Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников
Авторы: Новикова Любовь Зигмундовна, Рябова Наталия Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 25.02.2016
Статья просмотрена: 471 раз
Библиографическое описание:
Новикова, Л. З. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников / Л. З. Новикова, Н. Н. Рябова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/734/ (дата обращения: 02.11.2024).
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу — сегодня актуальна, как никогда. Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Дошкольник старшего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Целью знакомства дошкольников с книжной культурой, является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников старшего возраста с классической литературой происходит через интернет и телевидение. От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение.
Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и переживаниям героев.
На этапе завершения уровня дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает;
ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев русских народных сказок;
ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре;
ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;
Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения.
Цитируя слова В. А. Сухомлинского о том, что игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, мы должны задуматься о взаимодействии книги с игрой!
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.
Характеризуя игру, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что игра- есть наиболее спонтанное проявление ребенка. Ей присущи основные черты игры: взаимодействии ребенка со взрослыми эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В него следует активно вовлекать книгу.
Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Исследования отечественных и зарубежных ученых — философов, социологов, историков культуры (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Для детей игра: составляет основное содержание жизни; выступает как ведущая деятельность; тесно переплетается с трудом и учением; в игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра — самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра выступает как важное средство воспитания
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями.
В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как будто».
Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).
Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Сюжетно-ролевая игра — это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные.
Во второй младшей группе роль получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?"
Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 3-4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых (врач-пациент, парикмахер — клиент, капитан-матрос и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать игровую роль, участвовать в несложном игровом диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж. Воспитатель от лица куклы спрашивает: «А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?» Ребенок отвечает и совершает игровые действия. При поддержке и помощи воспитателя дети учатся вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4-5лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент и т.д.). В одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться разнообразные события (мама с дочкой собрались в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). В совместной игре с детьми развивается умение до начала игры определять тему, 1-2 события («Во что будем играть? Что произойдет?»). Воспитатель побуждает детей отвечать на вопросы о названии игры, о выбранной роли и о ролях других играющих. Создает условия для использования детьми в самостоятельной игре предметов- заместителей (разнообразные кубики, бруски, флаконы, веревки, бечевки, которые могут быть использованы в качестве других предметов). Воспитатель стимулирует развитие игрового замысла через проблемную ситуацию: потеря какого-либо предмета (у парикмахера исчезли все расчески, невозможно достичь цели (корабль сбился с курса). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Тематика сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной с/р игре могут переплетаться как реальные, так и фантастические события. В ходе построения сюжета происходит придумывание и комбинирование разнообразных ситуаций взаимодействия людей, событий. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребенка появляются новые игровые темы «Супермаркет», «Салон красоты», «Музей», «Книжный гипермаркет», «Туристическое агентство»…Воспитатель стимулирует детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекает в изготовление игрушек- самоделок и предметов –заместителей до игры или по её ходу. Следует способствовать самостоятельному или с небольшой помощью воспитателя согласованию общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), установлению договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления от просмотра телепередач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В с.р. игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рекламный проспект «Мой район). Используется продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»). Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия (Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом условного проигрывания части сюжета — «как будто».
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
А. С. Выготский считал, что формирование ребёнка происходит в особых условиях, которое он называл социальной ситуацией развития создающей зону ближайшего развития. Она определяется содержанием образования, которое даёт возможность сотрудничества ребёнка и взрослого, а оно в свою очередь предполагает активность ребёнка и взрослого в освоении различных содержаний, предполагаемых, а не навязываемых взрослым. Такое сотрудничество можно увидеть в процессе сюжетно-ролевой игры.
Можно говорить, что важной составляющей для игровой деятельности является — игровое пространство.
Игровое пространство — это уголок с любимыми игрушками, с правильно подобранным игровым материалом.
Играя, ребёнок приобретает новые знания и умения, активизирует словарь, развивает любознательность, нравственные качества, формируются начала коллективизма. Отображает то, что видел, пережил, осваивает опыт человеческой деятельности.
Игра для ребёнка не пустая забава, она является стремлением включиться в мир взрослых.
Актуальной в игровой деятельности является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужества у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Можно почитать произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть её положительные качества.
Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий.
Уже с раннего дошкольного возраста следует уделять много внимания книге во время игры, размещать в игровой зоне литературу, соответствующую сюжету, побуждать ребёнка находить интересную ему книгу в уголке, выискивать вместе интересные ситуации.
Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.
Чтобы еще больше заинтересовать детей, необходимо вести постоянную работу с родителями, чтобы они проводили больше времени со своими детьми, играли, читали, беседовали, ходили на прогулки… и очень любили!
Литература:
- Аваков Р. Духовно-культурная доминанта развития //Мировая экономика.-2010.- № 12.- [С. 79-84];
- Акмамбетов Г.Г. Проблема нравственного развития личности .-М: Логос, 2009.- [С. 187-196];
- Артемьева Т.И. Развитие личности и ее способностей.-М.: АСТ, 2009.- [С. 106-123];
- Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей /Р.С. буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович.-М.: Просвещение, 2010.- [С. 25-56];
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе .-М.: Наука, 1973.- [С. 67-72];
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми //Дошкольное воспитание. — 2011. — № 4- [С. 6-18];
- Мудрость воспитания: Книга для родителей/Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов.-М.: Педагогика, 2009.- [С. 121-142];
- Подласый И.П. Педагогика.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- [С. 78-96];
- Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности.-Ростов н/Д.: Феникс, 2011.- [С. 159-164];
- Сиденко А. Игровой подход в воспитании (Роль игры, феномен детсвой игры, роль игры в воспитательном процессе) //Народное образование.-2011.-№ 8.- [С.134-142].