Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васютина И. В., Симонова А. А. Современное понимание феномена «культура здоровья дошкольника» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 15-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13957/ (дата обращения: 21.06.2018).



В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы педагоги и психологи обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.

Следует отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте.

Существует несколько определений понятия культуры здоровья. Традиционно культура здоровья разными авторами рассматривается как часть общей культуры человека, которая связана с его отношением к своему здоровью и здоровью других людей, ведением здорового образа жизни и включает в себя многочисленные компоненты.

Л. Н. Волошина отмечает, что культура здоровья — это не только информированность в области здоровьесбережения, достигаемая в процессе обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих [18; 20].

Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни [57].

О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [47].

Рассматривая культуру здоровья с социальных позиций, З. И. Колычева полагает, что она является составной частью общей культуры человека, определяющей социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности. В качестве элементов культуры здоровья автор выделяет: знания валеологического характера, валеологические умения, мировоззрение и мышление, имеющие валеологическую направленность, культуру чувств, благоговение перед жизнью, эмпатию и рефлексию, умение понимать себя и других, оценивать свое состояние и поведение, здоровый образ жизни, понимание сути и основных составляющих здорового образа жизни, следование ему повседневно, то есть это определенный уровень, качество, режим и стиль жизни [6].

Как считает С. Н. Горбушина, «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здоровго образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья [6].

В. В. Кожанов определяет культуру здоровья как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, к организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания. Автор отмечает, что содержание культуры здоровья включает в себя три компонента: интеллектуальный — знания в области валеологии, организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья; эмоционально-ценностный — активное, положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни; действенно-практический — применение валеологических знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни [6].

Исходя из структуры личности, К. К. Платонов выделяет следующие компоненты культуры здоровья: мотивационно-личностный, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью; когнитивный, представляющий собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития; деятельностный компонент, обеспечивающий достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни [6].

В определении О. С. Васильевой культура здоровья — это интегральное понятие, складывающееся из таких разнородных составляющих, как культура отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом [6].

В исследуемой литературе встречается также такое понятие, как «валеологическая культура личности», что синонимично понятию «культура здоровья личности», так как валеология — это наука о здоровье. И. И. Новоселова рассматривает «валеологическую культуру» как составную часть общей культуры, отражающую приверженность к общечеловеческим здоровье-сохраняющим ценностям, как новый качественный уровень саногенных знаний, ориентаций, умений и навыков, ведущих к самосовершенствованию и активному долголетию [6].

Появляются и новые термины, связанные по смыслу с культурой здоровья. Например, Д. Алхасов предлагает термин «ортобиотическая культура здоровья». Ортобиотика — это наука о здоровье, путях его самосбережения, основанных на построении рационального образа жизни, в основе которого лежит многолетнее сохранение и укрепление здоровья и осознание самоценности собственной жизни. Соответственно, «ортобиоз» означает рациональный или разумный образ жизни, в основе которого лежит самосохранение здоровья. Автор проводит параллель между понятиями «ортобиоз» и «ортобиотическая культура здоровья» и выделяет следующие методы формирования ортобиотической культуры здоровья учащихся: физический, направленный на укрепление двигательной и физической подготовленности, улучшение работоспособности; психофизический, основанный на процессах саморегуляции организма; биоэнергетический, основанный на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирования, направленный на осуществление психического моделирования жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образный, направленный на синтезирование двигательных образов с целью творческого самовыражения [6].

Таким образом, исследователи сходятся в том, что в процессуальном плане культура здоровья личности представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей культуры человека, характеризующее эмоционально-ценностное отношение человека к своему здоровью, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни (через глубину освоения валеологического опыта), заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В одних исследованиях делаются акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный и деятельностный. В исследованиях Л. П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный [6].

По мнению И. И. Новоселовой, культура здоровья состоит из духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого и трансляционного компонентов [6].

Проведя всесторонний анализ уже имеющихся литературных данных сущности «культура здоровья» можно сделать следующие выводы:

  1. Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
  2. Ценностный потенциал культуры здоровья — это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
  3. Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
  4. Основа культуры здоровья — осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
  5. Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение здорового образа жизни.
  6. Показатель культуры здоровья — общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.

Таким образом, «культура здоровья дошкольника» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении здорового образа жизни.

Мы считаем, что культура здоровья дошкольника — это совокупность ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, направленной на сохранение и преумножение здоровья, проявляющейся в способности формирования индивидуальной стратегии здоровьесбережения. В качестве структурных компонентов культуры здоровья мы будем рассматривать следующее:

1) когнитивный компонент (система знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях);

2) ценностно-потребностный компонент (ценностные ориентации на здоровье; потребность и готовность деятельностно-практического участия в формировании здорового образа и стиля жизни);

3) эмоционально-волевой компонент (ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья);

4) деятельностно-практический компонент (творческая деятельность в сохранении и преумножении своего здоровья, самостоятельность в здоровьесбережении; способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику).

В образовательном процессе необходимо учесть, что исходным моментом в становлении культуры здоровья ребенка дошкольного возраста является субъектное взаимодействие педагога, детей, родителей.

Становление культуры здоровья должно осуществляться в процессе активной деятельности. Оно органично связано с возрастными новообразованиями, с особенностями развития личности ребенка, с окружением, с формирующимся личным социальным опытом. Спецификой становления индивидуальной культуры в области укрепления здоровья в дошкольном возрасте является фактическое слияние процессов выполнения ребенком деятельности, приобретения и проявления здоровьесберегающей компетентности.

Мы считаем, что культура здоровья ребенка дошкольного возраста формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, креативного, конативного, эмоционального и коммуникативного.

  1. Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему. Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека [18; 20; 55].
  2. Креативный (творческий) элемент культуры здоровья — это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т. д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни [18; 20; 31; 55].
  3. Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов здорового образа жизни, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья [18; 20; 31; 55; 57].
  4. Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т. д. Эмоциональный компонент личности является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее [20; 55; 57].
  5. Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье [55; 57]..

Содержательные линии культуры здоровья выражаются, прежде всего, в осознании личной значимости здорового образа жизни — как быть здоровым, жить в гармонии с собой, природой, социумом; в элементарных знаниях о здоровье и здоровом образе жизни; участием в здоровьесберегающем пространстве и саморегуляции на личностном уровне.

Система работы по данному направлению должна базироваться на определенных принципах:

  1. Принцип системности — выработка определенной системы работы в подаче знаний о здоровье и здоровом образе жизни с учетом использования их в практической деятельности детей;
  2. Принцип индивидуализации — учет индивидуально-типологических, психоэмоциональных и возрастных особенностей старших дошкольников;
  3. Принцип деятельностного подхода — организация активной деятельности дошкольника, направленной на постепенное осознание необходимости быть здоровым человеком, для того чтобы быть успешным в обучении и общении со сверстниками;
  4. Принцип гуманистической направленности — чуткое и внимательное отношение к личным чувствам и эмоциям каждого ребенка. Педагогическое общение должно быть направлено на эффективность обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового психологического микроклимата в группе.
  5. Принцип бинарного взаимодействия — активное взаимодействие педагога с детьми в познании сил, возможностей, желаний, определения потенциала, направленного на осознанное сохранение и укрепление здоровья [31].

Общие направления в системе работы по воспитанию культуры здоровья дошкольника включает в себя решение следующих задач:

1) изучить особенности отношений ребенка к вопросам о здоровье и здоровом образе жизни;

2) сформировать у детей представления об основах личной гигиены и охране своего здоровья, и способах безопасного поведения;

3) помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он должен отвечать сам и сам же он обязан поддерживать свой организм в естественном, здоровом состоянии [18; 20; 31].

Для решения этих задач требуется планомерная работа по формированию у детей не только знаний, но и умений и навыков интеллектуального, эмоционального, физического и нравственного характера, а также развития навыков коммуникативной культуры. Уровень сформированности знаний, умений и навыков дошкольника обусловлен состоянием его индивидуального здоровья, в структуру которого входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты, именно поэтому, подготавливая ребенка к школе, мы в первую очередь, создаем условия для физического и психического развития каждого дошкольника, формируем его социальные и нравственные начала.

Cодержательные аспекты модели культуры здоровья дошкольников включают в себя комплекс качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе [55]. В нее включены такие компоненты как:

  1. Физическая готовность. Это, прежде всего, соответствие возраста антропометрическим показателям; наличие 1-й или 2-й группа здоровья; развитие в соответствии с возрастом физических качеств; сформированность двигательных и моторных навыки; сформированность культурно-гигиенических навыков; высокая выносливость и работоспособность.
  2. Интеллектуальная готовность: Сформированность сенсорных представлений, психических и познавательных процессов, представлений об окружающем мире и мотивации к обучению;
  3. Социально-личностная готовность: Ребенок имеет представления о здоровом образе жизни, о духовных ценностях в категории «красиво − безобразно», «плохо − хорошо»; о социальных ценностях в категориях «можно − нельзя», «хочу — могу − должен»; имеется определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми; умет управлять своими желаниями, эмоциями, поведением.
  4. Нравственная готовность: Ребенок бережно, уважительно и заботливо относиться к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, к предметному миру.
  5. Эмоциональная готовность: Умение ребенка проявлять активность в действии, ярко выраженное чувство индивидуальности, ребенок умнеет контролировать свои эмоции.

Воспитание культуры здоровья ребенка дошкольного возраста в современном обществе является сложным интегративным процессом. Следует выделить следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание культуры здоровья ребенка: социальные, культурные, педагогические и медико-физиологические факторы.

Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне образовательных учреждений.

Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства, то есть в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию ребенка. Когнитивный компонент означает информированность ребенка в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т. д.). В дошкольных образовательных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т. д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т. д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.

Таким образом, можно заключить, что воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста возможно при определенных организационно-педагогических условиях. Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления. Систематичность и последовательность работы по данному направлению является важным условием для личностно-социального развития ребенка и его успешной адаптации к обучению в школе.

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, одна из характеристик национальной безопасности. Дети стоят перед лицом будущего, и оно зависит от фундамента жизнедеятельности, который формируется в дошкольном детстве. Проблемы дошкольного детства как особого самоценного периода жизни человека, необходимость сохранения здоровья детей в дошкольном возрасте как условия их успешной жизни и формирования ценностного отношения к своему здоровью стоят в центре внимания философов, педагогов, психологов, социологов, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы общей культуры личности, важным компонентом которой является культура здоровья.

Литература:

  1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М: Аркти, 1993–132 с.
  2. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. − М., Изд-во МГУ. Изд-во Международного университета бизнеса и управления (Братья Карич), 2005. − 304 с.
  3. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. − 2002. − № 4. — С. 66.
  4. Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду: новые подходы, методические рекомендации // Дошкольное воспитание. − 2004. − № 1. − С. 46–51.
  5. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
  6. Валеология: учебное пособие / Н. Н. Малярчук. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008. — 280 с.
  7. Васюкова Н. Е. Реализация интеграционных принципов в практике современного дошкольного образования // Нижегородское образование. − 2011. − № 2. − С. 86–91.
  8. Виленский М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. − 2004. − № 11. − С. 2–7.
  9. Витвицкая Л. А. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса: учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2009. — 226 с.
  10. Волосникова Т. В., Филиппова С. О. Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие / Под ред. С. О. Филипповой. — М.: Академия, 2007. — С. 28–47.
  11. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5–7 лет. — М.: АРКТИ, 2004. — 144 с.
  12. Волошина Л. Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5–7 лет // Физическая культура. − 2003. − № 4. − С. 39–43.
  13. Волошина Л. Н. Игры с элементами спорта в системе физического воспитания дошкольников: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеренбург, 2004. − 159 с.
  14. Волошина Л. Н. Практикум по теории и технологиям физической культуры дошкольников. — Белгород, 2011. − 181 с.
  15. Волошина Л. Н. Современные тенденции построения здоровьесберегающей среды детского сада // Основы здоровьесберегающего образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы): Материалы региональной научно-практической конференции. − Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. − 296 с.
  16. Волошина Л. Н., Мусанова М. М. Проблемы многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении / Л. Н. Волошина, М. М. Мусанова // Культура физическая и здоровье. — Воронеж, 2010. — № 3(28). — С. 35
  17. Волошина Л. Н. Воспитание индивидуального стиля здорового поведения в образовательном процессе // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: Материалы Международной научно-практической конференции 28 ноября 2007 года / Л. Н. Волошина, О. В. Демидович, Л. П. Кривошей. — М.-Шадринск: Издательство ШГПИ, 2007. — 622 с.
  18. Волошина Л. Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение − педагогический колледж»: монография. − Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. − 356 с.
  19. Волошина Л. Н., Демидович О. В. Здоровьеориентированная образовательная система как феномен современной теории и практики социального воспитания // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. − Том 18. − С. 126–129.
  20. Волошина Л. Н., Демидович О. В., Нагель О. П., Серых Л. В. Воспитание здорового человека (учебное пособие) // Международный журнал экспериментального образования. − 2011. − № 9. − С. 21–22.
  21. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 72 с.
  22. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. − М.: Просвещение, 1991. — 275 с.
  23. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. − М.: ТЦ Сфера, 2003. − 128 с.
  24. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. — 528 с.
  25. Дик Н. Ф. Семейные традиции в воспитании. — Ростов н/ Д., 1993. — 142 с.
  26. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья − единое пространство детского развития. − М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, − 240 с.
  27. Доскин В. А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. − М.: Росвещение, 2002. − 110 с.
  28. Дружинин В. Н. Психология семьи. — СПб.: Питер, 2006. — 206 с.
  29. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. − М: Мозаика — Синтез, 2007–167 с.
  30. Ермакова М. А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы: учеб. пособие / М. А. Ермакова, С. С. Коровин, Г. М. Полько. − Уфа: РИЦБашГУ, 2010. −140 с.
  31. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Сост. Ю. Е. Антонов. − М.: АРКТИ, 2000. − 88 с.
  32. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. − М.: Педагогическое общество России, 2007. — 196 с.
  33. Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. − 1993. − № 11–12. − С. 40–41.
  34. Каданцева Г. А. Методика активизации познавательной деятельности дошкольников средствами физического воспитания: автореф. канд. дис. − М.: ВНИИФК, 1994. − 27 с.
  35. Касьянова Л. Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. пед. наук. — Шадринск, 2009. — 219 с.
  36. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебн. пос. для студентов пед. ин-тов.. − М.: Просвещение, 1978. − 272 с.
  37. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжова, М. М. Самодурова Под ред. С. А. Козловой. − М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 320 с.
  38. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. Л., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. − М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
  39. Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. − М.: Сфера, 2005. — 112 с.
  40. Кротова Т. В. и др. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2009. — 256 с.
  41. Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.tc-sfera.ru/public/index.php?ELEMENT_ID=8676
  42. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. − М: Издательский центр «Академия», 2007. − 232 с.
  43. Куровская С. Н. Педагогика семьи: учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2006. − 164 с.
  44. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры.. − 2-е изд. − М., 2001. − 319 с
  45. Миконен Е. Ю. Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема // Молодой ученый. − 2014. − № 3. − С. 965–967.
  46. Нишеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. − СПб: Детство-Пресс, 2010. − 128 с.
  47. Образовательная программа дополнительного образования детей «За здоровый образ жизни» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.voenpatriot.ru/
  48. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 336 с.
  49. Программа эксперимента «Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе компетентностного подхода» / Научн. рук. Л. Н. Волошина. − Белгород: БГУ, 2010. — 30 с.
  50. Прокопенко, В. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях и школах [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. И. Прокопенко, Л. Н. Волошина, Ю. И. Громыко. − Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.пед.института. − 2002. − 334 с.
  51. Рихтер О. В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности: дис.... канд. пед. наук. − Ставрополь, 2003. — 221 с.
  52. Рунова М. Зимняя прогулка (старший дошкольный возраст): [организация занятий физической культуры, прогулок-походов, подвижных игр и спортивных упражнений] // Дошкольное воспитание. − 2002. − № 1. − С. 32.
  53. Ручий Н. П. Дошкольное образование. Новые формы работы // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). − СПб.: Реноме, 2012. − С. 126–129.
  54. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Под общей ред. Н. В. Сократова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. − 224 с.
  55. Сократов Н. В. Воспитание культуры здоровья у детей и подростков: учеб. пособие. − Оренбург: Изд-во ОГПУ,2010. — 299 с.
  56. Соловьев Г. М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы: учеб-ное пособие / Г. М. Соловьев, Н. И. Соловьева. — М.: ИЛЕКСА, 2008. — 432 с.
  57. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья − важнейший компонент народного образования // Здоровьесберегающее образование. − № 1(29). 2013. − С. 88–94.
  58. Стожарова М. Ю. Психологическое здоровье старших дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2005. − № 5. − С.19–25.
  59. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. − Киев: Радянська школа, 1971. − С. 87.
  60. Теоретические основы физкультурного образования в МАИ / Под общ. ред. Н. Б. Тарасова. − М.: Издательство МАИ, 2006. //http://www.sportclubmai.ru/heading/papers/213/index.htm#ogl
  61. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учеб.-метод. пособие / Белгор. гос. ун-т, Центр развития ребенка — дет. сад № 57; авт. Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. − Белгород, 2004. — 180 с.
  62. Токаева Т. Э. Ребенок дошкольного возраста как субъект физкультурно-оздоровительной деятельности // Инструктор по физкультуре. — 2010. — № 4. — С. 4–13.
  63. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. − Пермь: Меркурий, 2012. − С. 71–74.
  64. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» // Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/
  65. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  66. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/
  67. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (30 марта 1999 г.) // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164608/
  68. Филиппова С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений / С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др. − М.: Академия, 2007. − 224 с.
  69. Хабибуллина Р. Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями // Дошкольная педагогика. — 2007. − № 7. — С. 70.
  70. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки. − М.: ЦСП, 2003. − 342с.
  71. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. − Минск: Пачатковая школа, 2007. − 184 с.
  72. Чечет В. В., Смагина Л. И. и др. Особенности воспитания детей в современной семье. — Минск, 1999. — 150 с.
  73. Шарманова С. Б. «Морское царство». Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Учебн. HOC. [Текст] / Под ред. А. И. Федорова. − Челябинск: УралГАФК, 1996. − 89 с.
  74. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. − № 3. − С. 18–22.
  75. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. − М.: Апрель − Пресс, Из-во ЭКСМО −Пресс, 2000. − 512 с.
  76. Ярская Е. Р. Проблематизация семьи в социологии. — М., 2006. — 17 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая культура человека, собственное здоровье, когнитивный компонент, знание.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос