Развитие воображения дошкольников в процессе конструирования
Автор: Шижганова Оксана Валерьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 20.12.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Шижганова, О. В. Развитие воображения дошкольников в процессе конструирования / О. В. Шижганова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9713/ (дата обращения: 16.01.2025).
Конструирование — это увлекательный процесс, открывающий перед дошкольниками безграничные возможности, где их воображаемые миры обретают реальную форму. Автор предлагает разнообразные методы развития воображения посредством конструктивной деятельности, где каждый проект становится основой для творчества, экспериментов и поиска нестандартных решений.
Ключевые слова: воображение, фантазия, конструирование, техническое конструирование, художественное конструирование, свободное конструирование, направленное конструирование.
Развитие творческого воображения у дошкольников — это не просто один из ключевых компонентов в развитии их личности, а целый мир, который открывается перед ними в ранние годы. В этом мире воображение играет роль ключа, открывающего двери к интеллектуальному и эмоциональному росту. Не случайно Федеральная образовательная программа акцентирует внимание на необходимости формирования у детей способности к воображению, которая является основой творческого мышления.
Тем не менее, важно понимать, что воображение и фантазия — два тесно связанных, но не идентичных понятия. Воображение — это процесс, в котором дошкольник, опираясь на уже накопленный опыт и знания, создает новые образы и идеи. Оно позволяет ему мысленно путешествовать сквозь возможные сценарии, моделировать ситуации и находить неожиданные решения. Воображение может быть как вполне реалистичным, так и безгранично творческим, давая детям простор для создания новых идей, которых прежде не существовало.
Фантазия, напротив, — это чистая импровизация, игра, где нет места рамкам реальности. Это придуманные миры и образы, где возможно все. Фантазия своего рода искусство быть свободным в своих мыслях и желаниях. В сочетании с воображением она формирует у ребенка нестандартное, оригинальное мышление, которое особенно ценится в нашем быстро меняющемся мире.
Воображение — это окно в безграничный мир, где ребенок может стать кем угодно: принцем, феей, космонавтом, капитаном пиратского корабля или даже супергероем. Однако эти игры — далеко не просто развлечения. Через них воспитанник осваивает важные жизненные навыки, расширяет свой кругозор и учится видеть мир по-новому. Воображение — не просто полет фантазии, а мощный инструмент для глубокого эмоционального и когнитивного развития, который помогает ребенку:
Во-первых, исследовать мир. Через фантазию он лучше понимает окружающие предметы и явления, задается вопросами о том, как они работают, и находит ответы на них в процессе игры.
Во-вторых, решать проблемы. Воображение помогает искать нестандартные решения. Например, если не хватает деталей для постройки замка, он может найти альтернативу: использовать подручные материалы или создать что-то совершенно новое.
В-третьих, проявлять креативность. Развитое воображение позволяет дошкольнику придумывать необычные сюжеты и сценарии игр, что в будущем станет основой для его творческой реализации.
Одним из самых ярких и увлекательных способов развития воображения является конструирование. Это настоящий билет в мир фантазии и возможностей, где воспитанник может создать что угодно: небоскреб из кубиков, сказочный замок из палочек или целую планету, состоящую из подручных материалов. Конструирование — не просто игра, а маленькая лаборатория, где творческие идеи обретают форму, а воображение становится реальностью. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает свой уникальный мир, будь то маленький город, машина будущего или космическая станция.
Конструирование можно разделить на два направления: техническое и художественное.
Техническое конструирование — это словно игра в настоящего инженера или архитектора. Дети строят мосты, дома, автомобили, как будто готовятся запустить свой проект в реальную жизнь. Они используют наборы конструкций, блоки и различные детали, чтобы их творения были прочными и функциональными, как у настоящих профессионалов. Здесь точность, внимание к деталям и логика — ключевые элементы игры.
Художественное конструирование — это настоящий простор для воображения! Из природных материалов, картона, бумаги и случайных предметов дети создают не просто объекты, а целые шедевры, передающие их внутренний мир. Обычная веточка может стать волшебной палочкой, а картонная коробка — домом для сказочного персонажа. Это пространство, где нет правил — есть только творческая свобода.
Конструирование развивает у дошкольников не только воображение, но целый арсенал других полезных навыков:
— пространственное мышление и математические навыки;
— усидчивость и концентрацию;
— мелкую моторику и координацию глаз и рук;
— креативность и нестандартное мышление;
— критическое мышление;
— умение планировать и прогнозировать;
— социальные навыки и уверенность в себе.
Развитию воображения у дошкольников через конструирование способствуют как свободные, так и направленные виды деятельности.
Свободное конструирование предоставляет ребенку возможность строить без строгих инструкций или шаблонов. Он сам решает, что и как строить, выбирает материалы, формы и способы соединения элементов, экспериментирует и импровизирует. Когда дети не ограничены определенными рамками, их воображение включается на полную мощность. Например, начав с постройки простого домика для игрушек, воспитанник может превратить его в целый замок для волшебных существ, полный тайных проходов и удивительных деталей.
Особенно захватывающими становятся задания, включающие элементы сюжета. Представьте, как дети погружаются в историю о смелом рыцаре, который отправляется спасать принцессу из высокого замка. Чтобы помочь ему, они могут построить мост через бурную реку или создать необычное транспортное средство, с помощью которого рыцарь преодолеет любые преграды. Такие задания развивают способность создавать образы на основе уникального сюжета, а также стимулируют развитие креативности через погружение в игровой контекст.
Игра становится увлекательнее, если вместо привычных деталей конструкторов задействовать неожиданные материалы: палочки, лоскутки ткани, ветки, листья, камни, крышки. Когда ребенок сталкивается с такими нестандартными задачами, его воображение начинает работать в совершенно новом направлении. Ему приходится придумывать, как использовать материалы с непредсказуемыми свойствами, что развивает гибкость мышления и способность видеть необычное в обыденных вещах. Так, обычная ветка может стать волшебной палочкой, мостиком через реку или даже частью летательного аппарата — все зависит от задумки автора постройки.
Особое место в развитии воображения занимают наборы разнообразных конструкторов. С их помощью дети могут строить дома, машины и мосты, а затем преобразовывать и модернизировать по своему усмотрению, соединяя, комбинируя и экспериментируя с различными формами. Ребенок понимает, что мир вокруг можно изменять в соответствии с собственными желаниями и потребностями.
Другим эффективным способом является включение построенных конструкций в сюжетно-ролевые игры. В процессе создания конструкций ребенок не просто строит объект, но и придумывает для него целую историю. Так, домик для игрушек может стать уютным домом для кукол, а дорога из кубиков — оживленным маршрутом для воображаемого путешествия на машине. В таких играх дошкольник активно развивает не только воображение, но и социальные навыки: учится взаимодействовать с другими детьми, распределять роли и создавать сценарии. Предлагаемый прием способствует развитию эмоционального интеллекта, способности к эмпатии и коммуникативных навыков.
Использование игровых элементов-сюрпризов или неожиданных изменений условий в конструктивной деятельности также может значительно стимулировать творческое мышление. Например, после того, как дети построили дом, можно добавить новое условие — дом должен выдержать ветер или плавать на воде. Это заставляет ребят пересматривать свои конструкции, искать новые творческие решения и применять методы решения проблем.
Еще один интересный способ развития воображения — это трансформация привычных объектов в нечто совершенно новое. Предложите вашим воспитанникам превратить игрушечную машину в лодку, плывущую по морю, или преобразовать обычный домик в космическую станцию, отправляющуюся в далекие галактики. Данный подход влияет на гибкость мышления дошкольника и показывает, что обычные вещи могут иметь другие формы и функции в зависимости от контекста.
Родители и педагоги играют ключевую роль в развитии воображения у детей через конструирование. Они могут предложить интересные идеи, помочь с выбором материалов и поддержать стремление к экспериментам. В то же время важно избегать излишнего вмешательства в процесс — ребенку необходима свобода для самостоятельных решений. Вместо навязывания готовых решений лучше поощрять его к исследованию и поиску собственных креативных решений.
Если в ходе конструктивной деятельности возникает проблема, предложите воспитанникам рассмотреть ее как «волшебную ошибку» и найти нестандартное применение новому результату. Допустим, мост оказался неустойчивым, представьте его летающим. Такой прием учит детей находить творческие решения, превращая каждую неудачу в шанс для новых идей.
Важно активно взаимодействовать с детьми в процессе конструирования. Задавайте вопросы, которые помогут направить их мысли в творческое русло: «Как ты думаешь, что может быть за этой дверью?» или «Кто будет жить в этом замке?» Такие вопросы способствуют более глубокой проработке деталей и развитию навыков восприятия, стимулируя воображение и креативное мышление.
Направленное конструирование, в свою очередь, предполагает выполнение конкретных задач или инструкций. Однако это не мешает развитию воображения, а, наоборот, помогает ребенку развивать важные когнитивные навыки: учиться следовать инструкциям, анализировать и улучшать свою работу. Кроме того, даже в рамках заданных правил дети часто находят необычные и креативные решения.
Ребята с радостью занимаются конструированием на уличной стройплощадке во время прогулок, используя не только строительные кубы, но и разнообразный бросовый и упаковочный материал: картонные коробки разных размеров, палочки, веревки и пенопласт. Простор участка и богатство доступных материалов позволяют создавать конструкции крупных размеров, что способствует переходу от работы в ограниченном пространстве к освоению более масштабных проектов. При этом конструирование чаще всего носит коллективный характер.
В заключение можно сделать вывод, что конструирование — это не просто игра с материалами, а мощный инструмент для развития воображения и когнитивных навыков воспитанников детского сада. Оно помогает детям создавать собственные миры, учиться решать задачи и экспериментировать. Важно поощрять юного конструктора к творческому поиску, предоставляя разнообразные материалы и поддерживая его инициативу. Развиваемое через конструирование воображение станет для дошкольника важным ресурсом в будущем, помогая ему адаптироваться к новым ситуациям, решать сложные задачи и проявлять творческий подход в любой деятельности.
Литература:
- Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. — 2-е изд., доп. — Москва: Просвещение, 1976. — 76 c. — Текст: непосредственный.
- Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. — Москва: Академия, 1996. — 197 c. — Текст: непосредственный.
- Парамонова, Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л. А. Парамонова. — Москва: Академия, 2002. — 192 c. — Текст: непосредственный.