В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в исследовании.
Ключевые слова: игра, дидактическая игра, воображение, способность, математика, этап урока, формат задания, развитие, успеваемость, анализ, усвоение знаний.
В психологическом словаре даются следующие определения понятий «игра» и «дидактическая игра». «Игра — важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение. Дидактическая игра — вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактические игры являются основной формой обучения детей дошкольного возраста» [2]. Дидактическая игра является средством обучения, следовательно, она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно выполнять задания в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра должна позволить ребенку получить новый опыт.
Перейдем к определению понятия «воображение». Рубинштейн С. Л. в своих работах отмечал следующее, «всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т. е. создаст, себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел» [4]. В психологическом словаре определение понятия «воображение» подразумевает собой универсальную человеческую способность к построению новых целостных образов действительности через переработку содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта [2].
Понимая, что собой представляет понятие «дидактическая игра» и её актуальность в процессе обучения, важно, чтобы учитель использовал не только готовые задания, но и мог разрабатывать собственные задания. Далее представлен перечень дидактических игр, разработанных с учетом уровня развития учащихся начальных классов, а также, опыт использования дидактических игр.
Перейдем к разбору различных дидактических игр, проведенных на уроках математики с целью развить воображение у младших школьников.
На начальном этапе урока математики после проверки устного счета детям были даны следующие задания («Домики и цветочки», «Найди и раскрась», «Кроссворд», «Пустые окошки»), идеи для данных дидактических игр были заимствованы из электронного источника [1] и переработаны с учетом уровня развития младших школьников и особенностей класса. Стоит упомянуть, что исследование было проведено в 1 классе. Далее рассмотрим: каждое задание отдельно; формат задания (в каком виде задание было продемонстрировано ученикам); какие качества развивает то или иное задание у учеников; какой результат был получен; реакцию детей на введение дидактических игр на уроках математики. Стоит упомянуть, что в период исследования 1 класс по математике проходил следующую тему «Прибавление и вычитание числа 6». Использование дидактических игр на развитие воображения показывало уровень знаний по теме «Прибавление и вычитание числа 6».
«Домики и цветочки». Данное задание предоставляется ученикам на листочках (раздаточный материал), без инструкции к выполнению задания, ученики сами должны понять, что от них требуется в этой дидактической игре. На раздаточном материале изображены домики и цветочки, на каждом рисунке присутствуют числа и пропуски, например, на листочках цветка есть числа 6 и 7, на голове цветка пустое место. По такому примеру дети делают вывод, что нужно найти сумму чисел и вписывают ответ в пустое место. В изображении домика присутствуют «окошки», в которых также есть числа и пропуск, например, под крышей есть число 10 ниже есть число 4, рядом в «окошке» пустое место, дети понимают, что нужно найти слагаемое, в данном примере выполняют вычитание. Ученикам предоставляется 2 варианта, дабы избежать списывания среди учеников. Данная дидактическая игра развивает у учеников личные качества, такие как воображение, внимание и память. Проверка правильности решения задания на уроке не была проведена, что вызвало у учеников только положительные эмоции, так как отсутствовал фактор «оглашения своих ошибок перед всем классом». Проанализировав ответы учеников, получили следующее результаты, 14 учеников выполнили задание без единой ошибки; 3 учеников выполнили задание с одной ошибкой; один ученик сделал две ошибки; один ученик не смог справиться с выполнением задания. Данная дидактическая игра была проведена с 19 учениками. Задание в виде дидактической игры было принято учениками на высшем уровне. Перейдем к следующему заданию.
«Найди и раскрась». Данное задание раздается ученикам на листочках (раздаточный материал), на них присутствует таблица с примерами и квадрат с клеточками, в которых записаны числа. Ученикам нужно было вначале решить примеры и записать ответы в предоставленную на листочках таблицу, каждому числу соответствовал определенный цвет (голубой, фиолетовый или желтый). После решения примеров и занесения ответов в таблицу, ученикам предлагалось найти свои ответы в квадрате с числами и разукрасить клеточки в соответствии с инструкцией. В результате у учеников должна была получиться картинка «утка», что и является показателем правильного выполнения дидактической игры «Найди и раскрась». В процессе выполнения задания учеников не торопили и не подгоняли. Что вызвало у учеников только положительные эмоции, все хотели, как можно быстрее «разгадать» тайну зашифрованной картинки. Данная дидактическая игра развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Проанализировав ответы учеников, получили следующее результаты, 10 учеников выполнили задание без единой ошибки; 6 учеников решили примеры верно, но видна путаница с разукрашиванием клеточек в таблице; один ученик сделал одну ошибку в примерах и не до конца разукрасил клеточки. Дидактическая игра «Найди и раскрась» была проведена с 17 учениками. Перейдем к следующему заданию.
«Кроссворд». Дидактическая игра дается ученикам на листочках (раздаточный материал), инструкция к выполнению задания напечатана на листе «Разгадай кроссворд. Выпиши числа, находящиеся в кружках, в порядке увеличения». На раздаточном материале присутствует математический кроссворд с пропусками, задача учеников заполнить пропуски числами и выписать числа в порядке увеличения. Дидактическая игра «Кроссворд» развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Стоит отметить, что данный тип задания у детей вызвал смешанные чувства, некоторые ученики начинали волноваться и переживать, что они не могут без помощи учителя справиться с заданием. Проанализировав ответы учеников, были получены следующие результаты, 8 учеников справились с выполнением задания без единой ошибки; 3 учеников справились с разгадыванием кроссворда, но у них возникли трудности с порядком увеличения; один ученик справился с кроссвордом, но вместо порядка увеличения, ученик предоставил ряд чисел в порядке убывания; один из учеников сделал одну ошибку в решении примера, но числа в порядке увеличения построены верно; один ученик не смог справиться с кроссвордом. Дидактическая игра «Кроссворд» была проведена с 14 учениками. Не смотря на возникшие трудности при выполнении задания, ученики положительно отреагировали на данный вид деятельности. Перейдем к следующему заданию.
«Пустые окошки». Данная дидактическая игра раздается ученикам на листочках (раздаточный материал), на них напечатаны три колонки примеров с пропусками «окошками». Класс сразу же приступает к выполнению задания, данный формат близок к ученикам, так как в учебнике по математике [3] присутствуют такого рода задания. Ученикам было предоставлено 2 варианта, дабы избежать списывания. Интересно то, что дети не просили помощи у своих соседей по парте, каждый самостоятельно справлялся с заданием. Дидактическая игра «Пустые окошки» развивает у учеников младшего школьного возраста такие личные качества, как воображение, внимательность и память. Проанализировав ответы учеников, были получены следующие результаты, 9 учеников выполнили задание без единой ошибки; 3 учеников сделали только одну ошибку; 3 учеников допустили в своих работах две ошибки. Дидактическая игра «Пустые окошки» была проведена с 15 учениками.
В ходе исследования у данного класса было выявлено стремление к решению трудных задач, получению новых знаний, также отмечается интерес к различным творческим заданиям и заинтересованность в изучении математики при помощи дидактических игр. Дидактические игры поспособствовали развитию воображения у младших школьников, что повлияло на успеваемость учащихся в первом классе, это видно по результатам исследования. Полученные результаты указывают, что внедрение дидактических игр в процесс обучения прошло успешно. Следует отметить, что разработка дидактических игр является не очень трудной задачей для учителя, главное, чтобы учитель хотел донести до учащихся учебный материал в том стиле, который был бы интересен ученикам.
После проведения данной работы с классом, анализа её результатов, можно отметить, что использование дидактических игр при обучении математике для развития воображения в начальной школе уже с 1 класса, благоприятно влияет на лучшее усвоение знаний, рост интереса к данному общеобразовательному предмету и развитие воображения.
Литература:
- Всемирный каталог идей // Pinterest. URL: https://www.pinterest.com/
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь // bookap.info Психологическая библиотека. URL: http://bookap.info/genpsy/bigdic/gl6.shtm
- Рудницкая В. Н., Кочурова Е. Э., Рыдзе О. А. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 144 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.