Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР)
Авторы: Гулина Людмила Васильевна, Хохлова Тамара Александровна, Полухина Ирина Анатольевна, Царёва Марина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (51) март 2022 г.
Дата публикации: 17.02.2022
Статья просмотрена: 217 раз
Библиографическое описание:
Гулина, Л. В. Конспект организованной образовательной деятельности «Зима в лесу» (итоговое занятие для детей подготовительной группы с ТНР) / Л. В. Гулина, Т. А. Хохлова, И. А. Полухина, М. Н. Царёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7096/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: активизировать словарный запас по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образователъные:
– обогащать словарный запас по теме «Зима» эпитетами, родственными словами;
– учить составлять сложно-подчиненные предложения;
– закреплять умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
– упражнять в составлении небольших рассказов с использованием алгоритма.
коррекционно-развивающие:
– формировать понимание причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
– развивать логическое мышление;
– развивать зрительное внимание.
коррекционно-воспитательные:
– воспитывать у детей любовь к природе, родному краю.
Предварительная работа:
- Чтение стихотворений:
А. С. Пушкин «Мороз и солнце»
Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
И. З. Суриков «Зима»
- Чтение рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника. Зима».
- Заучивание: С.Есенин «Белая береза», И.Бунин «Первый снег», Б.Поляков «Мерзнут лапки у синички…»
- Наблюдение примет зимы с воспитателем во время прогулки.
Оборудование: картинки с изображением зимнего пейзажа, предметные картинки, сказочные домики для зверей, снеговики, игрушка Лесовичок, игра «Вкусное варенье», алгоритм Синквейна.
Методы и приемы: обследования и наглядности (рассматривание алгоритма), словесный (проблемные вопросы, беседа, пояснения, художественное слово), практический (работа с алгоритмами), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации).
Ход образовательной деятельности.
- Вступительная часть. Звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается,
Ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг:
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Закройте глазки 1,2,3 — волшебство скорей приди!!!
- Мотивационно-ориентировочный этап.
— Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вы должны собрать разрезные картинки. Я прошу вас подойти к столу и взять по одному фрагменту.
А теперь посмотрите на обратную сторону фрагмента. Видите, что они разного цвета? Те ребята, у которых картинки с синей обратной стороной, подойдите к столу, отмеченному синим кружком, а те, у кого обратная сторона фрагмента желтая, подойдите к столу с желтым кружком.
(Тихо звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь»)
- Поисковый этап.
Попробуйте из частей составить целую картинку. Внимательно посмотрите на получившиеся у вас пейзажи.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
— Правильно, о том времени года, которое наступило совсем недавно.
— А как вы догадались, что на картинках изображена зима?
— Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
- Практический этап.
1)— Ребята, наше сегодняшнее путешествие будет волшебным. И начнем мы его со сказочной загадки:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.
— Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
— Почему зиму называют царицей?
— На какой тройке прилетела зима? (На тройке скакунов).
— Что за скакуны в этой тройке? (Декабрь, январь, февраль).
2) Игра «Волшебная цепочка» — развитие логического мышления, зрительного внимания.
— Я недаром начала наш разговор с загадки, в которой используются образные выражения. Они позволяют украсить нашу речь, точно выразить нашу мысль, кроме того, они часто используются в сказках. А мы сегодня отправляемся в путешествие в зимнюю сказку. А в сказку нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью магической связи.
(На столе разложены предметные картинки: елка, шишка, белка, рыжий кот, малыш, бабушка, варежки).
— Первой я ставлю картинку с изображением елки, потому что Новый год — главный праздник зимы, а елка — основной символ этого праздника.
(Дети по очереди берут картинки и объясняют свой выбор, используя ключевую фразу.)
- Я присоединяю к елке шишку, потому что шишки растут на елке.
- Я присоединяю к шишке белку, потому что белка собирает шишки.
- Я присоединяю к белке кота, потому что он такой же рыжий.
- Я присоединяю к коту малыша, потому что малыш любит играть с котом.
- Я присоединяю к малышу варежки, потому что он их носит зимой.
- Я присоединяю к варежкам бабушку, потому что она их связала.
— Вот мы и построили волшебный поезд, вместе со снежинками отправляемся в путешествие.
3) Физминутка «На полянку, на лужок…»
На полянку, на лужок Руки вверху и плавными движениями
Тихо падает снежок. опускаются вниз.
Улеглись снежинки
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок, Дети поднимают руки вверх и плавными
Закружился наш снежок. движениями раскачивают их из стороны
Кружатся снежинки, в стороны, а затем кружатся.
Белые пушинки.
4) Обогащение словаря эпитетами, родственными словами.
— Мы приехали в зимний лес. Он выглядит сказочно: деревья покрыты снегом, под деревьями вьется лыжня, кусты покрылись сугробами. Давайте попробуем подобрать сказочные слова для описания леса.
— Как выглядят деревья зимой? (Они тихие, задумчивые, продрогшие, замерзшие; укрытые снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки…)
— Какой снег в лесу? ( Пушистый, сверкающий, искристый, мягкий, колючий, рыхлый, серебристый…).
— Давайте подберем родственные слова к слову снег.
Снег — снежинки, снежная, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегоход, подснежник, снежок.
5) Пальчиковая гимнастика «Снежок».
1, 2, 3, 4 — Сжимают и разжимают кулачки.
Мы с тобой снежок слепили: Лепят «снежок».
Круглый, крупный, очень гладкий Показывают.
И совсем — совсем не сладкий. Грозят указат. пальчиком правой руки.
Раз — подбросим, два — поймаем, Выполняют движения по тексту.
Три — уроним и сломаем.
6) Игра «Найди отличия» — развитие зрительного внимания.
( Дети делают пальчиковую гимнастику, а логопед выкладывает снеговика на магнитной доске).
— Ребята, у нашего большого снеговика есть фотографии своих братцев-снеговиков. Давайте найдем отличия между ними.
— У маленького снеговика три пуговицы, а у большого две пуговицы.
— У этого снеговика на голове красное ведро, а у большого — зеленое и т. д.
7) Игра «Чей дом» — образование притяжательных прилагательных.
А теперь я предлагаю отправиться в гости к Лесовичку — вот и тропинка к его дому. Смотрите, сколько сказочных домиков, целая лесная улица.
(Дети подходят компьютеру. Слайд-шоу «Жилища диких животных»).
— В этом домике слышится тявканье лисы. Чей это дом? Кто еще живет с лисой? (Это лисий дом, в нем живет лиса с лисятами)
— А в этом доме живет медведь. Чей это дом? Кто еще живет в нем?
— А в этом домике живет волк со своим семейством. Чей это дом?
— Дружно живут зайцы в доме. Чей это дом?
— А в этом доме живет кабан. Чей это дом?
— А вот и домик Лесовичка.
8) Игра «Вкусное варенье» — образование относительных прилагательных.
Лесовичок:
— Ребята, вы, наверное, продрогли пока ко мне добирались. Чтобы вы не заболели, я угощу вас чаем с вареньем. Садитесь за стол. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами. Ответьте: какое у вас варенье?
- У меня варенье из малины — малиновое.
- У меня варенье из слив — сливовое.
- У меня варенье из груш — грушевое.
- У меня варенье из крыжовника — крыжовенное.
- Рефлексионно-оценочный этап.
— Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Я думаю, что оно надолго останется в вашей памяти. Поэтому я хочу, чтобы свое впечатление об этом путешествии вы выразили с помощью стихотворения, составленного по алгоритму Синквейна.
Зима.
Холодная, снежная
Засыпала, укрыла, разукрасила.
Пришла долгожданная зима.
Снег, елка, Новый год.