Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.

Дата публикации: 02.04.2020

Статья просмотрена: 468 раз

Библиографическое описание:

Агапова, Н. Н. Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО / Н. Н. Агапова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5095/ (дата обращения: 24.12.2024).



Системно-деятельностный подход является методологической основой концепции государственного стандарта всех ступеней образования. ФГОС дошкольного образования — это стандарт, в основу, которого заложен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям.

Именно в действии порождается знание. Системно — деятельностный подход — это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельностный подход — это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность, по мнению Л. Г. Петерсон. Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.

Реализация деятельностного подхода нацелена на формирование развитой личности, она развивает у детей инициативу, самостоятельность, учит творчески мыслить, т. е. быть успешными. А для того, чтобы воспитать успешную личность, прежде всего, нужно быть успешным самому педагогу.

Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

Все более высокие требования предъявляются сегодня и к методической работе дошкольных учреждений, к методическому сопровождению педагогических кадров. Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах, мастер — классах; обобщение собственного педагогического опыта.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами, основанные на деятельностном подходе. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнемданных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности; развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Это организация непрерывного повышения квалификации, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности педагогов. Системно-деятельностный подход предполагает наличие у педагогов познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить), позволяет создать условия, в которых педагоги выступают активными участниками методической работы, учатся самостоятельно добывать знания, делиться ими и применять их на практике. Именно знания и умения, которые педагог получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с коллегами, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах своей педагогической деятельности.

Деятельностный подход предусматривает развитие у педагогов умения: ставить цель; решать задачи; отвечать за результат. При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов:

– принцип субъектности заключается в том, что каждый педагог самостоятельно планирует действия, выстраивает алгоритм деятельности, предполагает, оценивает свои действия и поступки;

– принцип совместной деятельности в кругу коллег и единомышленников;

– принцип обязательной результативности своей деятельности (видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания на практике);

– принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

– принцип рефлективности любой деятельности (учиться анализировать, что получилось, а что можно было сделать по-другому);

– принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности (методист должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью педагогов);

– принцип активности заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых методик и технологий, их осмыслении, переработке и применении.

Основная цель системно — деятельностного подхода в методическом сопровождении педагогов: научить не знаниям, а работе. Для этого методист ставит ряд вопросов: какой материал отобрать, какие методы и средства обучения выбрать, как организовать собственную деятельность и деятельность педагогов, как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Реализация системно-деятельностного подхода к работе с педагогами опирается на следующие методы: проектный, ролевые деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный.

Этим методам соответствуют современные формы методической работы с педагогическим коллективом: методический фестиваль в рамках проведения тематических методических недель педагогического мастерства; конкурсы- презентации организации развивающей среды в группе; педсоветы и семинары в форме диспута, круглого стола, дебат, брифинга, банка педагогических идей, квест-игр; марафон мастер- классов.

Личностному и коммуникативному развитию специалистов способствует такая форма повышения педагогической компетентности, как коучинг — активная форма обучения, основой которой является интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.

Кейс- метод- интерактивная техника обучения, использующая описание реальных или вымышленных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается описание какой- либо конкретной ситуации. Педагогов просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод выступает как способ коллективного обучения, взаимный обмен информацией, предполагает решение проблемы.

Таким образом, деятельностный подход к методическому сопровождению педагогического коллектива, применение интерактивных методов обучения позволяют создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать методическую деятельность педагогов, заинтересовать их в участии в профессиональных конкурсах различного уровня.

Литература:

  1. Климина Л. В., Подакова С. П., Пижамова Т. А. Деятельностный подход к организации образовательного процесса в современной дошкольной организации. -Волгоград: Издательство «Учитель», 2015.
  2. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы, ФГОС ДО. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): подход, педагог, методическая работа, главное место, методическое сопровождение, педагогическая компетентность, педагогический коллектив, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность педагога, самостоятельная познавательная деятельность.

Похожие статьи

Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Современное состояние методической работы с педагогами по проектной деятельности в ДОО

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Информационно-компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов

Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Похожие статьи

Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности младших школьников

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников

Современное состояние методической работы с педагогами по проектной деятельности в ДОО

Ресурсный подход к решению задачи индивидуализации профориентационной деятельности в школе

Опыт оценки и контроля качества обучения иностранному языку при реализации личностно-деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования

Информационно-компетентностный подход к профессиональной подготовке педагогов

Переориентация родительской позиции во взаимодействии субъектов образовательного процесса

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Задать вопрос