Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Кречковская С. Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 28-34. — URL https://moluch.ru/archive/145/40647/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье представлены материалы по организации методического и психолого-педагогического сопровождения работы по пропаганде здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении;освещены причины низкой эффективности традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы; рассматриваются вопросы координации взаимодействия администрации, медицинского и педагогического персонала ДОУ как единой службы, обеспечивающей эффективность физкультурно-оздоровительной работы; представлены инновационные формы организации взаимодействия с родителями воспитанников по сохранению и укреплению здоровья детей и созданию мотивации к здоровому образу жизни.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро потерять.

Говоря об организации физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни, мы исходим из понимания «здоровья», как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствия болезней или физических дефектов» (по определению Всемирной организации здравоохранения).

За последние 10-15 лет:

- на 8,1 % снизилось число здоровых детей;

- на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям;

- число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 % (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН);

- на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %);

- на 2-м – болезни органов пищеварения (6,0 %);

- в среднем по России, у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития [1, с. 12];

- около 7 % дошкольников и младших школьников страдают ожирением.

Задача образовательных учреждений – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.

Поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов. В нормативных документах РФ (Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ΦЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») подчеркивается приоритетность физического воспитания.

Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий организации профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольной образовательной организации.

До 2007 г. МДОУ д/с № 73 «Аистенок» был детским садом комбинированного вида, где наряду с общеразвивающими группами были группы для детей с туберкулезной интоксикацией. Поэтому выбор приоритетного направления в работе был для нас очевидным – это физкультурно-оздоровительное направление.

Прежде чем приступить к реализации работы по приоритету, мы изучили состояние физкультурно-оздоровительной работы в учреждении.

Анализировали следующие параметры:

- состояние здоровья воспитанников, распределение по группам здоровья, по сформированности физических качеств;

- материально-технические условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития;

- состояние медицинского обслуживания и профилактики заболеваемости в ДОУ;

- отношение родителей воспитанников к здоровому образу жизни и готовности к совместной работе с ДОУ в этом направлении;

- выявляли представления детей о «здоровье», «здоровом человеке», «здоровом образе жизни»;

- состояние здоровья педагогов детского сада, характер хронических заболеваний сотрудников, мнения педагогов о причинах неудовлетворительного состояния собственного здоровья.

Данный проблемно-ориентированный анализ позволил выявить причины неудовлетворительного состояния здоровья детей и взрослых:

- недостаточная эффективность традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы, используемых в ДОУ;

- низкая координация в работе медицинского и педагогического персонала; отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьей;

- недостаточная компетентность родителей в области сохранения здоровья детей;

- отсутствие профилактики эмоционального здоровья педагогов.

С 2008 г. коллектив детского сада работает над созданием системы физкультурно-оздоровительной работы, охватывающей всех участников образовательного процесса, способствующей формированию ценностного и ответственного отношения к здоровью, привычек здорового образа жизни.

Один из аспектов управления инновационной деятельностью в ДОУ – координациявзаимодействия администрации, медицинского и педагогического персонала ДОУ как единой службы, обеспечивающей эффективность физкультурно-оздоровительной работы.

Для организации и координации деятельности всех служб разработана нормативно-правовая база: программа развития ДОУ; основная образовательная программа; годовой план работы (при разработке годового плана ДОУ одной из годовых задач обязательно берётся задача из области физического развития и здоровьесбережения); комплексный план физкультурно-оздоровительной работы учреждения на год (составляется старшим воспитателем совместно с медицинским персоналом, педагогом-психологом с учетом целей, задач и приоритетов работы на учебный год); положение о ПМПК; положение о мониторинге здоровья и физического развития детей.

Мониторинг здоровья и физического развития детей – это единая, комплексная деятельность всех сотрудников ДОУ. Все результаты (по заболеваемости, по группам здоровья, по уровню сформированности физических качеств) систематизируются за 3 года, что позволяет нам проводить анализ здоровья дошкольников, обозначать основные проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка (Приложение 1).

Сегодня мы можем говорить о конкретных результатах координации в планировании и мониторинговой деятельности медицинского и психолого-педагогического персонала:

1. Создан и апробирован паспорт здоровья групп.

2. Создана и апробирована технология проведения мониторинга здоровья и физического развития детей.

3. Разработаны комплексы утренней гимнастики, упражнений на развитие физических качеств, комплексы корригирующей гимнастики для детей с ослабленным здоровьем.

4. Созданы картотеки подвижных игр для всех возрастных групп; каталогов оборудования для оснащения физкультурных уголков в группе.

5. Оформлены информационные стенды «Быстрее, Выше, Сильнее».

Другим важным аспектом организации работы по здоровьесбережению – создание материально-технических условий для физического развития детей.

Оздоровительные технологии в воспитательно-образовательный процесс детского сада внедряются в условиях здоровьесберегающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

В нашем ДОУ созданы благоприятные условия для физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей. Спортивно-оздоровительная среда – это система материальных объектов для двигательной оздоровительной деятельности. В сферу деятельности детей вовлечены все помещения.

Именно среда создает каждому ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, темп, сроки и условия ее реализации и служит целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивает зону ближайшего развития каждого ребенка.

Развивающая среда в ДОУ и условия пребывания организованы с учетом потребностей и интересов детей, призваны побуждать их двигательную активность. Интерьер и оформление ДОУ способствуют эмоциональному благополучию ребенка.

Оздоровительное пространство ДОУвключает в себя и оборудование, позволяющие осуществлять физкультурно-оздоровительную и профилактическую работу с детьми:

 Спортивные тренажеры (в физкультурном зале);

 Оборудование для индивидуальной и подгруппой работы с детьми в группах (в т.ч. физкультурные уголки);

 Выносной материал для занятий физической культурой на участке;

 Атрибуты для подвижных игр;

 Оборудование для спортивных игр (хоккей, лыжи, баскетбол, бадминтон и т.д.);

 Оборудование для проведения упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки (в группах и спортивном зале);

 Оборудование для проведения фронтальных физкультурных занятий с детьми (в спортивном зале);

 Мягкое игровое спортивное оборудование: развивающие модули, маты, бревна, балансировочный брус, арки и кольца;

 Детская гостиная, включающая детское кафе, фитобар, комнату психологической разгрузки.

Особое внимание мы уделили обновлению содержания воспитательно-образовательной работы по физическому направлению разностороннего развития дошкольников.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и др. Данная программа предусматривает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка с 2 лет (в дошкольном учреждении) до поступления в школу.

В рамках работы по приоритетному направлению реализуются парциальные программы физкультурно-оздоровительной направленности: «В музыкальном ритме сказок» Н. А. Фоминой; «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, использующиеся педагогами ДОУ: технологии сохранения и стимулирования здоровья: детский стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая; технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж; коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

Внедряя в воспитательно-образовательный процесс современные программы и здоровьесберегающие технологии, мы понимаем значимость еще одного аспекта – повышения профессиональной компетентности педагогов.

Для решения этой задачи используются разнообразные методы: повышение квалификации педагогических работников на курсах повышения в ВГАПКРО и др.; посещение семинаров авторов программ, по которым работает МДОУ; постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие образовательные технологии», практическим результатом которого явилось создание дополнительных образовательных программ по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья дошкольников:

программы дополнительного образования «Оздоровительная гимнастика с элементами хатха-йоги»; программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей, сохранению и укреплению психологического здоровья «Веселые ложкари»; программа дополнительного образования по сохранению и укреплению психологического здоровья с использованием методов изо-терапии: «Рисовашка» для детей 4-5 лет; программа дополнительного образования по сохранению и укреплению психологического здоровья с использованием методов арт-терапии: «Мукасолька» для детей 6-7 лет; программа дополнительного образования по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья «Детский стретчинг».

В детском саду накоплен большой опыт в реализации физкультурно-оздоровительных проектов, особенно в летний период.

Лето – наиболее плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе.

Наш большой летний проект «Веселый летний марафон» состоит из групповых мини-проектов, которые реализуют все возрастные группы, начиная со второй младшей. Вот названия наших проектов ЛОП 2016 года:

 физкультурно-оздоровительный проект «Капельки здоровья»;

 оздоровительный проект «Весело и здорово»;

 физкультурно-оздоровительный проект «Отдых. Солнце и Вода»;

 проект «Дары лета»;

 проект «Неболейка».

В конце летнего оздоровительного периода мы устраиваем традиционную презентацию проектов с красочными газетами, фотоальбомами, выставками коллекций, которые собрали дети совместно с родителями и педагогами.

Мы знаем, что здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для нас важно осознание педагогами того, что от их здоровья (физического, психологического, духовного) зависит здоровье наших воспитанников. Педагогом-психологом ДОУ разработана и реализуется программа занятий с педагогами по снятию нервно-психического напряжения и обучению навыкам саморегуляции и релаксации, тренинг «От творческого, здорового воспитателя к творческому, здоровому ребенку», «Учимся «не гореть», «часы психолога», деловые игры, направленные на профилактику синдрома профессионального выгорания. Очень важно находить то, что могло бы поддержать и порадовать педагогический коллектив. Важная роль в этом принадлежит различным психологическим, психогимнастическим играм и настроям, а также сказкам для взрослых, всевозможным психологическим и психотерапевтическим байкам и метафорам. Они часто используются педагогом-психологом в паузах на деловых совещаниях и самостоятельно. Это позволяет создать в педагогическом коллективе атмосферу непринужденности, дружеского взаимопонимания и душевного комфорта.

Никакие оздоровительные мероприятия (закаливание, кислородные коктейли и т.д.) не будут производить положительного эффекта, если ребёнок испытывает дефицит внимания, любви и ласки со стороны родителей. Мы всегда понимали первостепенную роль семьи в воспитании и развитии ребенка, в достижении целей и задач, которые решает педагогический коллектив ДОУ.

Но на первых этапах работы нам пришлось столкнуться с достаточно пассивной позицией и низкой мотивацией родителей к участию в жизни детского сада. (выявлялось в ходе опросов, анкетирования родителей, реальных примеров участия в жизни ДОУ).

Поиск наиболее эффективных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада стал актуальной проблемой нашего ДОУ.

Мы начали с того, что обсудили данную тему на педсоветах, семинарах, выявили проблемы, поставили цель, определили задачи, составили план совместной работы.

Проанализировав работу, которая была проделана педагогическим коллективом, мы выделили этапы работы и разбили их на блоки.

1 этап – «Давайте познакомимся!»

На этом этапе происходило знакомство родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрывающее перед ними возможности совместной работы.

Работа на этом этапе планировалась по двум блокам:

Рекламный блок

Диагностический блок

содержание работы:

формы работы:

содержание работы:

формы работы:

Обеспечение информацией родителей воспитанников;

обеспечение комплекса мер по презентации деятельности ДОУ и его воспитательно-образовательных услуг

Изготовление информационных стендов для родителей с информацией и фотоматериалами;

выпуск рекламных буклетов, фото-презентаций различных мероприятий ДОУ, информационных материалов по вопросам воспитания, обучения и развития детей, памяток и консультаций всеми специалистами ДОУ.

Экскурсии по детскому саду (выступления заведующего ДОУ, старшего воспитателя, старшей медсестры, воспитателей, др. специалистов), дни открытых дверей, открытые занятия, досуговые мероприятия.

Ежегодные семинары - творческие отчеты специалистов «По страницам учебного года»

Выявление потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания, развития и образования дошкольников;

выявление позиции родителей на взаимодействие с педагогами и наиболее предпочтительных форм сотрудничества.

Диагностика и повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями

Беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью,

Анкетирование,

Семинары-практикумы, консультации, тренинги

Второй этап – «Давайте подружимся

На этом этапе уже используются активные методы взаимодействия: тематические заседания «Родительского клуба» («Берегиня», «Мужской разговор», «На капустнике у бабушки» и т.д., тренинги эффективного взаимодействия с детьми, участие в праздниках и развлечениях, Днях семьи, выставках творчества, акциях по благоустройству ДОУ.

Блок повышения психолого-педагогической компетентности родителей

Блок совместных мероприятий семьи и ДОУ

Тематические встречи в «Родительском клубе»

Совместные праздники и развлечения («Мама, папа, я – дружная семья!», «Спортивная семья – спортивная Россия!», «Мой папа- самый-самый!» и т.д.;

Дни семьи;

выставки творчества детей и родителей;

совместные акции по благоустройству ДОУ и территории

Проблемы первых этапов: мероприятия для родителей носят массовый характер, недостаточно отвечающий групповым запросам; ограниченный круг родителей-активистов, участвующих в мероприятиях ДОУ; отсутствие индивидуального возрастно-психологического подхода в работе родительского клуба; недостаточное использование педагогического потенциала воспитателей и специалистов ДОУ.

Чтобы решить эти проблемы, была перестроена работа родительского клуба, поскольку эта одна из наиболее эффективных форм, которая реально дает возможность пробудить интерес родителей к жизни детей в ДОУ, активизировать их к участию в совместной деятельности с детьми, к возможности на практике совершенствовать свою «родительскую» психолого-педагогическую компетентность. При выборе тематики встреч Родительского клуба необходимо учитывать возрастные особенности и типичные проблемы дошкольников, а так же наиболее актуальные проблемы детско-родительских взаимоотношений для конкретных участников клуба.

В результате работа родительского клуба была перестроена и начался

Третий этап – «Давайте узнавать вместе!»

На этом этапе можно говорить о создании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою совместную деятельность на развитие ребенка.

Работа родительского клуба была перестроена следующим образом:

Чтобы расширить круг заинтересованных родителей, мы решили разбить его на постоянно действующие мини-клубы: клуб «Наш малыш» – функционирует для родителей и детей раннего возраста, посещающих детский сад, а также готовящихся к поступлению; клуб «Успешный родитель» – функционирует для родителей и детей на протяжении всего периода посещения ДОУ; клуб «Скоро в школу!» – функционирует для родителей и детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в школу.

Встречи в мини-клубах проходят в форме круглых столов, психологических тренингов, практикумов с решением педагогических ситуаций, обсуждением опыта семейного воспитания, видео-просмотров материалов по организации жизни детей в ДОУ.

Нами было разработано Положение о детско-родительском клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика встреч в каждом мини-клубе.

Опыт такой организации работы родительских клубов в нашем ДОУ позволяет говорить о некоторых положительных результатах для всех участников этой работы (родителей, детей и педагогов):

Положительные результаты сотрудничества в родительских клубах:

для родителей

для детей

для педагогов

становясь активными участниками родительского клуба, мамы и папы чувствуют себя «успешными родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;

могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания и развития детей;

у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста, возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

возникает доверие и уважение к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

устанавливаются дружеские связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы (детский и родительский).

присутствие и участие родителей на занятиях, в совместной деятельности в клубе доставляет детям особое удовольствие, гармонизирует детско-родительские отношения;

знакомство с другими взрослыми на встречах в клубе расширяет социальный опыт детей и дает положительные модели для подражания;

дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей и родителей) и относится к ним как к источнику знаний и опыта.

педагоги получают практическую возможность увидеть, как мамы и папы влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают детям решать разного рода задачи, что дает почву для корректировки дальнейшей работы с детьми в едином русле с родителями;

происходит более тесное общение между родителями, сплачивается родительский коллектив группы;

возможность использования увлечений, талантов и интересов родителей в жизни группы и ДОУ;

у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на развитие сотрудничества д/с с семьей.

Сотрудничество с семьей, безусловно, является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными нашими помощниками, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Родительский клуб, на наш взгляд, наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Формы работы с родителями по физическому развитию детей

Какие же активные формы взаимодействия педагогов с семьей можно использовать в практике дошкольного образования?

Отвечая на этот вопрос, мы ставим перед собой следующие задачи:

– формировать у детей желание вести здоровый образ жизни;

– повышать роль семьи в физическом воспитании и оздоровлении детей;

– способствовать развитию творческой инициативы родителей в формировании у детей устойчивого интереса к физической культуре;

– формировать общественное мнение о значимости физической культуры в ДОУ и семье.

Активные формы взаимодействия педагогов с семьей, реализуемые в ДОУ: семейные газеты о спорте, ЗОЖ; устный журнал «Сто вопросов о физкультуре; составление альбомов о спортивных достижениях семьи, изготовление атрибутов и нетрадиционного физ.оборудования для физкультурных занятий; семейные спортивные олимпиады; детско-родительские праздники «Поиграй со мною папа (мама)!»

Таким образом, коллективу детского сада удалось разработать организационную модель оздоровления детей в ДОУ и пропаганды здорового образа жизни. На данном этапе идёт отработка комплексной системы оздоровления дошкольников, которая состоит из следующих разделов: мониторинг здоровья и физического развития детей; ежедневная работа педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс по формированию у детей и родителей привычек здорового образа жизни; создание условий комфортной обстановки и благоприятного микроклимата в ДОУ.

Эффективность этой системы несомненна, она позволила всем участникам воспитательно-образовательного процесса объединить усилия для реализации задачи оздоровления дошкольников.

Приложение 1

Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области»

Мониторинг состояния здоровья воспитанников

за 3 года

Показатели физического развития воспитанников за 3 года

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

Литература:

  1. Волошина Н. Б., Мусанова М. М. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении. Академия Естествознания, 2012, с.12.
Основные термины (генерируются автоматически): Детский сад, здоровый образ жизни, ребенок, физкультурно-оздоровительная работа, родитель, родительский клуб, физическое развитие детей, воспитательно-образовательный процесс, педагогический коллектив, физическая культура.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос