Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Авторы: Лагутина Светлана Алексеевна, Сердюкова Ольга Александровна, Калашникова Лилия Ивановна, Мирошниченко Татьяна Николаевна, Матрёнина Татьяна Яновна
Рубрика: Психологическая служба
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 03.12.2021
Статья просмотрена: 354 раза
Библиографическое описание:
Мастер-класс для педагогов-психологов ДОО «Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» / С. А. Лагутина, О. А. Сердюкова, Л. И. Калашникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6886/ (дата обращения: 16.12.2024).
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса применению песочной терапии, как средствоэмоционального и познавательного развитиядетей дошкольного возраста.
Задачи:
- Дать определение понятию «песочная терапия»;
- Познакомить участников мастер-класса с игровыми упражнениями с песком, способствующие познавательному и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста;
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использования в своей практике песочной терапии.
Оборудование: для педагогов: ноутбук, презентация «Песочная терапия», видеофайлы «Игры с детьми»; для детей: настольная песочница, деревянные фигурки героев сказки «Колобок», домик, формочки для песка: елочки, грибочки, белочки, птички, деревянные палочки, салфетки.
Ход мастер класса:
Теоретическая часть
Вступительное слово.
Педагог-психолог. Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить мой мастер-класс на тему « Песочная терапия как средство эмоционального и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста ».
Песочная терапия — это способ снятия внутреннего напряжения, посредством работы с песком.
Цель песочной терапии — не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.
К основным задачам песочной терапии относят :
— формирование позитивного восприятия мира;
— укрепление навыков коммуникации;
— развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
— устранение агрессии, замкнутости;
— развитие внутреннего «Я » ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
— улучшение познавательных процессов (памяти, внимания, воображения и др.). [2]
Для детей дошкольного возраста песок — возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком — не просто забава, а важная часть развития.
Практическая часть
Педагог-психолог. Разрешите познакомить вас с несколькими играми с использованием песочной терапии, которые способствуют эмоциональному и познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Для этого я предлагаю вам посмотреть несколько видеофайлов:
Игра «Угадай эмоцию»
Цель: научить детей с помощью манипуляций с песком показывать свое эмоциональное состояние; научить детей угадывать чужие эмоции, по их манипуляциям с песком. [1,2]
Описание игры
Предварительная беседа с детьми.
Педагог-психолог. Ребята, мы с вами изучали эмоции человека, что такое эмоции? Напомните мне, ребята? (Это чувства, которые переживают люди, и выражают их, с помощью мимики (выражения) лица.
Педагог-психолог. Спомощью эмоций люди выражают свое отношение к происходящему. Давайте вместе вспомним, какие бывают эмоции? (беседа проводится с помощью стенда «Азбука эмоций») Посмотри на фотографию девочки, на ее эмоции, как ты думаешь, какие она испытывает чувства? Какие эмоции у мальчика? И т. п.
Педагог-психолог. Авы знаете, что свои эмоции, можно показать не только с помощью мимики лица, но и с помощью игр с песком?
Педагоги подходят к столу с песочницей.
Педагог-психолог. Каждому из вас необходимо загадать любую эмоцию или настроение. После того, как вы будете готовы, вы по очереди начнете изображать свою эмоцию, с помощью манипуляций с песком. Все остальные будут ее отгадывать.
Давайте я начну первая, покажу вам одно движение с песком, а вы попробуете отгадать, мою эмоцию?
Педагог-психолог выполняет резкие хаотичные движения руками по поверхности или в глубине песка (злость, раздражение), дети смотрят и пытаются отгадать эмоцию.
Педагог-психолог. Если никто из участников не сможет отгадать эмоцию, вам разрешается нарисовать эмоцию на песке.
Тот, кто первым угадает, следующим показывает загаданную эмоцию.
Дети продолжают игру.
Игра «Сказка о песке» [1]
Цель: помочь детям с помощью манипуляций с песком улучшить свое эмоциональное состояние; способствовать развитию познавательных процессов: воображения, восприятия.
Описание игры
Педагог-психолог стоит с детьми предлагает детям поиграть в «Сказку о песке».
Педагог-психолог. Лежал песок, скучал песок много — много лет. Скучал в жару, скучал в мороз, скучал, когда шёл дождь.
И может быть так бы продолжалось и дальше, но однажды пришёл папа, и построил для детей прекрасную песочницу.
Педагог-психолог подводит детей к столу с песочницей.
Педагог-психолог. Прибежали в песочницу дети (педагог-психолог с детьми пальчиками «бегают» по песку)
Педагог-психолог. Потрогали песок ладошками (дети трогают песок ладошками)
— Какой песок: тёплый он или прохладный?
Педагог-психолог. Погладили песок ладошками (дети гладят песок ладошками)
— Песок шершавый или гладкий?
Педагог-психолог. Потом дети взяли песок в ладошки (дети дерут песок в ладошки)
— Ребята, сыпучий песок или нет?
Педагог-психолог. Затемдети стали рисовать пальчиками: нарисовали солнышко (дети рисуют с педагогом — психологом солнышко), у солнышка нарисовали длинные лучики, ротик, глазки (дети рисуют).
Педагог-психолог. Затем дети взяли формочки и выросли на песочке елочки да грибочки, прибежали белочки, прилетели птички. (Дети с помощью формочек «печатают» на песке рисунки)
Педагог-психолог. Давайте посмотрим, что у нас получилось? (На песке остались отпечатки от формочек, получился красивый рисунок на песке)
Педагог-психолог. Вот так, ребята, день за днем, дети стали приходить играть с песком. Песочку было весело с детишками, и с тех пор он больше не грустил.
Игра « Отгадай, кто спрятался?» [1]
Цель: помочь детям с помощью манипуляций с песком улучшить свое эмоциональное состояние; способствовать развитию познавательных процессов: воображению, памяти, вниманию, восприятию, развитию речи.
Описание игры
Педагог-психолог приглашает детей к песочнице.
Педагог-психолог. Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай, кто спрятался». Послушайте меня внимательно.
За ступенькою ступенька — будет лесенка,
Слово к слову ставь складенько — будет песенка,
А колечко за колечко — будет вязочка,
Найдем, что спрятано в песочке — будет сказочка.
Ребята, в нашей песочнице спрятались герои одной сказки, я предлагаю аккуратно найти их и отгадать, из какой они сказки?
Дети находят сказочных героев, выкладывают их на столе.
По мере того, как дети находят в песке героев сказки, можно у них спросить: из какой сказки может быть этот герой? Когда дети все же отгадали название сказки, можно у них спросить, кого из героев мы еще не нашли? Как все фигурки будут найдены, педагог-психолог предлагает проверить перечень всех героев и вместе с детьми проговаривают название сказки (Колобок).
Итогом игры, может быть постановка с детьми театра на песке.
Сценарий сказки «Колобок»
Оборудование: настольная песочница; деревянные фигурки: колобок, дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса; декорации: домик, елочки, деревья.
Педагог-психолог выполняет роль ведущего.
Педагог-психолог.
Жили-были дед да бабка. Как-то говорит дед бабке.
Дед . Испеки, бабка , колобок .
Бабка . Из чего печь-то? Муки-то нет.
Дед . А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.
Педагог-психолог.
Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.
(Бабка ставит на подоконник колобка )
Педагог-психолог.
Положила бабка колобок на окошко остывать . А колобок прыг за окно — и покатился себе по тропинке.
Колобок. (поет)
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
Педагог-психолог.
Катится колобок, катится по лесу. И навстречу выбегает ему, кто?
Дети. Зайка.
(Из-за елки выпрыгивает навстречу Колобку Заяц ) .
Заяц . Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня косой! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
И от тебя, Заяц, подавно уйду!
Педагог-психолог.
И покатился колобок дальше, только Заяц его и видел.
— Катится, колобок, катится, а на встречу ему, кто?
Дети. Волк.
Педагог-психолог.
Правильно, ребята, это серый Волк.
(Появляется из-за елки Волк)
—И говорит Волк колобку.
Волк . Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня серый! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
Я от Зайца ушел,
А от тебя, Волк, и подавно уйду!
Педагог-психолог.
И покатился колобок дальше, только Волк его и видел.
— Катится колобок по лесу, а на встречу ему, кто?
Дети. Медведь.
Педагог-психолог.
Да, ребята, это медведь. И говорит медведь колобку.
Медведь. Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою. ( Колобок поет )
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
А от тебя, Медведь, и подавно уйду!
Педагог-психолог.
И покатился себе дальше Колобок, только Медведь его и видел.
Катится Колобок, катится, а навстречу ему?
Дети . Лиса.
Педагог-психолог.
Правильно, ребята, это хитрая лиса. Говорит Лиса колобку.
Лиса. Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня Лиса, я тебе песенку спою.
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел,
А от тебя, Лиса, и подавно уйду.
Лиса. Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись ближе, да спой еще разок!.
Педагог-психолог.
Колобок подкатился к Лисе и запел.
Колобок: (Поет)
Я колобок, колобок,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Педагог-психолог.
А Лиса, его — ам! — и съела!
Вот и сказочке конец! А кто играл в нее, тот большой молодец!
Ребята, чему учит сказка «Колобок»? (Надо слушаться старших, без спроса никуда не убегать)
Не забывайте об этом, ребята!
Заключительное слово.
Педагог-психолог. Мой мастер-класс подошёл к концу. Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была для вас полезной!
Литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева М.: Речь, — 2019, — 276 с.
- Образцова Т. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. М.: Лада, — 2010. — 192 с.