Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ильинова, К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К. В. Ильинова, О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12941/ (дата обращения: 11.10.2024).

Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра.

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит.

Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания. Малыш всегда играет, он есть существо играющее, но его игра имеет огромный смысл. Она точно соответствует возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Дошкольное детство — это короткий, но значимо важный период становления личности. В это время ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него происходит формирование определенного отношение к людям, к животным, к природе, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Благодаря игре, дошкольник открывает себя миру и мир для себя. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной чертой такой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Каждый сюжет игры — это ряд определённых событий, которые объединяются жизненно мотивированными связями. С помощью сюжета дети раскрывают главный смысл игры.

Именно в этом возрастном периоде у детей начинают закладываться такие качества, как: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Благодаря игре дошкольники объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, придумывают сюжеты и познают мир.

Ученые в области дошкольной педагогики считают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции: эмоциональность, активность, яркое проявление особенностей мышления и воображения, развитие потребностей в общении и формировании нравственных качеств личности ребенка, существенное изменение в его психике. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Именно через игру ребёнок познает мир, готовится к взрослой жизни. В современном обществе она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств. А. С. Макаренко в своих трудах характеризовал роль детских игр так; " Игра имеет особое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... ".

Известный русский ученый и психолог К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов, к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для ребёнка они ни были.

Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Особую роль в формировании нравственной личности ребенка играет сюжетно — ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

На втором году жизни у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь отобразительной.

Различные действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3–5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На шестом году жизни дети уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, фермерство, рождение ребенка, болезнь, приход гостей и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Следует отметить, насколько важна игра для детей дошкольного возраста, так как развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно без игры. Именно в ней дети учатся сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться желаемого результата. Через игровую деятельность формируется личность дошкольника, так как ребёнок проявляет настойчивость в поиске решения, учится соблюдать правила, находить компромиссы, рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Учится пояснять и комментировать свои поступки в процессе игры, осваивает умение объяснять воспитателю и друзьям содержание и правила игры.

Таким образом, сюжетно — ролевая игра, как неотъемлемый вид деятельности дошкольника, имеет важнейшее значение в формировании нравственной личности ребёнка. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает огромное влияние на психологическое, физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Именно в ходе игровой деятельности закладывается фундамент базовых, положительных качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Ведь игровая деятельность является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни. Не стоит забывать, что игра в своей развитой форме носит коллективный характер.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения и зависит от приобретения знаний, умений и воспитания интереса. Именно в игровой деятельности проявляются индивидуальные особенности и формируется нравственные качества ребёнка.

Литература:

1.      Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. — СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011. — 528с.

2.      Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. А. Позднякова. — 3 — е изд. — М.: Айрис — пресс, 2011. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

3.      Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 251с. — (Школа развития).

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, игровое пространство, правило игры, роль, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.


Похожие статьи

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование книжной культуры у дошкольников

Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста

Перспективные возможности игромастерства в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников

Влияние социокультурной среды на содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников

Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста

Задать вопрос