Конспект образовательной деятельности, осуществляемой в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Спасательная экспедиция «Чистый Байкал» для детей подготовительной к школе группе
Авторы: Бокарева Наталья Александровна, Дубовик Олеся Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (36) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 01.11.2020
Статья просмотрена: 32 раза
Библиографическое описание:
Бокарева, Н. А. Конспект образовательной деятельности, осуществляемой в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Спасательная экспедиция «Чистый Байкал» для детей подготовительной к школе группе / Н. А. Бокарева, О. П. Дубовик. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 9 (36). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/179/5657/ (дата обращения: 16.11.2024).
Выбранное направление занятия «Спасательная экспедиция «Чистый Байкал», включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития, а также способствует формированию интеллектуальных и личностных качеств детей, которые решаются интегрировано.
Частью образовательной области «Познавательное развитие» является формирование исследовательских способов познания детьми дошкольного возраста существенных связей в какой-либо области действительности. Представления детей, отражающие эти общие связи явлений, были использованы в качестве ядра, объединяющего отдельные конкретные знания в четкую цель. Системные представления о явлениях социальной действительности и природе раскрывают существенные, системообразующие связи, позволяют детям осваивать способы познания и интеллектуальной деятельности и действовать разумно в соответствии со вскрытой сущностью познаваемых объектов: поставить цель, осознать мотив деятельности, найти средства ее выполнения, получить результат. В экологическом развитии дошкольников можно выделить только такие представления детей, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости.
Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат очень долго брал воду из Байкала для производственных нужд, а использовав, сливал ее обратно. Такое отношение приводило к загрязнению в колоссальных масштабах! Все отходы оседали на дно и уничтожали растения, рыбу и микроорганизмы. Комбинат складировал свою продукцию непосредственно около озера, а вдобавок еще и утилизировал отходы на берегах.
Все это отразилось на природе и не могло остаться незамеченным.
Цель: Развитие познавательной активности детей подготовительной к школе группе, через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
Формирование системных представлений о ближайшем природном наследи Иркутской области, озеро «Байкал», социокультурном окружении на основе накопления культурного опыта в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми, в том числе в совместной образовательной деятельности;
Применяет усвоенную информацию о родном крае для решения познавательных и проблемных ситуаций;
Формировать начальные представления о фильтрах и чистильщиках байкальской воды, эндемиках озера.
Рассмотреть особенность экологических проблем озера Байкал и возможные пути их решения.
Развивающие:
Ориентации на разнообразие интересов современных детей, их стремление устанавливать многообразные связи с природным окружением;
Развитие представлений о серебристом богатстве Байкала, о нерпе, невидимых санитарах озера;
Обогащать представления детей о рыбном богатстве озера «Байкал».
Формировать коммуникативные навыки, диалогическую речь, через совместные обсуждения.
Развивать умения и навыки, необходимые для осуществления опытно — экспериментальной деятельности
Учиться проявлять инициативу выдвигать и аргументировать гипотезы в экспериментировании;
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность, культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: Чтение сказок о священном «Байкале»; рассматривание карты Иркутской области, фотографии «о богатстве озера «Байкал».
Место проведения: Групповое помещение.
Пособия и материалы: создание проблемных ситуаций, опыты, наблюдения; проблемная беседа, просмотр развивающего фильма с Хрюшей и Филей ( http://bit.ly/travelAroundTheWorld ), проектор, компьютер, фильм «Байкал под водой» (https://youtu.be/G4hb8RXtan8), стаканы с грязной водой, пустые стаканы, фильтры (вата, бинт, ситечко).
Ход занятия.
Вводная часть.
Сегодня мы, вместе с Хрюшей и Филей отправимся в увлекательное кругосветное путешествие по озеру «Байкал»! Давайте поздороваемся с нашими любимыми героями программы «Спокойной ночи малыши».
Воспитатель: Озеро Байкал — это самое глубокое в мире пресноводное озеро, которое является домом для уникальных животных и растений. Нам, как отважным путешественникам предстоит переплыть моря и океаны, пробраться сквозь густую тайгу, встретиться с загадочными обитателями подводного мира, подняться на вершины гор и спуститься в глубокие пещеры. Но при этом Хрюше, Степашке и нам ребята, придется еще и учиться! Ведь наше путешествие — это настоящий занимательный урок географии. Вы готовы? Усаживайтесь и в путь.
Ответы детей: Мы готовы, отплываем. (Просмотр видеофильма)
Воспитатель: Ребята, скажите: Почему озеро Байкал называют «Голубой жемчужиной Сибири? Каков возраст озера? Почему местные жители называют его морем и чем оно богато. Зачем многие туристы приезжают на это священное озеро?
Ответы детей: Это озеро самое глубокое и чистое. Белый диск опущенный в воду, виден на глубине 40 метров. А еще, озеро самое старое на земле и образовалось в котловане, где раньше обитали динозавры. Это самый крупный пресноводный водоем. Туристы специально приезжают к нему испить воды.
Воспитатель: Ребята, а Хрюша с Филей приготовили для нас игру. Давайте поиграем. Интерактивная игра «Серебристое богатство Байкала».
На интерактивной доске изображение озера Байкал (с одной стороны), с другой стороны иллюстрации разных рыб (обитающих в озере Байкал и морских). Из всех рыб нужно выбрать и перенести в озеро только тех, которые обитают в Байкале.
Воспитатель: На этом наше путешествие еще не окончено. Мы отправляемся в экспедицию, посмотреть на подводный мир озера Байкал, в специальном подводном аппарате, а называется он «батискаф». Хрюша, Филя пойдёмте с нами.
Физминутка:
Вот мы к озеру спустились, Дети образуют круг.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.
Раз, два, три, четыре — Изображают, что брызгают себе
Вот как славно освежились. водой в лицо.
А теперь поплыли дружно. Идут по кругу.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, Изображают брасс, двигаясь по кругу. Одной, другой — это кроль. Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Вышли на берег крутой. Идут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Вот мы и добрались до батискафа. Присаживайтесь. Закрываем люк, начинается погружение.
Пока наш батискаф готовится к плаванию давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно, как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами спускаемся под воду озера Байкал.
Просмотр фильма «Байкал под водой»
Включается звук SOS.
Воспитатель: Ребята, что-то на берегу случилось. Поднимаемся на поверхность.
Воспитатель: Что же случилось? Дело в том, что на берегу Байкала расположен целлюлозно-бумажный завод по изготовлению бумаги. В настоящее время завод не работает, его закрыли, потому что отходы, поступающие в озеро, очень загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные, погибать растения. Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель: Фильтры — это очистительные устройства. Чтобы вода была чистой на заводе необходимо заменить сломанные фильтры. Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы работаем в лаборатории по очистке воды. Проходим в лабораторию.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила работы в лаборатории. Хрюша, Филя присоединяйтесь.
Ответы детей: Соблюдать осторожность, не пробовать на вкус, поддерживать порядок на рабочем месте.
Воспитатель: Внимательно посмотрите, что стоит у вас на столах?
Ответы детей: вата, ситечки, воронки,
Воспитатель : давайте попробуем очистить грязную воду разными фильтрами. Работать мы будем парами.
Дети работают самостоятельно.
Воспитатель: Ребята, что у нас получилось? Какой фильтр лучше для очистки воды?
Ответы детей: Самая чистая вода, оказалась после ватного фильтра. Грязная вода проходя через фильтр очищается.
Воспитатель: Молодцы! Результаты нашей работы мы отправим директору завода. А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Присаживаемся в лодку, заводим мотор, отправляемся.
Включается звук моторной лодки.
Воспитатель: На каком озере мы сегодня побывали? Как мы помогли Байкалу? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: На этом наше путешествие подошло к концу. Мы сегодня увидели и узнали много нового и интересного. Спасибо вам за занятие. А давайте спросим наших гостей, Хрюшу и Филю, им понравилась работать вместе с нами?