Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни
Авторы: Зерщикова Инна Владимировна, Соколова Галина Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 12.02.2016
Статья просмотрена: 1026 раз
Библиографическое описание:
Зерщикова, И. В. Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/720/ (дата обращения: 16.12.2024).
На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный характер освоения окружающего, ситуативность и эмоциональность при восприятии нового. Вместе с тем все то, что приобрел малыш на втором году жизни, и в частности возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве и т. п., создает предпосылки перехода на качественно новую, более высокую ступень освоения окружающего.
Уместно вспомнить, что в активном словаре детей 2 лет насчитывается примерно до 300 слов, а малыши 3 лет употребляют в своей речи уже 1500 и более слов! Это говорит об интенсивном развитии речи ребенка на третьем году его жизни, которая становится не только средством общения (коммуникации), но и средством познания окружающего. В качестве «сигнала сигналов» слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношения людей, их личные переживания, поступки и проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни и т. п. В связи с этим у ребенка появляется способность к элементарному анализу явлений окружающего мира и поиску закономерностей в нем.
Интенсивное развитие II сигнальной системы, т. е. речи, связано с развитием восприятия, воображения и памяти ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, в недрах которого развивается образное мышление. Это значит, что знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, начинают переходить в образный план. Развитие образного мышления помогает детям третьего года жизни овладеть первыми видами деятельности — рисованием, лепкой, аппликацией. Элементы образного мышления проявляются у них в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах им уже видятся конкретные образы, персонажи знакомых сказок, герои песенок, а в некоторых случаях и обыкновенные предметы. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихотворения, музыкальные произведения.
Если на первом-втором году дети в основном откликаются на ритм, рифму, игровые приемы песенок, сказок, то на третьем году их глубже увлекает содержание художественного произведения, так как ребята способны понимать причину и следствие описываемых в них событий, их направленность и результат. У ребенка возникает настоятельная потребность обращаться к взрослому с вопросами по поводу прочитанного. Он должен отвечать малышу обстоятельно, но в доступной форме. Взрослый раскрывает ход своих мыслей, рассуждает вслух, привлекая к умственной активности малыша. Главное, чтобы дети уловили причинно-следственные связи и отношения между предметами, явлениями, описываемыми в произведении событиями. Только при таком подходе к ребенку художественная литература становится средством познания окружающего мира. Взрослый должен формировать у малыша желание пытливо вглядываться в окружающий мир, учить, слушая художественное произведение, сравнивать, обобщать свои впечатления, высказывать свое мнение. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него воспитывается вдумчивость, возникает сопереживание с героем произведения. Как правило, дети уже могут дать оценку событиям, описываемым в художественном произведении, сказать, хорошо это или плохо; помнят ход действий и их последовательность; могут рассказать, «чем все закончилось», а также провести сравнения и сопоставления с собственными поступками. Восприятие литературы опирается уже на какие-то формы анализа и синтеза, что позволяет ребенку 3-го года жизни понимать произведение более объемно, образно. Так, например, их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. п. Малыш представляет ситуацию, в которой они действуют. При инсценировании произведения сознательно реагирует на описываемые события. Ребят интересует результат действий персонажей, как правило, волнует собственная причастность к происходящему: они могут попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока-белобока или отведать пирожка, который «купил» на торжке котик.
Следует подчеркнуть, что наряду с возникшей способностью образного восприятия у детей постепенно формируется реалистическое понимание действительности. Ребенок уже понимает сказочность вышеописанных сюжетов, их забавность. Он просто «включается» в игру со взрослым, легко откликаясь на любое предложение развернуть игровое действие в ролях. Он может и себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысенькой и т. п. Художественные произведения помогают ребенку почувствовать реалистичное в повествовании, например: «Как у котика усы, удивительной красы, глаза смелые, зубки белые» и сказочное «Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился» и т. д.
Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях можно считать важной вехой в ознакомлении ребенка с окружающим миром через художественную литературу. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжетов. Дети учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Если на втором году жизни через художественные произведения дети познавали отдельные действия людей в различных ситуациях (бытовой, игровой, трудовой, художественной), то на третьем году они начинают пониматься как различные виды деятельности. Они выстраиваются в систему.
Здесь особо следует остановиться на сказках. Сказки становятся понятными ребенку, потому что герои их (в основном животные) разговаривают и действуют, как люди, — выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.), или бытовые (убирают дом, пекут пироги и т. п.), художественные (пляшут, поют), или игровые (играют в прятки, бегут наперегонки и т. п.).
Через художественную литературу расширяются знания ребенка о человеке. Эти знания детализируются и вместе с тем систематизируются: человек и его жилище (дом); человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т. п.); человек и растительный мир; человек и животный мир (забота о животных, их значение для людей) и многое другое.
Стихотворения, песенки, рассказы и сказки помогают ребенку накопить представления и о животном мире. Новым является то, что ребенок начинает усваивать их условия жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок 3 лет знает, что петушок раньше всех встает и голосисто поет — будит всех по утрам. Ему понятно содержание стихотворения Г. Бойко «Петух»: «Петушок у нас горластый, по утрам кричит он: «Здравствуй» и т. д. Малыши впервые, в элементарной форме познают роль, место и значение животных в жизни человека и его отношения к ним, например:
Ты, коровушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком
(Рус. нар.)
Образность художественных произведений позволяет донести до сознания ребенка в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира.
На третьем году ребята знакомятся не только с животными и птицами, но и их детенышами.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
(Рус. нар.)
Взрослые животные и их детеныши ассоциируются у ребенка «как мама и ее детки». Появление таких ассоциаций закономерно и связано с расширением социальных представлений об окружающем мире. В этом возрасте малыши начинают понимать слово «мама» более обобщенно. Они замечают, что мама имеется у всех детей, а бабушка является «мамой мамы». «Моя бабушка — твоя мама?» — спрашивает малыш, ласково заглядывая в глаза матери. В этот период жизни у ребенка начинает формироваться особое отношение к взрослому, заботящемуся о нем, занимающемуся с ним, рассказывающему об окружающем мире. Заботливое отношение матери к ребенку, ее доброта, ласка, любовь, желание оградить от опасности «переносится» на понимание взаимодействия между «большими» и «маленькими» в животном мире, например:
Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком махала,
Деток поджидала:
Где мои ребятки?
Где мои котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам».
(Н. Найденова «Кошечка»)
Через сказку и реалистический рассказ о них у малышей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках, например:
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет.
(Рус. нар.)
Или:
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Малыши могут расстроиться, слушая произведение, в котором говорится о животном, попавшем в беду. Но для воспитания добрых чувств, отзывчивости эти произведения полезны. Они необходимы. Средствами художественной литературы в детях с самого раннего возраста воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание совершать хорошие поступки; чувствовать радость, если удастся сделать что-то доброе.
Эти чувства к животным дети переносят и на игрушки, изображающие их. После прочтения стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка», «Бычок» дети начинают ласковее относиться к своим игрушкам. «У моего мишки лапка не оторвана» или «Я своего зайку не брошу», — говорят малыши, крепко прижимая к себе игрушку. Они расширяют в своем воображении прочитанное и соотносят его со своими поступками.
Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя и многое в чувствах человека, его отношении к окружающему миру и поступкам отдельных людей. Эмоциональные состояния человека ребенок третьего года жизни начинает уже связывать с причиной и следствием каких-либо воздействий или результатом удавшейся или неудавшейся деятельности.
Знакомя малышей с окружающей действительностью, взрослый решает не только образовательные задачи, но и воспитательные. Он формирует первый практический опыт общественного поведения в кругу сверстников: побуждает к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения художественной литературы помогают ребенку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым. Они вместе с воспитателем повторяют слова потешки: «Кисонька-Мурысонька, не ешь одна!»
Необходимо отметить, малыши третьего года жизни испытывают настоятельную потребность в развитии навыков в бытовых процессах. В этот период жизни для них представляют интерес самые прозаические, как кажется взрослому, ситуации: одевание, умывание, прием пищи, купание и т. п. «В чем же находит интерес ребенок?» — спросят родители. Ответ прост: в процессуальности. И вместе с тем ответ и сложен: процессуальностью должен овладеть сам ребенок, т. е. учиться выполнять действия самостоятельно. Так он овладевает не только навыками, но и пониманием элементарной социальной практики человека, направленной на поддержание жизненно необходимых условий существования, а также назначения предметов, необходимых для этого. Сказанное объясняет, почему ребята третьего года жизни особым образом откликаются на произведения, в которых рассказывается об обыкновенных, бытовых ситуациях, например:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
(С. Капутикян «Маша не плачет»)
Мысленно, в своем воображении, по всей вероятности, малыши ставят себя на место героя произведения:
— Давай будем одеваться...
— Я сама! Я сама!
— Пойдем, будем умываться...
— Я сама! Я сама!
— Ну идем хоть причешу я...
— Я сама! Я сама!
— Ну давай хоть накормлю я...
— Я сама! Я сама!
(И. Муравейка «Я сама»)
При прочтении этих произведений необходимо показать иллюстрации, если их нет, то следует подобрать соответствующие картинки.
Художественные произведения помогают ребенку закрепить представления не только о бытовых процессах, но и о многих предметах, явлениях, взаимосвязях окружающего мира через описание понятных ребенку ситуаций:
Мишка топал, баловался —
Легкий мостик зашатался.
По воде идут круги...
Шарик, Шарик, помоги!
(З. Александрова «Мой мишка»)
Взрослые, воспитывающие ребенка, должны учитывать, что малыш имеет пусть небольшой, но уже самостоятельный опыт познания окружающей действительности. Особый отклик у него вызывают произведения, в которых рассказывается о событиях, им пережитых, т. е. бывших в собственном опыте, например:
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто «Мяч»)
Или:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто «Бычок»)
Как правило, у малышей возникает потребность поделиться аналогичным впечатлением о ситуациях, в которых нечто подобное они уже пережили. Эти сопоставления полезны для развития мышления ребенка, умения логически выстраивать в своей речи цепь описательных событий, обобщения простейших закономерностей окружающей действительности, понимания их. Особенно полезен «перенос» событий из одной ситуации в другую, что тренирует не только память, но и способствует развитию познавательной активности малышей. Так взрослый развивает любознательность ребенка, пытливый взгляд на окружающий его мир. Необходимо отметить, что первые знания детей нельзя рассматривать как нечто промежуточное, «понарошку» приобретенное. Уже в младшем дошкольном детстве они составляют тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться все дальнейшее ее развитие, усложнение и осознание.
Художественная литература вносит свой закономерный вклад в этот процесс, незаменимый по своей значимости. Произведения литературы помогают взрослым расширить представления детей и о родной природе, временах года, состоянии погоды (3. Александрова. «Весна». А. Высотская. «Зима», А. Барто. «Снег», «Солнышко», Е. Благинина. «Дождик» и др.). В отличие от малышей второго года жизни дети третьего года понимают более образный язык, описательный характер природных явлений: «Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга», «На тонкой, мокрой ножке дождик скачет по дорожке» и т. п.
Знакомя малыша с художественной литературой, взрослые должны помнить, что функция обобщения в восприятии окружающей действительности продолжает развиваться и на третьем году жизни ребенка. Это значит, что, слушая рассказ или стихотворение, например, про Катю (3. Александрова «Катя в яслях»), Алену (Е. Благинина «Аленушка»), Таню (3. Александрова «Таня и волчок»), Машу (С. Капутикян «Маша не плачет», Я. Тайц «Праздник») и. д., ребенок понимает содержание текста еще очень конкретно, т. е. как рассказ о себе. «Это про меня рассказывается. Я — Катя». Или: «Это меня мама купала, я — Алена», — говорят малыши. Если ребенок посещает детское учреждение, то воспитатели, как правило, отмечают, что малыш имя героя произведения пытается соотнести с конкретной действительностью, что обнаруживается в вопросах взрослому. «Это про нашу Катю?». Или: «Маша — это наша Маша?» — спрашивают дети, глядя на девочку из их группы.
Такое поведение детей третьего года жизни, с одной стороны, говорит о том, что дети этого возраста чутко начинают реагировать на содержание художественных произведений, с другой стороны, о том, что у малышей еще не сформировалось умение воспринимать художественный образ. Художественное восприятие следует формировать. «Я прочитаю тебе рассказ про мальчика, у которого живет котенок. Нет, это не Степа. Я про другого мальчика прочитаю, у которого, как и у Степы, был котенок», — говорит взрослый, подготавливая ребенка к восприятию художественного произведения.
Положительное действие оказывают на детей задушевные и лирично исполняемые взрослыми народные песни, речитативы. Например, ребенок с удовольствием слушает, как поет мать, бабушка или отец «Как вставала я ранешенько», «Гори-гори ясно», «Я на камушке сижу» и многие другие. Малыш откликается на настроение взрослого, передаваемое песней. Эти впечатления могут остаться у него на всю жизнь.
Чтение стихов, пение песен целесообразно сочетать с восприятием ребенком природы в часы прогулок в лес, на реку, на луг. Взрослый должен постараться умело сочетать наблюдения реальной действительности и художественное чтение, одухотворяющее восприятие текущего момента. Так, например, он обращает внимание малыша на прозрачные капельки дождя, запах цветов или яркое солнышко, зеленеющую травку. В момент наблюдения читает:
Травка зеленеет, солнышко блестит.
(А. Н. Плещеев «Сельская песня» — отрывок)
Или:
Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет,
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветет.
(Рус. нар.)
Уже в ранние годы детям необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе, и в жизни.
Так взрослый сеет в душе ребенка «разумное, доброе, вечное». Это необходимо потому, что ранние годы детства являются благодатной почвой для воспитания всех высоких человеческих начал.