«Бюро детских изобретений» как инновационная технология для гармонизации детско-родительских отношений
Авторы: Телитченко Людмила Владимировна, Кожокарь Елена Владимировна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 31.03.2020
Статья просмотрена: 364 раза
Библиографическое описание:
Телитченко, Л. В. «Бюро детских изобретений» как инновационная технология для гармонизации детско-родительских отношений / Л. В. Телитченко, Е. В. Кожокарь. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5040/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы пытаются показать, как реализация инновационной технологии «Бюро детских изобретений» гармонизирует детско-родительские отношения.
Ключевые слова: инновационная технология, детско-родительские отношения, конструкторский центр.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Наблюдая за семейными взаимоотношениями детей и родителей, можно заметить, что на второй план отходит стремление к духовности. Родители разговаривают с детьми с позиции мамы или папы, не открыто, а прячась за свои роли. Самая трудная жизненная задача — это родительство. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность.
Как помочь родителям и ребенку стать ближе, самыми родными и близкими людьми на свете? Ведь из семьи вырастает почти все в нашей жизни; то мироощущение, которое мы приобретаем в результате воспитания, остается с нами почти без изменений на всю оставшуюся жизнь.
Что для этого необходимо? Конечно же, поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, полезных идей, свежих современных технологий.
XXI век — век новых технологий. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации, роботостроения. Технические достижения проникают во все сферы жизни людей и вызывают интерес детей к современной технике. Конструирование и робототехника направление новое, инновационное, тем самым привлекает внимание и детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить к сотрудничеству родителей, способствовать становлению позитивных межличностных отношений.
Результатом поиска новых форм взаимодействия с семьями воспитанников стал конструкторский центр «Бюро детских изобретений», в котором реализуется более широкое использование конструкторов нового поколения: Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО); «Игровой набор «Дары Фрёбеля»; Конструктор LEGO DUPLO; Конструкторы Polydron; LEGO Education WeDo 2.0; Fischertechnik; Электронный конструктор знаток; LEGO новинки.
Новая педагогическая технология «Бюро детских изобретений» — это система взаимоотношений и общения, которая формируется в процессе совместной деятельности. Она носит творческий характер, а, значит, эта деятельность не только обогащает семейный досуг, но и объединят детей и взрослых в общих делах, вносит в отношения те качества, которые сближают ребенка с родителями, способствующего гармонизации детско — родительских отношений.
Новые виды сотрудничества, интересные и детям и родителям, имеют преимущества
− Создания единого дружного творческого коллектива
− Помогает детям узнать друг друга ближе, учит их работать вместе
− Развивает привычку к взаимопомощи, способность радоваться успехам друзей
− Дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями.
Реализация технологии «Бюро детских изобретений» проходила, в несколько этапов.
1-й этап — изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений.
2-й этап — создание программы «Бюро детских изобретений» (выбор содержания, форм взаимодействия, с семьями воспитанников)
3-й этап— реализация программы «Бюро детских изобретений»
4-й этап — отслеживание результатов, оценка результатов участниками взаимодействия, внесение лучших изобретений в реестр «Бюро детских изобретений»
Подготовительным этапом стало создание развивающей предметно пространственной среды. Для конструкторского центра «Бюро детских изобретений» было отведено специальное место.
- Конструкторы разной направленности итематике:
LEGO различной тематики, Тико, Магнитный конструктор, Фишер техник, LEGO WeDo 2.0, «Игровой набор «Дары Фрёбеля», Конструктор Polydron
- Стеллажи иящики для хранения конструкторов.
Современные конструкторы обладают большим разнообразием для лучшего удобства их нужно хранить в ящиках.
- Методическая литература:
Энциклопедии, книги, схемы и алгоритмы по сборке различных конструкций. Папки с образцами построек из разных видов конструктора. Инструкции по созданию робототехнических изобретений.
- Выставочная зона:
В конструкторском центре находится несколько полок и столов, где выставляются индивидуальные и коллективные работы детей и родителей.
Важным этапом была разработка содержания по реализации данной технологии, определение тематики изобретений и средств конструирования. Исходя из тематики годового перспективного плана, был составлен план мероприятий. Это были разные формы взаимодействия родителей и детей на базе центра «Бюро детских изобретений»: мастер классы, LEGO –квесты, игры — встречи, дни добрых дел, семейные праздники, конкурсы, фестивали, акции. Каждая тема рассчитана на два месяца.
Команды из родителя (законного представителя) и ребенка приглашаются на данные мероприятия. Результатом каждого мероприятия является создание собственного изобретения в рамках тематики бюро. Команде нужно определить, как они будут конструировать изобретения и из чего. В связи с этим проводится разработка вариантов решения (рисунки, эскизы, модели), выбор лучшего решения. На этом этапе осуществляется творческий замысел.
На данном этапе необходимо выбрать экспертную группу. В нее входит семь человек: заведующий, воспитатель, два родителя и три ребенка. Задача экспертной группы состоит в том, чтобы раз в два месяца согласно плану встречаться на выставке конструкторского центра «Бюро детских изобретений». Участники представляют свои работы. Экспертная группа анализирует, оценивает заявленное изобретение, выбирает самое лучшее из представленных и выдает патент. А это значит, что работа включена в реестр бюро детских изобретений. Остальные команды получали дипломы участников. Экспертная группа, а в частности родители и дети могут меняться, каждые два месяца.
Следующим этапом является защита проекта. Участники приставляют экспертной группе свое изобретения. Экспертная группа рассматривает, оценивает работы по нескольким критериям — соответствие тематики, оригинальность идеи, творческий подход, наличие различных механизмов, сложность конструкции. Патент выдается в зависимости от сложности изобретения.
На заключительном этапе все патентные изобретения заносятся в реестр «Бюро детских изобретений». Продуктом реализации инновационного процесса является книга изобретений с фотографиями и подробным описанием их конструирования.
Каких результатов достигли? С помощью «Бюро детских изобретений» были созданы все условия для привлечения родителей к совместному техническому творчеству. Оно стало полезным для гармонизации детско — родительских отношений.
Это:
− Приятное совместное времяпрепровождение
− Сближает и развивает обоих участников
− Когда мама рядом и включена в творческий процесс, он чувствует, что он любим
− Вы можете стать для ребенка другом, если вы не просто рядом находитесь, а делаете вместе
− Ребенок чувствует, что вам можно доверять, т. к. вы искренне проявляете интерес к его детским делам
− Творчество — хороший способ воспитывать в ребенке черту характера — доводить дело до конца
− Создание чего-то нового дает ребенку ощущение собственной значимости (Я МОГУ!)
− Если вы расставляете детские изобретения в квартире, размещаете их на специальные для этого полки — это дает ребенку ощущение, что его в вашей семье уважают и принимают за равного
Таким образом, реализация технологии «Бюро детских изобретений» показала родителям все «плюсы» их совместного времяпровождения с детьми в условиях конструкторского центра.
Литература:
- Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений // Психолог в детском саду.- 2014.- № 1.- с.9–14.
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 2015.- с.308.
Похожие статьи
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Цифровая образовательная среда как инструмент создания положительного имиджа дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию положительного имиджа через создание цифровой образовательной среды.
Event-технологии как ресурс для формирования корпоративной культуры досуговых учреждений
В статье рассмотрено современные тенденции формирования корпоративной культуры в досуговых учреждениях. Проанализировано, как event-технологии могут влиять на сплочение коллектива в учреждениях культуры. А также исследовано, как успешная корпоративна...
Исследование трудовых ресурсов предприятия (на примере детского развлекательного центра «Империя Инков»)
В статье подчеркивается важность анализа использования трудовых ресурсов как главной части ресурсного потенциала организации, приведены результаты исследования трудовых ресурсов на примере детского развлекательного центра «Империя инков» (г. Калининг...
Проектирование в сфере социального предпринимательства (на примере производства медицинского изделия «Экзопротез»)
В статье рассказано об опыте разработки и реализации социально-значимого проекта по производству нового средства реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В основе проекта — инновационная идея производства экзо-протеза, изде...
Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России
В статье автор исследует особенности антикризисного управления в Российской Федерации.
Инновационное управление сотрудниками малого предприятия
В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.
Проект как средство укрепления детско-родительских отношений
В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.
Сетевой электронный образовательный портал «Современный медицинский колледж» как инновация в образовательном процессе
Статья посвящена проблеме повышения качества образования в медицинском колледже посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Рассматривается сетевой образовательный портал как одна из инновационных технологий обучения. В ...
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».
Похожие статьи
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Цифровая образовательная среда как инструмент создания положительного имиджа дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию положительного имиджа через создание цифровой образовательной среды.
Event-технологии как ресурс для формирования корпоративной культуры досуговых учреждений
В статье рассмотрено современные тенденции формирования корпоративной культуры в досуговых учреждениях. Проанализировано, как event-технологии могут влиять на сплочение коллектива в учреждениях культуры. А также исследовано, как успешная корпоративна...
Исследование трудовых ресурсов предприятия (на примере детского развлекательного центра «Империя Инков»)
В статье подчеркивается важность анализа использования трудовых ресурсов как главной части ресурсного потенциала организации, приведены результаты исследования трудовых ресурсов на примере детского развлекательного центра «Империя инков» (г. Калининг...
Проектирование в сфере социального предпринимательства (на примере производства медицинского изделия «Экзопротез»)
В статье рассказано об опыте разработки и реализации социально-значимого проекта по производству нового средства реабилитации больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В основе проекта — инновационная идея производства экзо-протеза, изде...
Акселератор и стартап-студия как толчок развитию технологического предпринимательства в России
В статье автор исследует особенности антикризисного управления в Российской Федерации.
Инновационное управление сотрудниками малого предприятия
В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.
Проект как средство укрепления детско-родительских отношений
В статье представлены рекомендации для педагогов по укреплению детско-родительских отношений через вовлечение родителей, детей и педагогов в совместную проектную деятельность.
Сетевой электронный образовательный портал «Современный медицинский колледж» как инновация в образовательном процессе
Статья посвящена проблеме повышения качества образования в медицинском колледже посредством внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Рассматривается сетевой образовательный портал как одна из инновационных технологий обучения. В ...
Шаги по реализации проекта «Управление проектированием индивидуальных учебных планов»
В статье автор пытается разработать эффективные методы управления проектированием индивидуальных учебных планов по направлению «Технологическое образование».