнить мои задания.

Если вы правильно будем выполнять задания, то будете получать кусочки подсказки. В конце занятия сложите их и узнаете, где спрятан ключ. Согласны выполнять задания? (Дети: Да).

— Я приготовила для Вас загадки про деревья.

Загадки о деревьях.

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках серёжки.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют.

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

Жёлто — красная одёжка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это… (клён).

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Дети отгадывают загадки (берёза, клён, рябина, дуб).

Фея: — Молодцы. А знаете вы, что происходит осенью с листьями на деревьях? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые). А как сказать одним словом о том, что падают листья? (Листопад) А как назвать одним словом листья разного цвета? — (разноцветные)

Логопед: — Ребята, давайте покажем пальчиковую игру «Осенние листья».

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины, листики клёна, листья осины, листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

Загибаем пальчики, начиная с большого

Сжимаем и разжимаем кулачки

Разжимаем пальчики, начиная с мизинца.

Раскрываем ладошки, вытягиваем руки вперёд.

Фея: — Молодцы. Вот вам первая подсказка. Он растёт.

Логопед: — Ребята, как думаете, что может расти? (цветок, дерево, куст, ребёнок,…). Фея, нужны ещё подсказки.

Фея: Тогда выполните следующее задание. Но сначала надо поделиться на пары.

Делятся на пары с помощью лент, с прикрепленными на них картинками с изображением, деревьев.

(У стола дерево необычное с разными листочками).

Фея: Вот на нашем необычном дереве много разных листочков. Предлагаю Вам собрать их. Каждая пара будет собирать листочки для своего дерева. (Дети собирают листочки под тихое музыкальное сопровождение).

Фея спрашивает, сколько каких листочков принесли дети, с какого дерева?

Ответы детей: ( Мы принесли пять дубовых листочков, мы три кленовых листочка, …).

Фея:- Молодцы! Как хорошо! Ветерок подул. Давайте поиграем — подуем на листочки.

  1. Дыхательная имоторнаягимнастика под музыкальное сопровождение.
  2. «Согреем ладошки» Дыхание северного ветра и южного с фиксацией на ладони по зрительному сигналу с проговариванием звуков С и Ш.

Фея:- Спасибо за игру. Вот вам вторая подсказка — он не сладкий , получите следующие подсказки, если выполните ВСЕ задания. (Даёт логопеду конверт с заданиями) А мне пора. (Уходит)

Логопед: Как думаете, что может быть не сладким ? (цветок, дерево, куст,...). Пока непонятно. Вот новое задание про то, как готовятся животные к зиме.

— Кто укладывается спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), а кто меняет шкуру (заяц, белка, лиса), а какие животные делают запасы на зиму (белка, ёж).

Чтобы выполнить задание нужно рассказать о животном по карточке. Рассказывать будут те дети, у которых, на стульчике под платочком карточка, а остальные — будут отгадывать это животное.

А теперь посмотрите, что под платочком и садитесь на стульчики.

Предполагаемый ответ: ( У меня животное, которое зимой не спит, живет в норе и питается семенами. кто это? — это мышка.)

Последняя картинка закрыта. Другие дети отгадывают животное.

Логопед: Молодцы. А теперь я буду говорить предложения, а вы исправьте, если сказала не так.

Осенью мышки носят в дупло запасы. Зимой заяц спит в берлоге. На березе много желудей. В слове ЛЕС есть звук Ш.

А вот и новая подсказка — его нельзя людям есть сырым.

Давайте вспомним, какие у нас есть подсказки. (он растёт, он не сладкий, его нельзя людям есть сырым). Как думаете, что это? (картошка, гриб….)

Логопед: — Нам пора продолжить путешествие.

Как думаете, для чего на столе кастрюля и банка?

Предполагаемые ответы:

(Чтобы готовить суп, щи, борщ, варить компоты, соки, варенье, джемы,…)

Логопед: Правильно. Давайте узнаем, какое следующее испытание приготовила нам Фея. (Логопед берет конверт со стола). Здесь 3 задания и если мы их выполним, получим сразу 3 подсказки.

Вот первое (КАРТИНКА). Как вы думаете, что надо сделать?

(Угадать на ощупь фрукт или овощ и положить его в кастрюлю или банку).

Логопед: Надо угадать на ощупь фрукт или овощ и положить его в кастрюлю для щей или банку для варенья.

Игра «Угадайте на ощупь фрукты и овощи».

Дети угадывают и раскладывают муляжи.

Логопед: Правильно. Но мы не зря взяли с собой звуки.

Какой звук С или Ш , мы встречаем в названии овощей и фруктов? (карто ш ка, капу с та, че с нок, гру ш а).

Второе задание : Как называются соки и варенья из ягод? Составьте предложения, используя название картинки.

Игра «Назови сок и варенье и составь с ним предложение»

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: ( Я люблю апельсиновый сок, Мама сварила малиновое варенье, …)

Третье задание : Фея предлагает придумать и загадать гостям загадки об овощах, фруктах и ягодах. Дети загадывают загадки гостям (3–4 загадки).

Молодцы, у нас уже все подсказки. Повеселимся, споём частушки! (Дети поют частушки).

Логопед: — Вы просто молодцы. Давайте вспомним, что мы узнали про тайное место ключа. Наш ключ рядом с чем-то, что растет, он не сладкий, его нельзя есть людям сырым. А вот ещё подсказки: он живет в лесу, его надо срезать и можно варить, жарить и даже солить. Что же это (ответы детей). Отгадали или нет — логопед предлагает сложить из подсказок картинку.

Дети понимают, что это гриб. Находят гриб в зале и под ним — ключ. Открывают сундук и достают 3 конверта. Раскладывают конверты на лэпбуке по темам.

Логопед : Спасибо вам дети. Вы были старательны и внимательны. Вы много знаете об осени и сможете помочь своим друзьям в группе правильно выполнять задания, которые есть на этом лэпбуке. Попрощайтесь с гостями. Вам пора в группу.

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Путешествие в осень» (в средней группе)

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Одеждия»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Похожие статьи

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весна пришла»

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему «Весенние истории»

Конспект открытого занятия для детей логопедической группы на тему «Весна»

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Путешествие в осень» (в средней группе)

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы на тему «Первоцветы»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Матрешка»

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе ДОУ на тему «Звук и буква Р»

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну Одеждия»

Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в царство русской избы»

Конспект комплексного занятия на тему «Первоцветы» (для детей старшего дошкольного возраста)

Задать вопрос