Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 29.09.2019

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Исаенко, Ю. М. Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4454/ (дата обращения: 26.04.2024).



Воспитание родителей — эта тема не новая: ни в педагогической науке, ни в практике, ни в жизни общества. Но, каждый новый глобальный виток научно-экономического прогресса в мире, новый этап в развитии отдельного государства, новое подрастающее поколение в каждой отдельной семье придает ей особую актуальность. Проблема взаимодействия образовательной организации и семьи не теряет своей актуальности никогда, будь то поиск наиболее подходящих форм взаимодействия с семьями в конкретных условиях, поиск средств, или поиск идей и новаций в сфере взаимодействия участников образовательных отношений.

В современных социально-экономических условиях, сложившихся в стране, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования (ФЗ 273, ФГОС ДО) требует вовлечения в педагогический процесс всех субъектов образовательной деятельности, в том числе и родителей дошкольников. Однако, нет полной информации о внутренней готовности родителей участвовать в образовательном процессе ДОО, в частности, в вопросах физического развития и оздоровления дошкольников. Исследование ценностной системы участников образовательных отношений показало, что у многих отсутствуют социально-одобряемые установки на здоровый образ жизни, а ценности здорового образа жизни не являются ведущими. Основной задачей исследования стала разработка технологии формирования ценностей здорового образа жизни, способная стать весьма эффективным средством формирования у родителей дошкольников социально-одобряемых ценностных установок на принятие ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей на себя.

Нормативно-правовой основой, регламентирующей эту деятельность, является:

– Закон РФ «Об образовании»;

– Конвенция о правах ребёнка;

– ФГОС ДО;

– Основная общеобразовательная программа ДОУ.

Технология формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений имеет многоуровневую структуру, осуществляется в системе и реализуется по трем основным направлениям: работа с педагогами, родителями дошкольников и самими дошкольниками. В основе технологии лежит целеполагающий компонент, который предполагает сформированность когнитивного, эмоционально -потребностного и деятельностного компонентов в структуре ценностей здорового образа жизни у педагогов, родителей и детей. Технология формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении реализуется на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Системный подход в дошкольном образовании, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации, что соответствует современным требованиям ФГОС ДО.

Главная цель деятельностного подхода вобучении, который на прямую связан с системным, состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к изучаемому явлению и процессу обучения. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни.

Согласно личностно— ориентированному подходу в ДОО должна быть организованна такая индивидуально — творческая, ценностно-смысловая деятельность, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности В.С Тубчинова (3; 21).

Согласно компетентностному подходу в образовании личность в процессе образования овладевает определенными компетенциями для осуществления жизнедеятельности, эффективность которой зависит от глубины компетенции, наивысший уровень которых — ценностный (3; 43).

Высокой эффективности при реализации авторской технологии формирования ценностей здорового образа жизни, возможно, добиться лишь при соблюдении следующих педагогических принципов: принципы государственной политики, создание благоприятных условий финансирования ДОУ, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние, соблюдение нормативных и законодательных актов в сфере образования. Социально-педагогические принципы: содействия всестороннему гармоничному развитию личности, связь физического воспитания с практикой жизни, принцип оздоровительной направленности. Учет и реализация данных принципов дает возможность всесторонне развивать личность ребенка, использовать средства оздоровительной направленности для развития ребенка, развивать умения и навыки прикладного характера, формировать активную жизненную позицию. Обще-дидактические принципы, среди которых принцип сознательности и активности (1;15). Данный принцип обеспечивает формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения к деятельности, формирование самостоятельности, стимулирование самоконтроля. Принцип наглядности обеспечивает направленное воздействие на функции сенсорных систем, что особенно важно в дошкольном возрасте. Принцип доступности и индивидуализации обеспечивает последовательное соблюдение методических условий доступности. Следующая группа принципов — принципы воспитания дошкольников (2;124). Особое внимание в управлении деятельностью детей, которая на первых этапах сводится к умению регулировать свою деятельность и поведение, побуждая ребенка к проявлению его духовных начал ко всему, что окружает ребенка.

Содержательный компонент технологии представлен следующими компонентами:

– мониторинг системы ценностей участников образовательных отношений

– реализация системы проектов оздоровительной направленности (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных)

– реализация семейных мастер-классов оздоровительной направленности

– организация системы мероприятий оздоровительной направленности

– организация системы дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности

– реализация системы виртуальных фотоконкурсов, как результата организации оздоровительной работы в семье и ДОУ

Процессуальный компонент технологии представлен разнообразием видов деятельности:

– организованные формы работы

– самостоятельная деятельность детей

– режимные моменты

Предполагаемым результатом реализации технологии является: для педагогов устойчивая ценностная компетенция для полноценной реализации оздоровительной работы в ДОУ, сохранения собственного здоровья. Для родителей дошкольников устойчивая ценностная компетенция для сохранения собственного здоровья и здоровья своих детей. Для старших дошкольников сформированная когнитивная и поведенческая установка на сохранение здоровья.

Реализация данной технологии имеет три основных уровня— этапа:

1 уровень — диагностика проектирующий (актуализирующий) — на этом этапе мы осуществляли диагностику ценностных ориентаций участников образовательных отношений. Осуществляли анкетирование, родителей, педагогов, дошкольников. Актуализировали проблему ценностей здорового образа жизни для сохранения здоровья участников образовательных отношений.

2 уровень — реализующий (рассчитан на 1 учебный год) — на этом этапе осуществлялась реализация технологии. Реализовывалась система краткосрочных проектов, реализовывались семейные мастер-классы, система оздоровительных мероприятий.

3 уровень — рефлексивно модифицирующий — на этом уровне мы осуществляли диагностику и анализ эффективности технологии, как в ходе, так и после ее реализации.

Литература:

  1. Амосова Ю. Е. Формирование ценностей здорового образа жизни студентов педагогического колледжа: автореферат диссертации кандидата педагогических наук [Текст] — Челябинск, 2010. — 35 с.
  2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания [Текст] — Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
  3. Тубчинова В. С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: диссертация кандидата социологических наук [Текст] — Улан-Удэ, 2005. — 167 с. 4.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, оздоровительная направленность, родитель дошкольников, активная жизненная позиция, оздоровительная работа, отношение, собственное здоровье, сфера образования, технология формирования ценностей, устойчивая ценностная компетенция.

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой...

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора профессионального будущего.

Формирование ценностного отношения к здоровью

Основные термины (генерируются автоматически) : компетенция, здоровый образ жизни...

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала. Основа культуры здоровья — осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью. Необходимостью для формирования культуры...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры. Система работы образовательного учреждения по...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в

- число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей

- отношение родителей воспитанников к здоровому образу жизни и готовности к совместной...

Похожие статьи

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов...

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Педагогическими условиями формирования ценностного отношения к здоровью являются: создание ценностно-ориентационного пространства здорового образа жизни; направленность физического воспитания на формирование потребности в здоровье и...

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой...

Формирование компетенций готовности подростков к условиям...

Формирование ценностного отношения к здоровью как фактором дальнейшего выбора профессионального будущего.

Формирование ценностного отношения к здоровью

Основные термины (генерируются автоматически) : компетенция, здоровый образ жизни...

Здоровый образ жизни: к вопросу о ценностном...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс, ценностная ориентация личности, активная жизненная позиция.

Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема

здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

На протяжении всего существования человечества одной из немаловажных ценностей для человека является здоровье. С древних времен здоровье являлось для человека самым важным элементом гармоничного развития личности.

Современное понимание феномена «культура здоровья...»

Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала. Основа культуры здоровья — осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью. Необходимостью для формирования культуры...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный

Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры. Система работы образовательного учреждения по...

Организация физкультурно-оздоровительной работы...

Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в

- число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей

- отношение родителей воспитанников к здоровому образу жизни и готовности к совместной...

Задать вопрос