Библиографическое описание:

Петухова А. А. Решение задач сенсорного развития ребенка на полисенсорной основе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 49-51.

Задача детского сада — обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования психологов показывают, что большая часть трудностей, возникающих у первоклассников, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Отсюда искажения в написании букв, построении рисунка, неточность в изготовлении поделок. Не менее важное значение имеют развитость мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Наш детский сад с 1993 года работает по программе «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера, которая определяет четкие ориентиры требований к формированию сенсорных способностей на разных ступенях дошкольного детства. Пропедевтическая работа начинается с группы раннего возраста.

Педагогический коллектив нашего учреждения ставит перед собой следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику воспитанников;

  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

  • повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

Мы стремимся к тому, чтобы решать задачи сенсорного воспитания дошкольников на полисенсорной основе, то есть к тому, чтобы сенсорное развитие ребенка охватывало всё многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществлялось путём использования «жизненной обстановки» в целом — помещения детского сада и его территории.

Условия, созданные в детском саду:

  • сенсорная комната — специально оборудованное помещение, где ребенок в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, имеет возможность исследовать окружающее самостоятельно или под руководством взрослого.

  • сенсорные зоны в группах. Включают в себя игры и пособия для развития зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов, центры «песок-вода», дидактические столы с наполнителями (группы раннего возраста), уголки экспериментирования (дошкольные группы).

  • сухой бассейн. Доступен для детей всех возрастов.

  • комната песочной терапии в кабинете педагога-психолога.

Кроме специально созданных условий широко используются другие помещения и оборудование детского сада, так как учитывая принцип полисенсорности, любой объект способствует развитию нескольких видов восприятия опосредованным путем:

  • бассейн и физкультурный зал — тактильное и кинестетическое восприятие (вода, физкультурное оборудование для разминки и плавания, развития движений);

  • музыкальный зал — слуховое, зрительное, кинестетическое восприятие (фортепиано, синтезатор, мультимедийный проектор, лазерный проектор, музыкальный центр, диапроектор со слайдами, детские музыкальные инструменты, телевизор, видеомагнитофон, DVD, видеотека, аудиозаписи, зеркальный шар, светильники-пучки «Фонтан света», пособия для развития движений);

  • музей русской избы — зрительное и тактильное восприятие;

  • медицинский блок и прачечная — обонятельное восприятие;

  • пищеблок, обеденные зоны в группах — обонятельное и вкусовое восприятие;

  • участок дошкольного учреждения — зрительное, обонятельное, тактильное, кинестетическое восприятие (деревья, кустарники, цветочные клумбы, альпийская горка, физкультурно-игровое оборудование).

На сеансах релаксации дети ощущают воздействие природных факторов: тепло солнечных лучей, прохладу ветерка, брызги воды.

Повышение профессиональной компетенции педагогов в сенсорном воспитании детей осуществляется постоянно через разные формы: педагогические советы, консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, творческие недели, конкурсы-смотры, самообразование.

Поиск и самостоятельный выбор педагогами конкретных форм работы с детьми становится нормой их деятельности, что обостряет необходимость своевременной методической помощи, быстрого и гибкого реагирования на запросы.

Эффективным методом решения задач сенсомоторного развития детей является проектная деятельность, в частности, реализация проектов «Сенсомоторный уголок». Для педагогов разработаны: консультация «Сенсомоторное развитие дошкольника. Его критерии», рекомендации по разработке проекта «Сенсомоторный уголок в группе», рекомендации по оснащению уголка, памятка «Правила проведения пальчикового тренинга для дошкольников», диагностические карты сенсомоторного развития детей для каждой возрастной группы, положение о смотре-конкурсе сенсомоторных уголков, оценочный лист уголков.

В помощь педагогам создан банк идей оформления сенсомоторных уголков — тематическая подборка статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Дошкольная педагогика».

На педагогическом совете состоялась защита проектов. При организации сенсомоторного уголка педагоги уделили внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствовал общему оформлению группы и дополнял его.

В результате проделанной работы в дошкольном учреждении появились разные по тематике и содержанию сенсомоторные уголки:

  • «Умелые ручки» — группы раннего возраста;

  • «Волшебная страна разноцветья» — II младшая группа;

  • «Крышкоград» — средняя группа;

  • «Семицветик» — старшая группа;

  • «Умные пальчики» — подготовительная к школе группа;

  • «Танцевальная мозаика» — бассейн.

Назначение сенсомоторных уголков — развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действия с ними. Уголок используется в педагогическом процессе как в организованной, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Мониторинг сенсомоторного развития детей показал явную положительную динамику: высокий уровень — на 17 %; средний уровень — на 7,9 %; снижение низкого уровня — на 9,1 %.

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого образовательного пространства на полисенсорной основе и профессиональной компетенции педагогов в дошкольном учреждении осуществляется полноценное сенсорное воспитание детей, стимулирующее их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира, что способствует качественной подготовке к школьному обучению.

По результатам психологического обследования выпускников подготовительной к школе группы на готовность к школе

41 % (9 человек) показали высокий уровень,

54,5 % (12 человек) — средний,

4,5 % (1 человек) — средне-низкий уровень.

Низкий уровень — отсутствует.


Литература:

  1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет», М., «Просвещение», 1988 г.

  2. Дьяченко О. М. и другие «Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие», М., «Новая школа, 1996 г.

  3. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада» — «Справочник старшего воспитателя» № 5- 2008.



Основные термины (генерируются автоматически): детском саду, сенсомоторного развития детей, сенсорного развития ребенка, кинестетическое восприятие, развития геометрических умений, Решение задач, целью развития геометрических, детского сада, геометрических умений учащихся, сенсомоторных уголков, применением метода геометрических, метода геометрических преобразований, профессиональной компетенции педагогов, полисенсорной основе, группы раннего возраста, сенсорного воспитания, задач сенсорного развития, сенсомоторного уголка, воспитанию дошкольников, высокий уровень.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос