Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста
Авторы: Ахмедова Мадина Халитовна, Аполлонова Наталья Сергеевна, Бондяева Елизавета Викторовна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (28) январь 2020 г.
Дата публикации: 18.12.2019
Статья просмотрена: 591 раз
Библиографическое описание:
Ахмедова, М. Х. Использование блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста / М. Х. Ахмедова, Н. С. Аполлонова, Е. В. Бондяева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4741/ (дата обращения: 17.12.2024).
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, познавательное развитие, логические блоки, блоки Дьенеша.
В современном мире требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного и игрового характера. Познавательная деятельность — одна из важных составляющих развития дошкольника. С самого раннего возраста дети стремятся узнать что-то новое и часто задают вопрос «Что это такое?».
Формируется потребность понять и «присвоить знание» (как формирует психологическая наука). В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему миру. Появляются многочисленные вопросы. Ребёнок многим интересуется, рассуждает. По-прежнему сориентирован на самоценные детские виды деятельности. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Через игру ребёнок познаёт мир.
Педагогов нашего детского сада заинтересовал игровой материал по познавательному развитию у дошкольников блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки» и другие.
Рис.1. Автор метода Золтан Дьенеш (1916–2014) — венгерский математик, психолог, преподаватель
Разработаны блоки венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».
Почему мы взяли для работы именно блоки Дьенеша?
Логические фигуры Дьенеша знакомят с основными геометрическими формами и размерами, формируют мыслительные умения и способности в познавательном развитии дошкольников. Изучив литературу, мы поставили перед собой цель: формирование мыслительных умений и способностей в познавательном развитии дошкольников через использование логических фигур и блоков Дьенеша.
В легкой игровой форме у детей формируется умение кодировать и декодировать полученную информацию, умение анализировать, развиваются внимание, память, умение работать в коллективе; развитие познавательных интересов, творческого воображения, самоконтроль, важные психологические процессы и креативное мышление.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием.)
– цвет обозначается пятном;
– форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);
– величина — силуэт домика (большой, маленький);
– толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов. Игры с логическими блоками Дьенеша учат ребёнка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.
Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие, внимание, память, творческое воображение.
Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе сравнительного анализа. По мере усвоения материала можно усложнять игры и упражнения. Число игр велико, начинать с простого и переходя к более сложному. Маленькие дети знакомятся с геометрическими фигурами, формами, цветом. Дети чуть постарше в группе знакомятся с символами свойств в процессе игры, учатся классифицировать, выявляют свойства, сравнивают, абстрагируют, кодируют, декодируют, обобщают. Используя блоки в работе, мы по-разному варьировали возможность их использования. Для того, чтобы поддерживать интерес, необходимо разнообразить их игровыми задачами. Блоки можно использовать и вне занятий.
Поскольку логические блоки представляют собой геометрические фигуры — они могут широко использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих развивающих задач. В дополнение к блокам необходимо использовать карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Также в наличии должны быть карточки с отрицанием свойств: не большой, не красный, не квадратный, не толстый и т. д.
Использование карточек позволяет развивать у детей способности к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения предметно-игровых действий. Подбирая карточки с изображенными свойствами, дети учатся замещать и кодировать, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточке, овладевают умением декодировать информацию. Таким образом, развиваются познавательные процессы ребенка. Когда дети выкладывают карточки, рассказывающие о свойствах блока, они создают модель. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств к словесно-логическому мышлению.
Важно помнить, что мыслительные умения, как и все другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений, но для того, чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, необходимо менять игровую мотивацию, персонажей. Так, незаметно для ребенка, он будет проделывать одну и ту же операцию несколько раз.
Игры и упражнения с блоками можно использовать как на занятиях, так и в свободное время, они представляют широкое поле для творческого и интеллектуального развития. Мы использовали блоки в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх (лабиринты, домики), они могут служить ориентирами.
Как показала практика — использование блоков при систематической работе помогло детям научиться сопоставлять предметы и сравнивать. Всё это послужило успешной подготовке детей к школе.
Литература:
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);
- Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. — СПб «Детство — Пресс», 2014
- «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент») 2000
- Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. — СПб «Детство — Пресс»
Похожие статьи
Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста
Использование логических блоков Дьеныша для стимулирования мозговой активности ребенка, развития памяти и мышления, запоминания, связной речи, внимания и усидчивости, закладывания основных логических и математических понятий.
Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников
В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.
Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье обосновывается влияние нейропсихологических игр на развитие детей. Значимость и актуальность нейропсихологических игр в работе педагога.
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития
В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Похожие статьи
Логические блоки Дьеныша как ступень к успешному овладению базовыми математическими и логическими навыками детьми младшего дошкольного возраста
Использование логических блоков Дьеныша для стимулирования мозговой активности ребенка, развития памяти и мышления, запоминания, связной речи, внимания и усидчивости, закладывания основных логических и математических понятий.
Развивающие математические игры как средство умственного развития дошкольников
В данной статье показаны ключевые моменты умственного развития дошкольников. Автор показал важность применения математических игр для развития умственной деятельности детей дошкольного возраста.
Подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В статье приводятся существующие подходы к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с применением современных аппаратных технологий и методических разработок.
Роль нейропсихологических игр в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье обосновывается влияние нейропсихологических игр на развитие детей. Значимость и актуальность нейропсихологических игр в работе педагога.
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
Игра как средство речевого развития дошкольников с задержкой речевого развития
В статье авторы раскрывают возможности использования игры как средства речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.