Конспект ООД на тему "Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам" для старшей дошкольной группы
Авторы: Лешова Лилия Александровна, Гойдина Елена Сергеевна, Гончарова Лилия Ивановна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.
Дата публикации: 26.01.2021
Статья просмотрена: 215 раз
Библиографическое описание:
Лешова, Л. А. Конспект ООД на тему "Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам" для старшей дошкольной группы / Л. А. Лешова, Е. С. Гойдина, Л. И. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5989/ (дата обращения: 16.12.2024).
Программное содержание: Учить детей различать и называть времена года, отмечать характерные признаки зимы, описывать и обобщать зиму по элементам модели. Закреплять знания об особенностях существования растений зимой, об образе жизни и поведении животных, птиц. Развивать навыки учебной деятельности, зрительное внимание. Расширять словарный запас слов за счет имен существительных, слов, обозначающих действия предметов, и прилагательных. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающего мира.
Оборудование : квадраты белого, зеленого, красного, желтого цвета — на каждого ребенка, мнемодорожка февраля, дидактическая игра «Птички на кормушке», пиктограмма «Угадай дерево по тени» — на каждого ребенка, снежинка на каждого ребенка.
Предварительная работа : Ежедневные наблюдения за состоянием погоды, дидактические и подвижные игры, экскурсии в лес, парк, к реке. Чтение художественной литературы из книги «Снег идет», Б. Павлова «Кто поет в зимнем лесу», Г. Сапгир «Четыре конверта», Е. Трутнева «Зима, весна, лето, осень», заучивание стихов, песенок, поговорок, примет о зиме, работа с пиктограммами, рисование пейзажей о зиме.
Ход ООД:
(организационный момент)
Станьте рядышком друг с другом, словно месяц — полукругом и послушайте стихотворение.
Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружите, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром. (А. Липецкий)
— О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? (о зиме)
— Вы хотите поговорить сегодня о зиме?
— Садитесь за столы и внимательно слушайте меня.
— Назовите все времена года?
Каждое время года любит свой определенный цвет. Попробуйте отгадать, какой цвет любит зима? (белый). Почему? (все вокруг покрыто белым снегом). Весна любит — зеленый. Почему? (все вокруг зеленеет, появляются зеленые листочки и зеленая травка). Лето — красное, потому, что все вокруг яркое, теплое, пестрое от множества цветов и ласкового солнышка. Ну, а осень — желтая, вянет и желтеет вся трава и листья на деревьях.
— А сейчас отгадайте мои загадки, а ответы на них вы будете давать с помощью квадратов, которые найдете у себя на столе.
1.Тает снежок, ожил лужок,
день прибывает, когда это бывает? (весна)
2. И светла, и широка наша тихая река,
побежим купаться, с рыбками плескаться.(лето)
3. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят (осень).
4. Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (зима).
Молодцы! Все дали правильные ответы, никто не ошибся.
Давайте продолжим игру с квадратами (" Что сначала, что потом”)
Сначала была весна, возьмите квадрат — весна, положите перед собой, а потом (дети выкладывают квадраты у себя на столах по — порядку времен года, начиная с весны).
— Скажи, Маша, сначала была весна, а потом (дети проверяют у себя).
Сначала была осень, а потом?
— Скажи, Антоша, сначала была осень, а потом? А вы проверьте у себя.
Замечательно, молодцы, уберите квадраты на край стола, они нам больше не нужны.
— После чего наступает зима?
— Сколько месяцев она длится?
— Назовите зимние месяцы?
— Какой сейчас месяц? (февраль).
Давайте расскажем о феврале с помощью вот этой карточки — дорожки (выставляю на доску мнемотаблицу февраля и вызываю к доске ребенка- он показывает и рассказывает).
Февраль — последний месяц зимы, день в феврале увеличился, а ночь стала меньше, короче. Говорят — январь с морозами, а февраль с метелями, вьюгами, снегопадами. Солнышко поднимается все выше и выше, греет сильнее и сильнее, тают сосульки и снег. В феврале зима с весной встречается.
Хорошо, садись, Марина.
— Скажите, а какая она зима? (холодная, белая, морозная, снежная, красивая, суровая, веселая, волшебная).
— А что делает зимой снег? (идет, падает, блестит, кружится, лепится, тает, скрипит, рассыпается).
— А как живут зимой лесные звери? (по -разному).
—Каким должен быть настоящий заяц, чтобы выжить в зимнем лесу? (белый, острые зубы и быстрые ноги).
— Чем заняты зимой волк и лиса? (охотятся, они — хищники).
— Почему мы не видим медведя и ежа? (они спят).
— Что делает белка в сильный мороз? (спит, укрывшись пушистым хвостом).
— А кто заботится о домашних животных? (хозяин).
— А что любят делать дети зимой? (кататься на санках, лыжах, лепить снеговика).
Ну — тогда выходите на коврик — поиграем и мы.
(физкультминутка «Здравствуй, зимушка-зима!»).
Ждали зиму мы давно.
Все смотрели мы в окно.
Наконец, она пришла -
Здравствуй, зимушка — зима!
Всюду снег на ветках пышных,
Ветерка почти не слышно,
Речка быстрая молчит,
Птичья песня не звучит.
Снежинки в небе кружатся
И тихо ложатся на землю.
Эй! ребята, выходите
И на саночки садитесь,
Мы на саночки садились,
Быстро с горки покатились,
Покатились, понеслись,
Быстро-быстро с горки вниз,
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
Послушайте загадку!
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей. (что это?).
(приглашаю всех посмотреть на доску, выставляю картинку с изображением кормушки с помощью магнитов, а картинки с изображением птиц выкладываю на столе перед доской). Рассказываю.
— Попробуйте узнать, какие птицы прилетят к кормушке?
В понедельник прилетели к кормушке небольшие птички крошки и семечки съели, а рябину не тронули? — ребенок находит воробья и ставит к кормушке.
Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, а сало и семечки склевали. Кто это? — вызванный ребенок находит и ставит к кормушке синичку).
В среду прилетали к кормушке небольшие птицы с красными грудками — они клевали ягоды рябины (ребенок находит снегиря и ставит к кормушке).
В четверг у кормушки обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, черные с синим отливом. Кто обедал на кормушке? (ребенок ставит голубя).
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
А сейчас отгадайте, пожалуйста еще одну загадку.
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки — ведь это? (снегири).
— Какие это птицы? (зимующие или перелетные?).
— Как же себя чувствуют зимующие птицы? (им холодно, голодно, мы не забываем их подкармливать.)
Давайте расскажем и покажем, как мы кормим птиц зимой?
(пальчиковая гимнастика «Прилетайте птички»).
Прилетайте птички.
Голуби, синички.
Приготовлю крошки
Семечек немножко-
Прилетели птички, -
Сала дам синичке.
Эти крошки — воробьям,
Эти крошки — голубям.
Галки, да вороны-
Ешьте макароны.
Проходите на свои места и продолжим нашу беседу.
Дети, давайте поговорим немного о том, как зимуют на улице растения? (они не растут, отдыхают).
— Расскажите, какие деревья растут на территории нашего детского сада?
(рябины, клены, березы, ели и сосны). Найдите у себя на столах карточки с изображением деревьев и их теней.(Игра «Найди дерево по тени».)
— Назови, Вика, какие деревья нарисованы на карточке? (сосна, ель, береза, рябина). Найдите тень этих деревьев и соедините их с помощью фломастера.
Молодец, Вика, правильно справилась с заданием, проверьте у себя. Молодцы, отлично. Да зимой деревья отдыхают в тишине.
— А как зимуют комнатные растения? (хорошо).
Хозяин нашего зеленого уголка, старичок-лесовичок, всегда рад нашему приходу, давайте пойдем, поздороваемся с ним. (подходим к уголку природы и здороваемся с лесовичком).
— Как здесь хорошо, это самое красивое место в нашей группе, все растения чистые, красивые. Это потому, что мы с вами не забываем о них и правильно ухаживаем за ними.
— А что это растет на подоконнике? (ребенок читает стихотворение и показывает)
Давно зима метлой метет,
Сугробы у ворот,
А на окне у нас растет
Чудесный огород.
Растет овес, морковь растет,
Растет зеленый лук,
У нас весна зимой живет,
Как наш хороший друг.
Да, в нашем уголке природы живет настоящая весна и красота.
А вот вчера весь день шел снег. В воздухе сверкали и переливались снежинки. Вечером, когда все дети ушли домой, я открыла форточку. и в группу влетел целый хоровод снежинок. Вот они, у меня их целый ледяной поднос. Вы так чудесно о ней рассказали сегодня, я вами всеми довольна и очень всем благодарна. (каждый ребенок получает красивую бумажную снежинку).
Рефлексия:
— Что вы узнали интересного на занятии? Что у вас вызвало трудности? Что вы вечером расскажите дома родителям?
Если вам понравилось сегодня заниматься и не возникло никаких трудностей, возьмите снежинки и подбросьте их вверх, а если вам было не интересно, то спрячьте их за свою спину.