Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе словесного творчества лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы.
Среди произведений художественной литературы огромную роль в речевом развитии детей играет устное народное творчество. Это отмечали как классики педагогической науки (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина и др.), так и более современные исследователи родного языка (Н. С. Карпинская, АЕ.Шибицкая, О. С. Ушакова, Л. В. Ворошнина, А. М. Виноградова, М. М. Алексеева, Л. М. Гурович, Н. В. Гавриш и др.).
Особое место среди литературных произведений занимает жанр сказки. Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. [2, с. 40]
Многие исследователи, изучающие жанровые особенности сказки, ее происхождение, структуру, подчеркивали, что она отражает конкретные формы бытия, отталкивается от действительности, включает множество чудесных линий развития сюжета, а затем возвращается к действительности, причудливо переплетая события и развивая воображение (М.Арнаудов, В. П. Аникин, В. Я. Пропп, М. Н. Мельников, Г. С. Виноградов).
Процесс восприятия художественной литературы исследовался в разных направлениях: изучалось понимание сказки детьми раннего возраста (Л. С. Славина, Н. А. Циванюк), анализировалась роль иллюстраций в восприятии литературного текста (Т. А. Репина), выявлялось умение понимать сюжетную линию и взаимоотношения персонажей (Г. Я. Кудрина, Е. В. Бодрова, И. Л. Базик), а также умение сопереживать героям произведений (Л. П. Стрелкова).
Восприятие литературного произведения представляет собой психический процесс, характеризуемый сложным соотношением логических и эмоционально-образных начал. Художественное произведение одновременно обращается и к чувству, и воображению, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества (Гурович Л. М.)
Восприятие, отмечает С. Л. Рубинштейн, — это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. [1, с. 120]
Восприятие — вид умственной деятельности ребенка на всех этапах его развития, необходимый компонент художественно-речевой деятельности. Для понимания произведения необходимо вслушиваться в содержание, запоминать услышанное и сопереживать происходящее. Восприятие произведения закрепляется в реальной действительности. Дети учатся устанавливать связь между эмоционально-образцовым содержанием и средствами выразительности, которые им доступны (Л. В. Ворошнина).
А. В. Запорожец отмечает: «Восприятием называется отражение в мозгу целостных предметов и явлений, к прямому воздействию которых на анализаторы присоединяется прошлый практический опыт человека. Восприятие позволяет более полно познавать действительность, чем ощущение отдельных свойств предмета. Восприятие возникает на основе ощущений». [3, с. 245]
В исследованиях психологов мы выделили основные закономерности ощущений и восприятия: восприятие возникает в результате воздействия различного рода внешних и внутренних раздражителей на анализаторы. Каждый анализатор представляет собой сложный нервный механизм, начинающийся наружным воспринимающим прибором (органом чувства) и кончающийся системой клеток коры больших полушарий, составляющих центральную часть анализатора. В свою очередь, центральная часть анализатора состоит из большого количества воспринимающих клеток, разбросанных по всей коре больших полушарий, и из системы воспринимающих клеток, сконцентрированных в определенном участке коры и образующих так называемое ядро анализатора. Уже наружные воспринимающие приборы расчленяют воздействие окружающей действительности, воспринимая только определенного рода раздражители.
Особенности развития ощущений и восприятий в дошкольном возрасте отличаются тем, что в условиях правильно организованного педагогического процесса ребенок постепенно научается «более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию». [3, с. 239]
Изучая психологию восприятия ребенком литературного произведения, А. В. Запорожец отмечал, что эстетическое отношение к окружающему формируется в процессе жизни детей в непосредственной связи с общим ходом их психического развития, под определяющем влиянием воспитания не только художественного, но также умственного и нравственного. Развитие эстетического восприятия проходит качественно своеобразные ступени в процессе жизни ребенка. Формирование эстетического отношения к окружающему зависит от изменения содержания деятельности ребенка, от расширения сферы осознаваемых им связей и отношений действительности, от усложнения мотивов и активности.
В ряде исследований было показано, что дети на пороге дошкольного возраста недостаточно дифференцируют изображение и изображаемое. Они относятся к изображению как к реальному предмету. Однако в течение дошкольного возраста ребенок значительно продвигается в этой области и в ряде случаев довольно четко различает то, что относится к области искусства, и то, что относится к изображенной в ней действительности.
Но установление указанного различия составляет лишь одну сторону дела. Художественный образ связан с изображаемым не внешней связью, как условный знак со своим значением. Он является образом в собственном смысле слова, отражая характерные, типичные черты предмета. В зависимости от изображаемого сюжета и рода художественного произведения отображение действительности в искусстве может приобретать разнообразные формы. Сказка, например, отражает действительность очень своеобразно. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения. В сказке в своеобразной форме получает отражение действительная жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, стремления и идеалы. А. В. Запорожец также считает, что при правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве и в его отношении к художественному произведению.
Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не должно переходить в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок. [3, с. 242]
В сказке, особенно волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные, и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершающие всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства.
Таким образом, художественное произведение не только знакомит ребенка с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.
Е. А. Флерина, проводя исследования в области эстетического воспитания дошкольника, выделила особенности восприятия детьми художественного слова: «Художественное слово оказывает восприятию и мышлению ребенка незаменимую услугу. Вызывая чувственный образ (ощутимый, зримый), художественное слово облегчает понимание идей, делает их конкретными, убедительными. Литературное произведение, возбуждая мыслительный процесс средствами слова, т. е. отвлечение от непосредственного чувственного восприятия, в то же время обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей...» [4, с. 45]
Художественное восприятие ребенка развивается и совершенствуется на протяжении всего дошкольного детства. Запорожец А. В., Д. Б. Эльконин, Л. С. Славина, Д. М. Арановская, Н. С. Карпинская и др. отмечают, что дошкольный возраст — период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Вышеназванные ученые выделяют особенности восприятия литературы встаршей группе. В возрасте пяти лет в какой-то мере утрачивается яркая, внешне выраженная эмоциональность детей, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. В старшем дошкольном возрасте дети способны понять в литературном произведении такие события, каких подчас не было в их собственном непосредственном опыте. Дети способны увидеть и установить в произведении более многообразные связи и отношения.
При восприятии литературного героя дети воспринимают главным образом его действия и поступки, они начинают учитывать и некоторые его переживания, пока еще наиболее простые, ярко выраженные — страх, слезы, радость. В связи с этим детям становится доступен более сложный герой, а не только однозначный, лишенный внутренних переживаний. В деятельности восприятия ребенка возникает новое приобретение — способность не только активно содействовать герою, но и сопереживать с ним, сочувствовать ему. Сопереживание помогает ребенку осознавать более сложные мотивы поступков героев, связанные не только с действиями, но и переживаниями, чувствами.
Как показали исследования Л. П. Стрелковой, Р. Я. Кудриной, И. Л. Базик и др., важную роль в восприятии художественного образа литературных произведений играет правильное донесение до ребенка содержания произведения, средств художественной выразительности, обращение эмоциональной жизни ребенка, систематическое общение с произведениями искусства в комплексе.
В работах А. В. Запорожца, Л. П. Стрелковой, показано, как нравственные чувства детей дошкольного возраста развиваются при восприятии художественных произведений (литературных, изобразительных) [3, с. 240]. Дети могут воспринимать мотивы поступков и переживать нравственные чувства вместе с героями художественных произведений, у ребенка появляются новые представления и новое эмоциональное отношение к окружающему. Эмоциональную идентификацию с персонажем художественного произведения Л. П. Стрелкова рассматривает в качестве одного из основных механизмов, обеспечивающих развитие у ребенка эмпатийного процесса.
Слушая рассказ, сказку, ребенок старшего дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, способен мысленно сочувствовать героям произведения (Л. М. Гурович, А. В. Запорожец), сопереживать с ними, становясь как бы участником описываемых и воспринимаемых событий (Е. А. Флерина, О. И. Соловьева).
Таким образом, восприятие литературных произведений детьмидошкольниками рассматривается исследователями как единый целостный процесс, основанный на связи познавательных и эмоциональных моментов, в ходе которых ребенок активно входит в мир воображаемых обстоятельств: он начинает различать художественный образ и действительность.
Литература:
- Акулова О. В. Влияние слушания произведений устного народного творчества на развитие выразительности речи старших дошкольников. /Методические советы к программе «Детство». — СПб., 2001.
- Виноградова С. А., Баймухамбетова Ф. Е. Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогика и современность. 2014.№ 3. С. 39–42.
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. // Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию.-М., 1949. — с.235–246.
- Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М., 1961.