Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр
Авторы: Ребакина Наталья Васильевна, Гафарова Наталья Валентиновна, Крылова Елена Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 25.07.2016
Статья просмотрена: 2339 раз
Библиографическое описание:
Ребакина, Н. В. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивных игр / Н. В. Ребакина, Н. В. Гафарова, Е. В. Крылова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10910/ (дата обращения: 16.12.2024).
Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Строительно-конструктивные игры в силу их созидательно — преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В их русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи строительно-конструктивных игр актуальным.
В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. И это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Эффективным средством для развития творческих способностей детей являются строительно-конструктивные игры.
По данной теме исследования проводили следующие авторы: Анистратова А. А., Гришина Н. И., Владимирова С. Е. Варкни Н. П., Гульянц Э. К., Базик И. Я., Гульяну Э. К., Давидчук А. Н., Дементьева Л. А. и др.
Исследование творческих способностей проводилась в АНО ДО детский сад № 107 «Ягодка» г. Тольятти.
В эксперименте принимали участие дети старшей группы в количестве 15 человек.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития воображения были определены следующие показатели:
– умение создавать необычные, оригинальные образы;
– умение видеть целое раньше части;
– скорость процессов воображения.
Выявить уровень позволили методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко), «Складная картинка» (Синельниковой В., Кудрявцевой В.),
«Придумай рассказ» (О. М. Дьяченко).
Рассмотрим содержание и результаты исследования.
Методика 1. «Дорисовывание фигур» Дьяченко О. М.
В ходе данной методики были выявлены дети:
С достаточным уровнем (8 детей — 53 %) которые изображают несколько объектов по воображаемому сюжету, заданная фигура используется качественно по-новому.
С близким к достаточному уровнем (5 детей — 34 %) которые, изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет, либо изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
С недостаточным уровнем (2 детей- 13 %) которые не понимают задачу, рисунки однообразны, схематичны, лишены деталей.
Методика 2. «Складная картинка» Синельниковой В., Кудрявцевой В. (приложение 2).
В ходе проведения методики 2 были выявлены такие результаты:
С достаточным уровнем (2 детей — 13 %) которые давали ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, построение новых сюжетов.
С близким к достаточному уровню (10 детей -67 %) которые давали ответы описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его.
С недостаточный уровнем (3 детей -20 %) которые не давали ответа или отказывались от выполнения задания.
Методика 3. «Придумай рассказ» Дьяченко О. М. (приложение 3).
По данной методике были получены следующие результаты:
С достаточным уровнем (3 детей–20 %) придумали данный рассказ в течение не более, чем 30 сек;
С близким к достаточному уровнем (7 детей–46 %) на придумывание рассказа ушло от 30 сек до 1 мин;
С недостаточным уровнем (5 детей–34 %) за минуту так и не смогли ничего придумать.
По результатам констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития творческого воображения детей изучаемой группы близкий к достаточному
Теоретические изыскания и результаты констатирующего эксперимента позволили нам перейти к разработке содержания формирующего эксперимента, который направлен на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр.
Целью экспериментальной работы являлось развитие творческого воображение у детей старшего дошкольного возраста посредством строительно-конструктивных игр.
Задачами формирующего эксперимента явились:
– развивать умение создавать необычные, оригинальные образы;
– развивать умение видеть целое раньше части;
– развивать скорость процессов воображения.
Для реализации поставленных задач предлагаем провести следующий комплекс мероприятий:
- Организовать предметно-игровую среду в группе, которая должна быть:
– содержательно-насыщенной, развивающей;
– трансформируемой;
– полифункциональной;
– вариативной;
– доступной;
– безопасной;
– здоровьесберегающей;
– эстетически-привлекательной.
- Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, которые мы разделили на несколько групп.
1 группа. Конструирование из бумаги
Задачи:
– Познакомить детей с разными свойствами бумаги (мягкость, плотность, гладкость, матовость, цвет, по-разному называется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней.
– Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть в обрывках или комках смятой бумаги конкретные предметы (объекты) реальной действительности.
– Упражнять по-разному действовать с бумагой (мять, рвать).
– Учить работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.
– Ввести в активный словарь: существительные (бумага, трубочка, комок, полоска, салфетка, газета, цвет, картон, пальцы, руки); прилагательные (послушная, красивая, газетная, туалетная, синяя, красная, зеленая, желтая, мягкая, твердая, гладкая, большой, маленький); глаголы (шуршит, рвется, свернуть, разорвать, порвать, смять, сжать, помогать, вижу, видим).
– Учить понимать вопросы косвенных падежей «Что?» (мну, комкаю), «Чем?»; отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что делает?» с опорой на предмет и действие; согласовывать прилагательные с существительными в мужском и женском роде единственного числа именительного падежа (Бумага какая? — Послушная, мягкая, твердая, гладкая, синяя. Трубочка большая, маленькая. Комок большой, маленький, красный, синий, желтый, зеленый); строить предложения из двух слов (Вот салфетка. Дай комок).
2 группа. Конструирование из строительного материала
Задачи:
– Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами (различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала — строить разнообразные конструкции.
– Учить экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — видеть в разных по форме и величине деталях строительного материала, объединенных по определенному принципу, знакомые объекты.
– Побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами.
– Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов. Учить работать совместно со сверстниками.
– Закреплять в активном словаре детей: существительные (кубик, кирпичик, дом, башня; другие существительные, обозначающие постройки по замыслу детей); прилагательные (большой, маленький, одинаковый, разный, низкий, высокий, твердый, желтый, красный, синий, зеленый); глаголы (положил, соединил, поставил, сделал, построил); местоимения (я, он, она, они, мы).
– Учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего и прошедшего времени (Я сделал. Мы построили. Она поставила); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что делает? Что делают? Что сделал? Что сделали? Что это?); строить предложения из двух слов.
3 группа. Конструирование из деталей универсального конструктора
Задачи:
– Познакомить детей с конструктивными свойствами и функциональным назначением деталей универсального конструктора в процессе самостоятельного экспериментирования с его элементами (разными по форме, цвету, величине геометрическими фигурами).
– Развивать воображение, осваивать действие опредмечивания — учить видеть в разных сочетаниях элементов конструктора конкретные предметы (объекты) действительности.
– Учить детей аккуратно действовать с деталями конструктора.
– Воспитывать желание работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.
– Активизировать в активном словаре: существительные (фигурка, кружок, треугольник (крыша), квадратик, ягодка, яблочко, картина); глаголы (лежать, помогать, брать, делать, положить, собрать, снять, потерять); прилагательные (красивый, разноцветный, зеленый, красный, желтый, синий, круглый, маленький, большой).
– Учить согласовывать прилагательные с существительными (цветок синий, красный, желтый, красивый; дом низкий; ягодка красная, маленькая; кружок маленький, большой); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь?) с опорой на предмет и действие; строить предложения из двух слов (Я беру. Оля сделала); употреблять глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (кружок лежит — яблоки лежат; я беру — они берут; я положил — они положили; он сделал — мы сделали; я собрал — мы собрали; я снял — мы сняли).
По итогам проведения данных занятий предполагается, что уровень творческого воображения детей старшего дошкольного возраста повысится.
Теоретический анализ литературы показал, что проблема развития творческого воображения чрезвычайно актуальна и в наши дни. Воображение есть форма активности, выражающаяся в изменении, перекомбинировании элементов опыта и позволяющая использовать его гибко и точно. Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения — создание (видение) целостного образа раньше его частей. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Деятельность по конструированию может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей
Литература:
- Анистратова, А.А., Гришина, Н. И. Развиваем творческие способности [Текст] / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. –М., 2008. — 56 с.
- Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] /А. Н. Давидчук. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1976. — 76 с.
- Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. -2007. -№ 16.-С.32
- Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Т. Г. Казакова. — М.: Просвещение, 1985. — 192 с.