Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (34) июль 2020 г.

Дата публикации: 04.07.2020

Статья просмотрена: 287 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, И. А. Сенсорный праздник как одна из составляющих сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5433/ (дата обращения: 26.04.2024).



Теория и практика дошкольного образования уделяла и уделяет сенсорному воспитанию существенное внимание.

Сенсорный, в переводе с латинского ( sensus) — ощущение, чувство.

Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания полагал, что человек раскрывает свою сущность не только через игру и труд, но и посредством звуков, красок и форм.

Начальные этапы познания действительности обеспечиваются процессами ощущения и восприятия.

Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание.

Сенсорное воспитание — целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу.

Процесс усвоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов деятельности.

Основными методами воспитания сенсорной культуры детей являются совместная деятельность взрослого с детьми, организация игровых ситуаций, собственная практическая деятельность детей с различными материалами и предметами, продуктивные виды деятельности.

В младшем дошкольном возрасте ознакомление детей с формой, величиной, цветом, другими сенсорными эталонами происходит преимущественно в практической предметной деятельности, т. е. в обследовании предметов ребенком.

Для того чтобы малыш мог легко освоить разнообразные способы обследования, на основе которых познается свойства и качества различных объектов, в детском саду проводятся сенсорные праздники.

Праздник — это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо события.

Особенностями детского праздника являются игровая форма, зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием.

Прежде, чем организовать праздник, нужно отобрать его содержание, исходя из возрастных особенностей детей.

Объектами обследования могут быть предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, игрушки, природный материал, бумага и т. д.

Для проведения праздника так же необходимо определить действия обследования, с помощью которых ребенок самостоятельно может выделить свойства и признаки объектов: гладить, снимать, надавливать, рвать, бросать, подбрасывать, разрывать, дуть, нюхать и др.

Разыгрываемый сценарий возможен как от лица воспитателя, так и от лица игрушки, либо приглашенного взрослого.

На примере сценария «Кукла Маша у нас в гостях» разберем последовательность проведения сенсорного праздника.

Цель данного праздника: Содействие развитию любознательности в процессе ознакомления с миром вещей.

Задачи:

  1. Познакомить детей раннего возраста с восковыми мелками в веселой, увлекательной форме через манипулирование и экспериментирование.
  2. Развивать сенсорные чувства посредством ознакомления с разноцветными мелками.
  3. Вызвать эмоциональный отклик и желание самостоятельно экспериментировать.

Словарная работа: восковые мелки, названия основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый.

Предварительная работа: ознакомление детей с основными цветами, карандашами.

Материал: восковые мелки разных цветов по количеству детей, красочная коробочка, большой лист ватмана, листы бумаги на каждого ребенка.

Ход деятельности:

  1. Внесение обследуемого объекта, привлечение внимания детей к предмету;

Дети находятся в группе. Заходит педагог в костюме куклы ( обращается к воспитателю ).

— Здравствуйте, детки, здравствуй, тетя Таня ( обращение к воспитателю ). Я кукла. Меня зовут Маша. Посмотрите, что я вам принесла ( коробочка ).

  1. Демонстрация способов обследования предметов. Во время диалога воспитатель и гость занимают открытую позицию, чтобы к ним могли подойти все дети и все манипуляции с предметами были хорошо видны. Диалог взрослых проходит живо и эмоционально, чем привлекают к себе внимание детей.

Это не простая коробочка. В ней лежат мои любимые мелки.

— Они не простые, а восковые. Посмотри, тетя Таня, какие они твердые, гладкие, яркие, разного цвета ( показывает педагогу и детям).

Ими можно рисовать на улице и дома. А еще в детском саду на бумаге. Эти восковые мелки не простые; кто их в руки возьмет, тот сразу рисовать начнет.

— Смотрите…

Как у нашего кота шубка очень хороша

Как у котика усы небывалой красоты

Глаза смелые

Зубки белые ( рисунок кота коричневым мелком )

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы намочим ножки ( рисунок дождика синим мелком )

У меня в руке флажок

Как будто я огонь зажег ( рисунок флажка красным мелком)

Светит солнышко в окошко.

Смотрит в нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку ( рисунок солнца желтым мелком )

Дети подходят к столу и выбирают себе понравившийся мелок.

  1. Самостоятельное обследование предмета ребенком;

Звучит музыка, и дети рассматривают мелки. Малыши начинают рисовать на заранее подготовленном, большом листе ватмана на мольберте или на листах бумаги, разложенных на столе.

4. Определение места хранения емкости с предметами в группе. Это важный момент в сенсорном празднике, поскольку, поставив коробку, дети часто возвращаются к ней, рассматривают, обследуют предметы.

— Вот теперь настала пора проститься с вами! В подарок вам восковые мелки! ( дарит детям восковые мелки )

Мы поставим коробочку с мелками на полку. Если вам захочется порисовать, вы всегда сможете их взять.

И про меня не забывайте,

Рисуйте чаще. Что ж, прощайте!

Воспитатель: Спасибо тебе, кукла Маша. Было очень приятно с тобой познакомиться. Приходи к нам еще.

Сенсорный праздник обычно проводится в утренний отрезок времени, как форма совместной деятельности детей и воспитателя и не предполагает участия всех детей группы. Малыши включаются в деятельность по собственному желанию.

Сенсорный праздник привносит в обыденную жизнь детской группы нотку радости, в то же время, являясь отличным средством познания. Развитие способностей и потребностей детей — важнейшая функция сенсорных праздников. Образовательно-познавательная информация, содержащаяся в празднике, существенно обогащает знания ребенка.

Содержание сенсорного воспитания реализуется на протяжении всего дошкольного детства с учетом тех видов деятельности детей, которые возникают и развиваются у них в разные возрастные периоды.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика. Под ред.В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой –Издательство «Просвещение»,1988
  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения- ООО «Питер Пресс» 2014год
  3. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М.: Педагогика, 2005.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
  6. Интернет ресурсы: https://kopilkaurokov.ru Сайт для учителей
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелок, сенсорное воспитание, сенсорный праздник, воспитатель, детский сад, лист бумаги, лист ватмана, ознакомление детей, рациональное познание.

Похожие статьи

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Процесс познания маленького человека...

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста)

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ | Статья...

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве...

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу, малыш

В группе воспитатели создали уголок для родителей, где поместили консультации

Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей...

Природа как средство сенсорного воспитания детей...

Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова). Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Решение задач сенсорного развития ребенка на полисенсорной...

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Наш детский сад с 1993 года работает по...

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития...

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ. ребенок, игра, цвет, предмет, ребята, малыш, закрепление знаний, логическое мышление, зеленый цвет, дидактическая игра. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Похожие статьи

Условия и методика сенсорного воспитания в ДОУ

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Процесс познания маленького человека...

Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста)

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ | Статья...

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).

Формирование основ сенсорного воспитания в раннем детстве...

Сенсорное воспитание ребёнка в раннем возрасте нельзя переоценить, приходя в группу, малыш

В группе воспитатели создали уголок для родителей, где поместили консультации

Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей...

Природа как средство сенсорного воспитания детей...

Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./

Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия (С. А. Козлова, Т. А. Куликова). Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

ранний возраст, сенсорное развитие детей, ребенок, методика, сенсорное развитие, сенсорный эталон формы предметов, Восприятие, серия

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Решение задач сенсорного развития ребенка на полисенсорной...

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Наш детский сад с 1993 года работает по...

Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития...

Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ. ребенок, игра, цвет, предмет, ребята, малыш, закрепление знаний, логическое мышление, зеленый цвет, дидактическая игра. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном...

Задать вопрос