Педагогический проект «Веселинка и грустинка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Педагогический проект «Веселинка и грустинка» / Л. Л. Волкова, Ю. В. Ковалёва, Е. А. Альфер [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7735/ (дата обращения: 16.12.2024).



Место реализации проекта: МБДОУ «Сказка», г. Черногорск

Сроки реализации проекта: одна неделя.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Птенчики», воспитатели Волкова Людмила Леонидовна, Ковалёва Юлия Викторовна, Косенкова Оксана Владимировна, Лепинская Оксана Петровна, Альфер Елена Анатольевна, Борисенко Наталья Игоревна, педагог-психолог Кириченко Екатерина Алексеевна, родители.

Вид проекта : краткосрочный, групповой.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Цель проекта: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Веселинка и грустинка».

Задачи проекта: обеспечить условия для развития навыков поисковой деятельности; развивать умение выделять необходимую информацию, используя различные источники для поиска; формировать представление о положительных и отрицательных эмоциях; способствовать развитию умения преодолевать негативные эмоциональные проявления (злость, агрессия, страх); развивать стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; развивать у себя исследовательские, творческие умения.

Вопросы проекта: Для детей: Всегда ли у нас хорошее настроение? Каким может быть настроение? Почему настроение у окружающих разное?

Можем ли мы управлять своим настроением, менять его? Как это сделать? Как мы можем помочь нашим друзьям, родственникам улучшить настроение?

Для педагога-психолога и педагогов: Зачем надо формировать у детей знания об эмоциональных состояниях? Какова роль эмоций в повседневной жизни? Какую роль выполняют родители в эмоциональном развитии ребенка?

Гипотеза: если дети с ранних лет будут знать эмоции и учиться правильно выражать свое эмоциональное состояние, то они смогут контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние окружающих людей, правильно, адекватно на него реагировать.

Проблемное поле : человек — существо эмоциональное, все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, какое-то отношение, чувства. Что-то нам нравится, вызывает восхищение, умиляет, успокаивает, а что-то злит, тревожит, пугает. Парадокс состоит в том, что одна и та же ситуация может вызывать разные чувства. И два разных человека по-своему отреагируют на ситуацию. Взрослый человек так или иначе может контролировать свои чувства, поведение, ребенок не всегда способен это сделать в силу своей импульсивности, непосредственности.

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей: знают чувства: удивление, радость, страх, гнев, горе, спокойствие; понимают и выражают свои чувства с помощью мимики, пантомимики, голоса; могут понимать и выражать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Предполагаемые продукты проекта: Альбом «Мои эмоции», Карта «Страна настроений», Выставка рисунков «Волшебная страна настроений».

I этап. Организационно-подготовительный

Пятница. Воспитатель организует групповой сбор. Общение на тему «Когда мне бывает весло или грустно». Многие думают, что каждый взрослый или ребёнок может сам контролировать настроение. Мы так часто видим как окружающие расстраиваются из-за мелочей и меняют своё настроение бывает грустно или наоборот весело. Но какие же между ними различия? Педагоги предлагают детям заполнить модель трёх вопросов: Что мы знаем о настроении? Что мы хотели узнать? Где можно найти ответы на интересующие нас вопросы?

Педагоги изучают методическую литературу и разрабатывают план.

  1. Чтение литературы и просмотр мультфильмов о весёлых и грустных, злых и добрых сказочных героев.
  2. Беседы по темам: «Что может развеселить человека», «От чего бывает грустно», «Где живет хорошее настроение» и т. п.
  3. Разучивание стихотворений о настроении.
  4. Организация игр на развитие эмоциональной сферы.

Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

II этап. Содержательно-поисковый

Понедельник. Простые приёмы фантазирования (технология-ТРИЗ). Зло и добро в сказках. Творческая игра «Салат из сказок»

Сравнительный анализ Весёлого и грустного человека по разным признакам (способ передвижения, помощники, эмоциональное настроение, взгляд). Создание морфологической таблицы эмоций «От грусти до смеха»

Организовываем утренний сбор детей. Каждый подготовил мини-доклад «Что нового я узнал об эмоциях» (активация познавательно-речевой активности). Вариант мотивации «Может ли настроение зависеть от действия человека?». (мотивация к созданию плана детской деятельности). Просмотр фильма-презентации «Веселинка и Грустинка».

В течении дня мы все испытываем разные чувства и эмоции. Мы радуемся, грустим, удивляемся, обижаемся, боимся, интересуемся, бываем недовольны или наоборот. У всех у нас бывает разное настроение. Нам стало интересно — почему?

Почему у человека бывает разное настроение? Какие причины влияют на настроение? С каким настроением приходят дети в детский сад? А уходят? Есть ли способы улучшения настроения?

Из Википедии мы узнали, что Настрое́ние — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от чувств и эмоций.

Вторник. Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».

Ситуативный разговор «Как относиться к окружающим».

Образовательная деятельность «Добро вокруг нас». Цель: создание социальной ситуации развития при ознакомлении детей со способами разрешения конфликта.

Игра на преодоление двигательного автоматизма « Запретный номер»

Среда. Игровые упражнения на развитие мимики: «Испугались собаку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). «Удивились случаю» (приподнимают брови, широко открывают глаза). «Обиделись друг на друга» (опускают уголки губ). «Хитрюги» (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения на развитие пантомимики «Плывут кораблики по волне», «Пингвины в Антарктиде», «Жук на спинке».

Психогимнастика «Корабль и ветер».

Среда. Образовательная деятельность «Наше хорошее настроение». Цель: создание условий для формирования умения выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели лимон» (дети морщатся). «Рассердились на обидчика» (сдвигают брови). «Встретили подружку» (улыбаются).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений.В. Осеева. «Синие листья». Цель:создание условий для развития умения услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния и поведения героев, предложенные в литературных произведениях.

Четверг. Игровые упражнения по развитию пантомимики:

«Расцвели как цветы», «Завяли как травка», «Полетим как птицы». Этюды «Тренируем эмоции» Нахмуриться как: осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница. Улыбнуться как: кот на солнце, само солнце.

Прослушивание музыкальных произведений, детских пьес П. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута».

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости: «Это я, узнай меня».

Театрализованная деятельность: драматизация Чуковского «Мойдодыр».

Образовательная деятельность: Рисование «Цветок настроений».

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости: «Подарки», «Подари радость другому».

III Этап результативный

Пятница. Развлечение с детьми «Путешествие с феей Доброты по сказочной стране». Презентация альбома «Мои эмоции». Путешествие по карте «Страна настроений». Выставка рисунков «Волшебная страна настроений»

Результаты проектной деятельности: Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Литература:

  1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. АндреенкоТ.А., Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций детей 5–7 лет.- Ярославль, 2000.
  4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. — М., 2003.
Задать вопрос