Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (332) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 13.10.2020

Статья просмотрена: 481 раз

Библиографическое описание:

Мацнева, С. В. Сущностная характеристика методического сопровождения педагогов ДОО / С. В. Мацнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74152/ (дата обращения: 17.12.2024).



В современных условиях введения ФГОС ДОО отводиться немаловажная роль методическому сопровождению педагогов.

В современной педагогической науке методическое сопровождение привлекает внимание разных научных школ и рассматривается как способ сопровождения педагогического труда (Е. И. Казакова и др.); как механизм управления процессами развития в образовательном учреждении (В. С. Лазарев, А. П. Тряпицына и др.); как средство развития педагогического творчества педагога (М. М. Поташник и др.); как специально организованная деятельность, направленная на повышение квалификации педагогов, их подготовку к решению новых задач в условиях модернизации образования (Е. Р. Блинова, В. И. Зверева и др.).

Прежде чем дать характеристику методического сопровождения педагогов ДОО, остановимся кратко на термине «сопровождение».

В ряде исследований отмечается, что данное понятие вошло в жизнь педагогического сообщества России в первой половине 90-х годов ХХ в., прежде всего благодаря российско-фламандским семинарам, посвященным построению в нашей стране особой системы психолого-педагогической и методико-социальной помощи.

Е. И. Казакова и А. П. Тряпицина подчеркивают, что «использование термина «сопровождение» продиктовано необходимостью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения»; однако лексически — это более жесткая форма, которая подчеркивает приоритет личности «обеспечивающего»; то же самое — «помощь» [4. с.125].

В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. Так, А. В. Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития [5].

Е. И. Казакова в своем исследовании четко разделяет сопровождение как метод, как процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения — это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития — это средство реализации процесса сопровождения [3].

М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия [1].

По мнению Л. Г. Тариты, сопровождаемое развитие выступает определенной альтернативой методу «направляемого» развития. В этом плане возникновение метода сопровождения как необходимой составляющей образования продиктовано рядом обстоятельств:

− общей гуманистической концепцией образования;

− ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования;

− опорой на внутренний потенциал развития любой системы;

− осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития [6].

Как отмечает Л. Г. Тарита, метод сопровождения выступает в качестве «необходимой составляющей поддержки всех инновационных процессов, поскольку он и возник как метод помощи субъекту-носителю той или иной проблемы. Именно с возникновением функции сопровождения на практике реализуется гуманистическая ориентация образовательных процессов [6. с. 51].

Э. М. Александровская, Н. С. Глуханюк, Н. В. Куренкова и др. отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности. Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие приоритеты и их этапность: психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекция, экспертиза.

Т. Г. Яничева понимает под сопровождением систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий для педагогов, родителей и детей, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться [7].

В. Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита рассматривают методическое сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности. Сопровождающий не решает за сопровождаемого проблему, а учит его находить (изобретать или заимствовать) наиболее разумные решения, актуальные для каждого человека в его конкретной жизненной ситуации» [6].

О. В. Давлятшина рассматривает методического сопровождения как технологический процесс взаимодействия субъектов, преодолевающих профессионально-личностные затруднения посредством специально организованной системы взаимосвязанных действий, мероприятий, педагогических событий, ориентированных на осмысление профессионального опыта, личностное преобразование, актуализацию саморазвития, профессиональный успех педагогов общеобразовательной организации [2].

Анализ литературы показал, что методическое сопровождение деятельности педагога ДОО в большинстве источников рассматривается как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагога, развития его профессионально-педагогической компетентности, т. е. как управленческая технология организации сотрудничества субъектов образования.

Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и поддержки педагогам ДОО в педагогической деятельности. Необходимо определить отличие методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи субъектам образования -методической поддержки, который, как и методическое сопровождение, реализуется в сфере образования и является частью непрерывного повышения квалификации.

Под методической поддержкой мы понимаем разные виды методической работы по достижению поставленной цели. Цель методической поддержки — освоение содержания обучения на основе рациональных методов обучения; повышение уровня общедидактической и научно-методической подготовленности обучающихся к реализации задач новых образовательных стандартов; обмен опытом между педагогами, выявление особенностей, специфики, рисков реализации стандартов и разработка мер по их предупреждению.

Технология методического сопровождения педагогов ДОО включает последовательность программно-целевых действий (этапов):

1) оценка реальной ситуации, выявление проблем;

2) диагностика и постановка задач;

3) выбор средств сопровождения (форм, методов, типа взаимодействия);

4) анализ полученного результата.

В качестве способов и средств организации такой деятельности могут использоваться: современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционное обучение, игра, диалог, фокус-группы, командообразование и др. Эти способы содержат в себе рефлексивную основу как необходимый элемент и показатель качества взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации.

Кроме того, к формам методического сопровождения педагогов ДОО относится: организация методической поддержки (консультирование, тьюторство, помощь в работе творческих групп, семинары, педагогические советы). Это линия носит в главном характер передачи информации, но формы здесь могут быть самыми различными. Их можно разделить на активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т. д.) и пассивные (выступление на педсовете, конференции; анкетирование (другие формы опроса); ознакомление с печатной информацией (книги, пособия) и т. д.); создание организационных (работа методических кабинетов) и методических (консультирование) условий для участия педагогов в различных мероприятиях: курсы, конференции, методические объединения, круглые столы, семинары практикумы и т. д.; информационная поддержка участия педагогов в различных педагогических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства) по представлению, обобщению своего опыта.

Таким образом, сопровождением в педагогике считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий развития субъектов взаимодействия.

В проанализированных источниках сопровождение профессиональной деятельности педагогов предстает как единичный метод, отдельная функция, направление деятельности, элемент культуры. Соответственно, методическое сопровождение педагогов — это правильно организованные действия по реализации ФГОС ДО и внедрению профессионального стандарта в ДОО. Иными словами, это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов ДОО проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Литература:

  1. Битянова М. Р. Практическая психология в школе /М. Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1997. — 296 с.
  2. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации: автореф. дис… канд.пед.наук. / О. В. Давлятшина. — Киров, 2017. — 24 с.
  3. Казакова Е. И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы (системно-ориентационный подход): автореф. дис. … пед. наук / Е. И. Казакова. — СПб., 1995. — 32 с.
  4. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.
  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина. — 3-еизд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 200 с.
  6. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: дис… канд.пед.наук. / Л. Г. Тарита. — СПб, 2000. — 145 с.
  7. Яничева Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Г. Янычева //Журн. практ. психолога. 1999.№ 3. С. 101–119.
Основные термины (генерируются автоматически): методическое сопровождение, методическое сопровождение педагогов, методическая поддержка, метод сопровождения, непрерывное повышение квалификации, организованная деятельность, профессиональная деятельность, процесс, сопровождение.


Похожие статьи

Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС

Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников

Похожие статьи

Характеристика коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в свете ФГОС

Деятельностный подход к методическому сопровождению педагогов ДОО

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Система работы по познавательному развитию в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Особенности технологии проблемного обучения в условиях реализации ФГОС НОО

Направленность и специфика инновационных процессов в подготовке педагога-дефектолога

Современные формы и методы оценивания достижений учащихся в структуре учебной деятельности

Сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников

Задать вопрос