Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобелева, Т. И. Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы. / Т. И. Кобелева, Г. И. Фесюк. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11051/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена актуальной проблеме организации тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время одной из наиболее глобальных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье ребенка — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие (Всемирная организация здоровья). По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1 % снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5 % возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации воспитательно-образовательного процесса, но и профилактику различных заболеваний, травматизма, а также формирование установки здорового образа жизни у детей и их родителей. Ведь основной проблемой семьи является низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится основным направлением многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, педагогов и врачей), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи:

«- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка…». [3]

Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр и элементов музыкотерапии. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий и даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Первое, с чем сталкиваются работники дошкольных учреждений — это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Многие дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, скованность и неуверенность движений. Поэтому, приходишь к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. По мнению А. В. Ахаева здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей [2, с.96].

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, положительного влияния мелодического и ритмического компонентов музыки, адаптированных к возрастным особенностям детей. В связи с этим перед нами возникла необходимость использования оригинальной, эффективной и доступной системы оздоровительных мероприятий, опирающихся на комплексное развитие двигательных качеств, предметную и социальную умелость, надежную связь физического и психического здоровья, детскую заинтересованность, в тесном контакте с родителями.

Педагоги ДОУ на протяжении всей деятельности активно сотрудничают с семьей. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства. Сегодня мы обращаемся к личности ребёнка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на её формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности ДОУ, как условия реализации социального заказа общества и семьи.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.

Дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды.

Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения дает дополнительный импульс для духовно- нравственного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Осуществление преемственности формирования привычки к здоровому образу жизни у дошкольников состоит в совместной работе педагогов и родителей, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.

Организация тесного сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка — одно из направлений оздоровительной работы. Взаимодействие с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит в несколько этапов (Е. А. Терпугова):

1-й этап — знакомство с семьей, ее изучение (вид семьи, социальное благополучие семьи, психологический климат), составление социального статуса семьи;

2-й этап: определение направлений взаимодействия с родителями, составление социального паспорта семей;

3-й этап: круглогодичное оказание непосредственной помощи и поддержки семьям.

Использование здоровьесберегающих технологий не только в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье, воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Каждому родителю, посетившему музыкально-спортивное мероприятие понравится то, как его ребенок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но вдвойне полезнее для детей будет повторение этих игр дома, вместе с папой и мамой.

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с родителями выступают открытость ДОУ, установление доверительных и деловых контактов с семьей, использование активных форм и методов общения.

Основные формы организации социального партнерства:

‒ Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни: «День здоровья», спортивные праздники, организация соревнований с первоклассниками школы, конкурс знатоков ПДД, организация и проведение недель безопасности, участие в городских «Малых олимпийских играх» среди воспитанников ДОУ и др.

‒ Коллективно-творческие мероприятия: совместные выставки детского творчества детей детского сада и школы, организация и проведение совместных концертов, развлечений и праздников, участие в городских и всероссийских конкурсах детского творчества.

‒ Информационно-просветительские мероприятия: проведение родительских собраний с привлечением специалистов учреждений образования и здравоохранения; совместное проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей, трансляция положительного имиджа ДОУ через средства массовой информации.

‒ Активной формой организации партнерства является разработка и реализация совместных проектов («Здоровые дети — счастливые родители», «Нестандартное оборудование в оздоровлении»), акций («Мы за здоровый образ жизни», «Нет — вредным привычкам!», «Музыка лечит!», «Играя — оздоравливаемся»)

Также специалисты нашего ДОУ, находящиеся в постоянном творческом поиске, используют авторскую программу М. В. Анисимовой «Музыка здоровья», имеющую здоровьесберегающую направленность. Она содержит комплексы дыхательной, звуковой, артикуляционной, и пальчиковой гимнастики, ритмических, релаксационных упражнений, психогимнастических игр, игровых массажей. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. Так, эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного возраста является арт-терапия, т. е. терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений. [1, с.71]. Целенаправленная используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке организма ребенка на определенный темп работы, повысить работоспособность, отдалить наступление утомления, ускорить протекание восстановительных процессов, снимать нервное напряжение. [2, с.8]. Все это позволяет сказать, что эта система повышает интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как: танцевально-ритмическая гимнастика, игроритмика, игрогимнастика, нетрадиционные виды упражнений: игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры,креативная гимнастика,игропластика. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Внедряя в работу комплексное сочетание программ и технологий в системе занятий физической культурой, мы пришли к выводу, что

  1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
  2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости;
  3. Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.
  4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
  5. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
  6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.

Все родители хотят видеть детей счастливыми. Основой счастья является — здоровье. Его надо укреплять ежедневно, начиная с самого раннего возраста.

Только правильное физическое воспитание станет залогом того, что ребенок вырастет здоровым и крепким человеком и только взаимодействие всех взрослых, объединенных общей заботой о развитии ребенка, может гарантировать психическое и физическое здоровье подрастающего поколения.

Литература:

  1. Анисимова М. В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2014.
  2. Ахаев А. В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие — Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  4. Николаева Е. И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. Методическое пособие. Разработано в соответствии с ФГОС. -ДЕТСТВО-ПРЕСС, Санкт-Петербург, 2014 г.- с.9–21
  5. www.beluo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/doshkolnoe-obr...vivayushhego-vida-27
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель, здоровый ребенок, семья, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок.

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель...

...возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс.

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Похожие статьи

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного...

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ...

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья. Формирование двигательной активности воспитанников...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного...

здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок.

здоровый образ жизни, ребенок, детский сад, родитель...

...возраст, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, воспитательно-образовательный процесс.

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья...

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок...

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей...

здоровый образ жизни, ребенок, дошкольное учреждение, оздоровительная технология, старший дошкольный возраст, детский сад, здоровье, игра, родитель, дошкольный возраст.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего...

Цель: Осуществлять воспитательно-образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе, направленную на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, формирование у них основ здорового образа жизни.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...