Развитие действий с предметами. Игры-занятия с дидактическими игрушками | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие действий с предметами. Игры-занятия с дидактическими игрушками / О. В. Сурикова, Н. А. Ефремова, Е. В. Бондяева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4452/ (дата обращения: 17.12.2024).



«Игра — это огромное светлое нежное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающий огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова: дидактические игрушки, игра, блоки Дьёнеша, методика, дети, соотнесение, группировка, сортировка, развитие.

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в нравственной и умственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. На современном этапе игру выделяют одним из самых главных видов деятельности, который используется нами в целях воспитания дошкольников.

Данной проблемой занимаются многие учёные, психологи и педагоги: Виноградова. Н.А., Позднякова. Н.В., Комарова. Н.Ф., разработаны практические и методические пособия Е. И. Касаткиной, С. Л. Новосёловой, Е. В. Трифоновой, В. Л. Вороновой. Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Предметная деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Мы поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Современные требования к дошкольному образованию в соответствии с ФГОС ДО ориентируют воспитателей на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников. В концепции развития образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы подобрать для ребёнка игры, которые были бы ему «по уму и по сердцу», в которых малыш не только получал бы удовольствие, но и овладевал определёнными навыками умениями, которые понадобятся ему в жизни.

На данный момент у нас существуют очень много авторских методик, которые направлены на развитие той или иной сферы. Наиболее известными являются имена Монтессори, Дьёнеша, Кюизенера, Воскобовича. Можно сказать, что своей целью они ставят максимальное развитие творческого потенциала ребёнка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению. Более подробно хотелось бы остановиться на методике Дьёнеша. Золтан Дьенеш (1916–2014 годы жизни) — венгерский математик, психолог, преподаватель. Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша).

Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Сам по себе набор — потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности объединят ребенка и взрослого. В ходе занятий с блоками Дьенеша ребенок учится выявлять и абстрагировать свойства предметов, сравнивать, классифицировать и обобщать, развивает способности к логическим действиям. У игр и упражнений есть три варианта сложности. Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые), на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме), третий вариант — 3 свойства.

Рис.1. Сортируем по признакуРис. 2. Собери фигуру

К набору с блоками прилагается восьмистраничная инструкция, которая знакомит с методикой Дьенеша и играми достаточно подробно. Мы в своей работе очень часто используем этот набор как игровой материал в образовательной деятельности (в ходе реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие»); в совместной деятельности с детьми в ходе сюжетно-ролевых игр (используется как предметы-заместители), в ходе организованных игр-путешествий (используется как таинственные клады, волшебные предметы с определенными свойствами). Данный материал используется в коррекционной работе с детьми, своевременно не осваивающими образовательную программу, и в ходе индивидуальной работы одаренными детьми. С Блоками Дьенеша возможно разрабатывать свои варианты игр разных уровней сложности, чтобы осуществлять дифференцированный подход к детям с различными уровнями развития.

Интересных игр много! Дети всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть ещё и ещё.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие.

В раннем возрасте сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и саморазвитие.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Ценность этой методики еще и в том, что ее можно рекомендовать для работы с любой категорией детей. Она актуальна как для одаренных детей, так и для детей имеющих проблемы в развитии. Главное условие — это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала. Работа в данном направлении потребует затраты времени, усилий педагогов по адаптации материала, но она очень увлекательна и имеет положительные результаты. Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит нам возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

И так игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка. Хочется привести в заключение слова А.С. Макаренко: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Литература:

  1. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в первой младшей группе детского сада. И. А. Помораева, В. А. Позина. Издательство «Мозаика-синтез», 2013.
  2. Игровые занятия с детьми 2–3 лет Д. Н. Колдина. Издательство «Сфера”, 2012
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов/ Е. В. Зворыгина; под ред.С. Л. Новосёловой. Просвещение, 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, блок, задача, игрушка, методика, набор, окружающий мир, работа, развитие.

Ключевые слова

дети, игра, развитие, группировка, методика, сортировка, дидактические игрушки, блоки Дьёнеша, соотнесение

Похожие статьи

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития воображения на уроках математики

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...

Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Шесть базовых правил успешной организации занятий в группе раннего эстетического развития дошкольников

Конструирование в развитии дошкольника

Похожие статьи

Игры занимательного характера в работе с дошкольниками

В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.

Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста

Обучаем, играя

В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры для развития воображения на уроках математики

В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...

Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

Активизация развития речи детей через лингвистические игры (из опыта работы)

В статье рассматриваются особенности активизации развития речи детей до-школьного возраста, описывается технология опыта работы с дошкольниками с задержкой речевого развития.

Развитие общей моторики детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр и комплекса упражнений «Моторчики»

Дидактическая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия дидактическая игра, результат исследования познавательного развития детей подготовительных к школе групп, содержание и результаты проведения анкетирования родителей дошкольников.

Шесть базовых правил успешной организации занятий в группе раннего эстетического развития дошкольников

Конструирование в развитии дошкольника

Задать вопрос