Конспект ООД на тему "Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам" для старшей дошкольной группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 26.01.2021

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Лешова, Л. А. Конспект ООД на тему "Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам" для старшей дошкольной группы / Л. А. Лешова, Е. С. Гойдина, Л. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5989/ (дата обращения: 16.12.2024).



Программное содержание: Учить детей различать и называть времена года, отмечать характерные признаки зимы, описывать и обобщать зиму по элементам модели. Закреплять знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных, птиц. Развивать навыки учебной деятельности, зрительное внимание. Расширять словарный запас слов за счет имен существительных, слов, обозначающих действия предметов, и прилагательных. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.

Оборудование : квадраты белого, зеленого, красного, желтого цвета — на каждого ребенка, мнемодорожка февраля, дидактическая игра «Птички на кормушке», пиктограмма «Угадай дерево по тени» — на каждого ребенка, снежинка на каждого ребенка.

Предварительная работа : Ежедневные наблюдения за состоянием погоды, дидактические и подвижные игры, экскурсии в лес, парк, к реке. Чтение художественной литературы из книги «Снег идет», Б. Павлова «Кто поет в зимнем лесу», Г. Сапгир «Четыре конверта», Е. Трутнева «Зима, весна, лето, осень», заучивание стихов, песенок, поговорок, примет о зиме, работа с пиктограммами, рисование пейзажей о зиме.

Ход ООД:

(организационный момент)

Станьте рядышком друг с другом, словно месяц — полукругом и послушайте стихотворение.

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружите, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром. (А. Липецкий)

— О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (о зиме)

— Вы хотите поговорить сегодня о зиме?

— Садитесь за столы и внимательно слушайте меня.

— Назовите все времена года?

Каждое время года любит свой определенный цвет. Попробуйте отгадать, какой цвет любит зима? (белый). Почему? (все вокруг покрыто белым снегом). Весна любит — зеленый. Почему? (все вокруг зеленеет, появляются зеленые листочки и зеленая травка). Лето — красное, потому, что все вокруг яркое, теплое, пестрое от множества цветов и ласкового солнышка. Ну, а осень — желтая, вянет и желтеет вся трава и листья на деревьях.

— А сейчас отгадайте мои загадки, а ответы на них вы будете давать с помощью квадратов, которые найдете у себя на столе.

1.Тает снежок, ожил лужок,

день прибывает, когда это бывает? (весна)

2. И светла, и широка наша тихая река,

побежим купаться, с рыбками плескаться.(лето)

3. Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья,

По ветру вьются, летят (осень).

4. Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (зима).

Молодцы! Все дали правильные ответы, никто не ошибся.

Давайте продолжим игру с квадратами (" Что сначала, что потом”)

Сначала была весна, возьмите квадрат — весна, положите перед собой, а потом (дети выкладывают квадраты у себя на столах по — порядку времен года, начиная с весны).

— Скажи, Маша, сначала была весна, а потом (дети проверяют у себя).

Сначала была осень, а потом?

— Скажи, Антоша, сначала была осень, а потом? А вы проверьте у себя.

Замечательно, молодцы, уберите квадраты на край стола, они нам больше не нужны.

— После чего наступает зима?

— Сколько месяцев она длится?

— Назовите зимние месяцы?

— Какой сейчас месяц? (февраль).

Давайте расскажем о феврале с помощью вот этой карточки — дорожки (выставляю на доску мнемотаблицу февраля и вызываю к доске ребенка- он показывает и рассказывает).

Февраль — последний месяц зимы, день в феврале увеличился, а ночь стала меньше, короче. Говорят — январь с морозами, а февраль с метелями, вьюгами, снегопадами. Солнышко поднимается все выше и выше, греет сильнее и сильнее, тают сосульки и снег. В феврале зима с весной встречается.

Хорошо, садись, Марина.

— Скажите, а какая она зима? (холодная, белая, морозная, снежная, красивая, суровая, веселая, волшебная).

— А что делает зимой снег? (идет, падает, блестит, кружится, лепится, тает, скрипит, рассыпается).

— А как живут зимой лесные звери? (по -разному).

—Каким должен быть настоящий заяц, чтобы выжить в зимнем лесу? (белый, острые зубы и быстрые ноги).

— Чем заняты зимой волк и лиса? (охотятся, они — хищники).

— Почему мы не видим медведя и ежа? (они спят).

— Что делает белка в сильный мороз? (спит, укрывшись пушистым хвостом).

— А кто заботится о домашних животных? (хозяин).

— А что любят делать дети зимой? (кататься на санках, лыжах, лепить снеговика).

Ну — тогда выходите на коврик — поиграем и мы.

(физкультминутка «Здравствуй, зимушка-зима!»).

Ждали зиму мы давно.

Все смотрели мы в окно.

Наконец, она пришла -

Здравствуй, зимушка — зима!

Всюду снег на ветках пышных,

Ветерка почти не слышно,

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит.

Снежинки в небе кружатся

И тихо ложатся на землю.

Эй! ребята, выходите

И на саночки садитесь,

Мы на саночки садились,

Быстро с горки покатились,

Покатились, понеслись,

Быстро-быстро с горки вниз,

Мы на лыжи дружно встали,

Друг за другом побежали.

Послушайте загадку!

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей. (что это?).

(приглашаю всех посмотреть на доску, выставляю картинку с изображением кормушки с помощью магнитов, а картинки с изображением птиц выкладываю на столе перед доской). Рассказываю.

— Попробуйте узнать, какие птицы прилетят к кормушке?

В понедельник прилетели к кормушке небольшие птички крошки и семечки съели, а рябину не тронули? — ребенок находит воробья и ставит к кормушке.

Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, а сало и семечки склевали. Кто это? — вызванный ребенок находит и ставит к кормушке синичку).

В среду прилетали к кормушке небольшие птицы с красными грудками — они клевали ягоды рябины (ребенок находит снегиря и ставит к кормушке).

В четверг у кормушки обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, черные с синим отливом. Кто обедал на кормушке? (ребенок ставит голубя).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

А сейчас отгадайте, пожалуйста еще одну загадку.

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это? (снегири).

— Какие это птицы? (зимующие или перелетные?).

— Как же себя чувствуют зимующие птицы? (им холодно, голодно, мы не забываем их подкармливать.)

Давайте расскажем и покажем, как мы кормим птиц зимой?

(пальчиковая гимнастика «Прилетайте птички»).

Прилетайте птички.

Голуби, синички.

Приготовлю крошки

Семечек немножко-

Прилетели птички, -

Сала дам синичке.

Эти крошки — воробьям,

Эти крошки — голубям.

Галки, да вороны-

Ешьте макароны.

Проходите на свои места и продолжим нашу беседу.

Дети, давайте поговорим немного о том, как зимуют на улице растения? (они не растут, отдыхают).

— Расскажите, какие деревья растут на территории нашего детского сада?

(рябины, клены, березы, ели и сосны). Найдите у себя на столах карточки с изображением деревьев и их теней.(Игра «Найди дерево по тени».)

— Назови, Вика, какие деревья нарисованы на карточке? (сосна, ель, береза, рябина). Найдите тень этих деревьев и соедините их с помощью фломастера.

Молодец, Вика, правильно справилась с заданием, проверьте у себя. Молодцы, отлично. Да зимой деревья отдыхают в тишине.

— А как зимуют комнатные растения? (хорошо).

Хозяин нашего зеленого уголка, старичок-лесовичок, всегда рад нашему приходу, давайте пойдем, поздороваемся с ним. (подходим к уголку природы и здороваемся с лесовичком).

— Как здесь хорошо, это самое красивое место в нашей группе, все растения чистые, красивые. Это потому, что мы с вами не забываем о них и правильно ухаживаем за ними.

— А что это растет на подоконнике? (ребенок читает стихотворение и показывает)

Давно зима метлой метет,

Сугробы у ворот,

А на окне у нас растет

Чудесный огород.

Растет овес, морковь растет,

Растет зеленый лук,

У нас весна зимой живет,

Как наш хороший друг.

Да, в нашем уголке природы живет настоящая весна и красота.

А вот вчера весь день шел снег. В воздухе сверкали и переливались снежинки. Вечером, когда все дети ушли домой, я открыла форточку. и в группу влетел целый хоровод снежинок. Вот они, у меня их целый ледяной поднос. Вы так чудесно о ней рассказали сегодня, я вами всеми довольна и очень всем благодарна. (каждый ребенок получает красивую бумажную снежинку).

Рефлексия:

Что вы узнали интересного на занятии? Что у вас вызвало трудности? Что вы вечером расскажите дома родителям?

Если вам понравилось сегодня заниматься и не возникло никаких трудностей, возьмите снежинки и подбросьте их вверх, а если вам было не интересно, то спрячьте их за свою спину.

Задать вопрос