Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы
Авторы: Шамкова Елена Викторовна, Свинина Елена Владимировна, Лугина Анастасия Юрьевна, Пенькова Наталья Евгеньевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (53) май 2022 г.
Дата публикации: 20.04.2022
Статья просмотрена: 182 раза
Библиографическое описание:
Шамкова, Е. В. Познавательное занятия «Путешествие по Кузбассу» для детей подготовительной группы / Е. В. Шамкова, Е. В. Свинина, А. Ю. Лугина, Н. Е. Пенькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 5 (53). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/223/7294/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель: расширение представления детей об истории, культуре, природе Кузбасса.
Задачи
Обучающие: формировать познавательный интерес к малой родине, природным богатствам родного края, посредством расширения знания о главных достопримечательностях Кемеровской области.
Развивающие: развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства родного края, воспитывать уважение к труду, развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Способствовать развитию памяти.
Воспитательные: воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине; развивать чувства товарищества, коллективизма, взаимопомощи.
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, клубок, набор юный археолог на каждого ребёнка, платок для игры.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, фотографий, открыток с памятными местами Кузбасса.
Ход ООД
Дети под спокойную музыку заходят в зал и встают полукругом.
К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
А сейчас начнём наше занятие.
Дети назовите нашу страну? (Россия).
А как называется город, в котором мы живём? (В городе Прокопьевске).
Как же называется наш край? (Кузбасс) .
Кузбасс — наша родина! Её природа богата и разнообразна. Здесь мы родились и живем. Это удивительный край!
Наша область необыкновенна! Она имеет памятники культуры и природы, а самые знаменитые названы «7 чудес Кузбасса».
Дети назовите мне их: Монумент «Память шахтерам Кузбасса»; Город — Музей — Мариинск; Скульптура «Золотая Шория»; Азасская Пещера; Музей — заповедник Томская писаница; Кузнецкая Крепость. Поднебесные зубья.
Молодцы! Но на этом чудеса Кемеровской области не заканчиваются. Я предлагаю вам отправится в путешествие, а поможет нам в этом чудесный клубочек. Приключение наше начнётся со столицы Кузбасса. Назовите её. (город Кемерово) Чтобы попасть туда, надо клубочек передавать друг, другу произнося волшебные слова.
Ты катись клубок по кругу,
Только сильно не спеши.
Покажи дорогу к чуду,
На него нам укажи!
Дети присаживайтесь на стулья и смотрите на экран мы с вами попали в музей–заповедник «Красная горка» в городе Кемерово. (На экране фотографии музея «Красная горка»).
Этот музей был создан в 1991 году. До этого года на данной территории располагался угольный рудник, в честь которого и был назван заповедник. Территория музея представляет собой пространство под открытым небом. На ней нас встречает техника для горных и шахтовых работ, а так же аллея шахтерских городов. Чуть дальше стоит памятник Коногону — исчезнувшей ныне профессии. Эти люди управляли лошадьми, которые откатывали добытую породу.
Музей имеет интересные и обширные экспозиции, одна из них «Шахта». Эта экспозиция посвящается рабочим будням простых шахтеров. Можно увидеть настоящие инструменты, отбойные молотки, лампадки и многое другое, чем пользовались шахтеры под землей.
К музею примыкает река и живописный берег, также есть смотровая площадка. Именно здесь, на берегу живописной реки Томи, удалось сохранить уникальные памятники, возведенные в честь горной промышленности.
Дети, скажите, кто ни будь, из ваших родителей работает на шахте или разрезе? (ответы детей) Наше путешествие продолжается. Вставайте в круг.
Ты катись клубок по кругу,
Только сильно не спеши.
Покажи дорогу к чуду,
На него нам укажи!
Дети мы оказались в другом уголке нашей области, посмотрите на экран — это музей телеутов «Чолкой». Телеуты — это коренной народ России, проживающий на юге Кемеровской области. (На экране фотографии музея «Чолкой»)
В музее можно познакомиться с разнообразием телеутской одежды, различными обрядами и играми.
Дети вы хотите познакомиться ближе с традициями телеутов? (Ответы детей) Предлагаю поиграть в национальную телеутскую игру плат кабыжарга «ловить платок».
Участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Игрок, стоящий в шеренге первым, держит платок. Два игрока из конца шеренги бегут наперегонки, их цель — первым схватить платок. Игрок, схвативший платок, становится первым, а проигравший возвращается в конец шеренги и соревнуется с игроком, который теперь стоит последним.
Дети понравилась вам игра? (Ответы детей)
Есть у телеутов и необычный праздник — это праздник пельменей. В этот день принято всей семьёй лепить много пельменей в форме полумесяца, ходить в гости и принимать гостей. Но блюдо готовят с особым сюрпризом — монеткой внутри. Она символизирует большую удачу.
Ну что ребята вы хотите узнать следующее чудо, которое приготовил наш волшебный клубочек? (Ответы детей) Тогда вставайте в круг.
Ты катись клубок по кругу,
Только сильно не спеши.
Покажи дорогу к чуду,
На него нам укажи!
Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в самом историческом уголке Кузбасса. (На экране фотографии заповедника «Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных»)
Деревня Шестаково окружена холмами — это отложения мелового периода. Внутри таких холмов и находятся останки доисторических животных. Эта территория является заповедником и называется «Шестаковский комплекс раннемеловых позвоночных». Он охраняется государством.
В 1953 году, геолог Александр Моссаковский обнаружил в основании Шестаковского яра на правом берегу реки Кии скелет мелкого динозавра, относящегося к роду Пситтакозавров. Натуральный скелет ящера-попугая был собран из найденных костей и выставлен в Кемеровском музее.
В Шестаково побывали ученые со всего мира, здесь находят останки динозавров, мамонтов, мелких рептилий.
Ребята, хотите побыть археологами и поучаствовать в раскопках? (Ответы детей) Дети скажите, а кто такие археологи? (Ответы детей)
Прежде чем мы начнём раскопки, нам нужно размяться.
Логарифмическая гимнастика «Археологи»
Археологами будем Руки к груди,
И отправимся за чудом. Разводим руки в стороны, описывая полукруг,
Мы ведём раскопки Имитация руками раскапывания,
В поле и на сопке. Показываем руками поле и округлую вершину.
И в Сибири вьюжной. Потираем плечи руками.
И в пустыне южной Проводим рукой по лбу.
Молодцы. Но это ещё не всё. Археологи долго находятся под солнцем, и чтобы не получить солнечный удар нам нужны головные уборы. Давайте их оденем. Теперь вы готовы и я приглашаю вас занять рабочие места.
Перед вами лежат окаменелости, и рабочий инструмент, при помощи которого мы будем производить раскопки. Предупреждаю, что останки могут быть очень хрупкими, поэтому работать нужно очень аккуратно.
А теперь ребята я предлагаю вам преступить к раскопкам. Дети производят раскопки под спокойную музыку, педагог помогает.
Молодцы ребята, вы все справились с раскопками, и нашли фигурки динозавров. Я предлагаю вам сопоставить свои фигурки с карточками и прочитать, как называется ваш динозавр. Дети ищут своего динозавра на карточке и читают название.
Дети нам пора возвращаться в детский сад, а динозавров вы возьмёте с собой, на память о нашем путешествии. Вставайте в круг.
Ты катись клубок по кругу,
Только сильно не спеши.
Покажи дорогу к дому,
В детский сад нас возврати!
Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Дети, скажите в каких музеях мы свами побывали? (Ответы детей)
Чему посвящён музей «Красная горка»?
О чьих традициях рассказывает нам музей «Чолкой»?
Чей скелет находится в Кемеровском музее?
Скажите ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
На этом наше занятие закончено, вы все молодцы. Мы идём в группу.
Литература:
- https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kemerovo/museum/36456
- https://zen.yandex.ru/media/igormor/po-kuzbassu-muzei-teleutov-cholkoi-v-bekovo-60b84759872b3c5c43a0e86e
- https://eugzolotuhin.livejournal.com/78942.html