Автор: Исаенко Юлия Михайловна

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Исаенко Ю. М. Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 21-22. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2740/ (дата обращения: 25.02.2018).



Хочешь быть здоровым — будь! Это самый главный и важный лозунг нашей жизни, так как здоровье самое дорогое, что есть у человека. Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровый ребенок — одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребенка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования

Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает дошкольное детство как важный, самоценный этап в общем развитии человека. Одной из главных предпосылок для обеспечения полноценного проживания ребенком всех этапов детства является здоровье. Впервые здоровье определено, как составляющее и важный результат образования. Поэтому важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения — организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы воспитывать ценностное отношение к своему здоровью у каждого дошкольника.

Формирование ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации, может стать эффективным, если в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ будут организованы:

1) Система просветительской работы с родителями и педагогами, оригинальные формы работы с семьей (семейные мастер-классы, фотоконкурсы).

2) Разновозрастное игровое взаимодействие дошкольников.

3) дифференцированный подход в реализации задач физического воспитания дошкольников в образовательном процессе.

Система данных мер будут способствовать формированию субъектной позиции у старших дошкольников, педагогов и родителей в отношении здорового образа жизни, состоящая в проявлении интересов, потребностей и мотивов к соблюдению здорового образа жизни.

В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно, и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — детей и их родителей, педагогов (1).

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Целью здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку является обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Другими словами, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если:

  1. Будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в условиях ДОО.
  2. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий.
  3. Будет обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку.
  4. Будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.

Проанализировав специальную литературу, нами составлены схемы, где представлены педагогические условия, необходимые для формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации.

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни удошкольников:

  1. Использование здоровьесберегающих технологий
  2. Выбора оптимального режима занятий
  3. Создание условий для физической активности детей
  4. Создание благоприятной психологической атмосферы
  5. Организация питания
  6. Оздоровительные мероприятия
  7. Пропаганда здорового образа жизни

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни уродителей дошкольников вДОУ:

  1. Психолого-педагогическое просвещение
  2. Индивидуальные беседы, консультации
  3. Семейный мастер-класс
  4. Совместные физкультурные досуги, праздники, дни здоровья
  5. Выставки, конкурсы и презентации

Педагогические условия формирования ценностей здорового образа жизни упедагогов вДОУ:

  1. Медицинский осмотр
  2. Педсоветы
  3. Конференции
  4. Методические объединения
  5. Культурно-массовые и физкультурные формы работы

Необходимо отметить, что лишь взаимодействие участников образовательных отношений между собой будет способствовать эффективному формированию ценностей здорового образа жизни

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации относятся методы, приемы, принципы. Для каждого участника образовательных отношений выделяются определенные условия, которые содействуют формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни. Лишь взаимодействие между участниками образовательных отношений можно дать положительные результаты в данном направлении

Литература:

  1. Н. К. Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе — М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, ценностей здорового образа, образовательных отношений, формирования ценностей здорового, участников образовательных отношений, Формирование ценностей здорового, дошкольной образовательной организации, здоровому образу жизни, условиях ДОО, образа жизни субъектов, соблюдению здорового образа, отношении здорового образа, задачи здорового образа, образа жизни удошкольников, педагогической технологии, здоровья воспитателей ДОО, здорового ребенка быстрее, сохранения здоровья, педагогов ДОО, условия формирования ценностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос