Игры занимательного характера в работе с дошкольниками
Авторы: Смолина Татьяна Анатольевна, Агентова Алиса Петровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 14.11.2021
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Смолина, Т. А. Игры занимательного характера в работе с дошкольниками / Т. А. Смолина, А. П. Агентова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6785/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье авторы представляют опыт работы с детьми дошкольного возраста по формированию интереса к математике посредством дидактических игр занимательного характера.
Ключевые слова: дидактическая игра, занимательные игровые задачи, задачи-шутки, палочки Кюизенера, развивающее обучение.
Для развития детей очень большое значение в дошкольном возрасте имеет игра. Она является наиболее важным видом деятельности. В игре можно вызвать интерес к таким явлениям, которые в повседневной жизни детей не волнуют, и на них они не обращают внимание.
Дидактическая игра больше всего доступна и увлекательна для дошкольников. Интерес детей к игре и готовность у них играть имеет важное значение для решения поставленных задач в дальнейшем развитии. Цель родителей состоит в привлечении детей к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Необходимо использовать разнообразные дидактические игры для поддержания интереса у детей к математике.
При ознакомлении дошкольников с цифрами создаем для них такие условия, при которых дети смогут поиграть в разнообразные игры. Например, игры «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Предлагаем детям отгадать загадки с математическим содержанием, выучить стихи о цифрах, можем познакомить со сказками, в которых присутствуют цифры («Три медведя», «Три поросенка», «Два жадных медвежонка» и др.). При знакомстве с одной из цифр можно предложить детям такие задания, например, «Назови пословицы», «Подбери поговорку», «Вспомни крылатое выражение с цифрой» («Один в поле не воин», «Семь раз отмерь и один раз отрежь», «Дерево погубить в пять минут, а вырастить его — года пройдут» и т. д.). Многократно в работе с детьми берем такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр». Ребенок может в этой игре нарисовать человека, дерево, жилище или какой-нибудь предмет, при этом развивается фантазия у детей. Очень нравится дошкольникам игра «Изобрази цифру». Они показывают цифры, используя части своего тела: пальцы, руки, ноги. С большим удовольствием дошкольники играют в игру В. Воскобовича «Геоконт». В ней дети составляют различные цифры, фигуры, используя резинки и гвоздики, с ее помощью закрепляют знания о цифрах и цветах спектра.
Игра «Пара слов» используется в работе с детьми при изучении геометрических фигур. Например, взрослый говорит слово «круг», ребенок называет предметы похожие на круг — тарелка, солнце, «квадрат» — салфетка, стол, овал — кабачок, дыня и т. д. Или наоборот, взрослый называет предмет, ребенок определяет, какой он формы. Можно предложить дидактическую игру «Какая фигура лишняя», в которой дети называют и показывают не только лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит. Здесь развиваем у дошкольников внимание, воображение, память, логическое мышление, речь. Также в работе с детьми можно использовать такие развивающие игры, как «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Пифагор», «Танграм», «Вьетнамская игра», «Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки по образцу и по памяти. В играх «Геометрическое лото», «Кодирование фигур» закрепляем знания детей о геометрических фигурах.
Очень нравятся детям игры с цветными счетными палочками. Сначала предлагаем им простые задания «Выложи узор по образцу», «Собери по памяти». Затем задания усложняем — «Составь два равных квадрата из 7 палочек», «Составь квадрат из двух палочек (используя угол стола)» и т. д.
По формированию количественных представлений в работе с детьми применяем такие игры, как «Покажи столько же», «Сколько нас?», «Что прибавилось?», «Что убавилось?». С удовольствием дети играют в игры «Сколько разных игрушек», «Который по счету?». При изучении чисел второго десятка можно использовать игры «Живые числа», «Какое число рядом?», «Найди свое место».
При формировании циклических представлений детям можно предложить такие игры, как «Фигуры по местам!», «Продолжи закономерность», «Соберем бусы по образцу» и т. д.
Задачи-шутки очень интересны дошкольникам. Это занимательные игровые задачи с математическим содержанием. Они не решаются как обычные задачи. Только проявив находчивость, смекалку, чувство юмора возможно их решить. Они подталкивают детей к размышлению, заставляют думать, находить ответ, используя уже имеющиеся умения и навыки. Широко используем задачи-шутки при проведении развлечений по математике. Например, «Умники и умницы», «Веселая математика», «Приключения в стране Чудес».
Широко в работе с детьми дошкольного возраста для решения математических задач используется развивающая игра «Палочки Кюизенера». Каждая палочка обозначает какое-либо число и различается по цвету. Дети учатся различать цвета палочек и запоминают, какая из них какое число обозначает. Например, один — белая палочка, два — розовая и т. д. В играх с палочками Кюизенера у детей развиваются мышление, внимание, память, сообразительность и смекалка.
Через увлекательные игры занимательного характера при помощи развивающего обучения дети входят в мир математики. Они приобщаются к материалу, дающему пищу для воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу дошкольников. И таким образом, обучение для них не кажется трудным и скучным, а наоборот увлекательным и интересным!
Литература:
- Арапова-Пискарёва Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Эксмо, 2005.
- Михайлова З. А. Занимательные материалы в обучении дошкольников элементарной математике — СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
- Новикова В. П. Математика в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у детей 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Ключевые слова
дидактическая игра, развивающее обучение, занимательные игровые задачи, задачи-шутки, палочки КюизенераПохожие статьи
Обучаем, играя
В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх
В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.
Использование дидактических игр на уроках немецкого языка (на примере УМК Begegnungen A1+)
Статья посвящена дидактическим играм и их применению на занятиях немецкого языка. Использование игровых методов очень эффективно: игры разряжают атмосферу, мотивируют студентов и повышают интерес к изучению языка. Использование их в повседневной прак...
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Дидактические игры для развития воображения на уроках математики
В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки
В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.
Похожие статьи
Обучаем, играя
В статье рассматривается проблема подготовки дошкольников к свободному речевому общению через дидактические игры и упражнения.
Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром
В статье раскрывается роль дидактических игр, предназначенных для развития памяти, в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром.
К вопросу развития внимания у детей младшей группы в настольно-печатных играх
В статье рассмотрены особенности развития внимания в младшем дошкольном возрасте, роль настольно-печатных игр и условия организации работы с ними для развития внимания.
Использование дидактических игр на уроках немецкого языка (на примере УМК Begegnungen A1+)
Статья посвящена дидактическим играм и их применению на занятиях немецкого языка. Использование игровых методов очень эффективно: игры разряжают атмосферу, мотивируют студентов и повышают интерес к изучению языка. Использование их в повседневной прак...
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Использование дидактических игр в образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
В статье дается анализ результатов опытно-экспериментального исследования по развитию познавательных интересов и формированию познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством специально организованной педагогической деятельности по р...
Дидактические игры для развития воображения на уроках математики
В данной статье говорится об использовании дидактических игр для развития воображения на уроках математики в 1 классе московской школы. Демонстрируется опыт работы с дидактическими играми. Приводится перечень дидактических игр, использованных в иссле...
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством технологии развивающих игр: обучение игре в шашки
В статье автор обращает внимание на то, что шашки являются удачным методом в развитии мыслительных способностей детей.
Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр и упражнений
В статье рассмотрены особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр. Кроме того, показана классификация занимательных игр и описаны некоторые авторские игры по данной теме.