Развитие математических способностей дошкольника
Автор: Устиненко Светлана Октябриновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 26.05.2014
Статья просмотрена: 3046 раз
Библиографическое описание:
Устиненко, С. О. Развитие математических способностей дошкольника / С. О. Устиненко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 38-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5697/ (дата обращения: 16.12.2024).
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «жизненных» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, правильно ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
На занятиях по развитию логики и развитию элементарных математических представлений мы стараемся не только дать детям базисные знания по математике, самое главная наша задача — развивать мышление ребенка, т. е. его умственные способности, которые необходимы, как и для успешного обучения в школе, так и нужны для будущей взрослой жизни.
Все занятия строятся в увлекательной и доступной форме, с применением новых программ и технологий. Одной из таких методик является методика обучения Л. Г. Петерсон, которую мы используем в своей работе. Знания детям даются по принципу «слоеного пирога», через разработанные авторами рабочие тетради «Игралочка» (для детей младшего возраста) и «Раз ступенька, два ступенька…» (для детей старшего возраста).
Главной целью курса является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Большое внимание в данной методике уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. И даже если вариант неверен, он обсуждается и исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, — таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира, а педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Математический стиль мышления — это не всегда сложно. Математика вполне может быть легкой, интересной забавой для ребенка, она может стать изящной игрой, войти в жизнь естественно, создавая предпосылки для изучения точных наук в дальнейшем. Ошибочно полагать, что для успешного постижения математики ребенок должен как можно раньше научиться считать до ста или делить в столбик. Вовсе нет. Ребенок лишь должен как можно раньше усвоить основные математические идеи и понятия. В игре это происходит особенно легко. В работе с детьми мы широко используем разнообразный занимательный материал, в частности цветные палочки Х. Кюизенера (бельгийского математика), рекомендованными для обучения детей с 3-х лет основам математики.
Набор палочек состоит из десяти цветов: белого, красного, оранжевого, бордового, розового, желтого, голубого, синего, фиолетового, черного. Палочки различаются по цвету и по размеру. Самого маленького размера является палочка белого цвета — она соответствует одному сантиметру, длина палочек варьируется от 1 до 10 см в зависимости от цвета. Получается, что каждая палочка — число, которое выражается не только длиной в сантиметрах, но и цветом.
В данном наборе действует основное правило, чем короче палочка, тем меньшее число она обозначает. А чтобы узнать какому числу соответствует палочка, можно просто сравнить их по размерам. Дело в том, что Кюизинер разделил свои палочки по цветам совершенно не случайно. Он выделил несколько «семей», к примеру, розовая, красная и бордовая палочки образуют «красную семью» их числа 2, 4, 8. Голубая, синяя и фиолетовые палочки образуют «синюю семью» — их числа 3, 6 и 9. Желтая и оранжевая палочки составляют «желтую семью» и равняются 5 и 10 соответственно. Такое деление логично и продуманно со стороны бельгийского математика. Все числа «красной семьи» кратны двум, все числа «синей семьи» кратны трем, а все числа «желтой семьи» кратны пяти. Палочка белого цвета не относится к какой-либо «семье» и является составной частью каждой из них. А вот палочка черного цвета, равная семи, «живет» отдельно от других «семей».
Ребенку будет интересно играть с палочками, но игру надо построить, основываясь на веселой сказке. Учитывая, что детишки очень любят сказки, то и играть им будет в палочки сказочно интересно.
Вот пример сказки: «Жили-были разноцветные палочки. Их было много, а жили они в небольшой коробочке. И стало палочкам очень тесно в коробке, а играть вообще было негде. Однажды, когда палочки были высыпаны из коробки, самые маленькие белые палочки-единички, предложили построить домики, в которых можно было бы не просто жить, но и играть семьями. Тут же белые палочки выстроили для себя красивый домик белого цвета для палочек-единичек. Всем остальным палочкам такая затея очень понравилась, и они тоже решили выстроить для своих семей красивые разноцветные домики. Рядом с белым домиком был построен черный домик из палочек-семерок. Черные палочки были очень рады такому приятному соседству и расхваливали свой домик остальным палочкам. Палочки-двоечки розового цвета предложили палочкам-четверкам красного цвета и бордовым восьмеркам построить и для себя такой же домик из схожих цветов: красного, бордового и розового. Домик был построен очень быстро на радость всем остальным. Тут и голубые троечки, фиолетовые шестерки и синие девятки не выдержали и построили для своей семьи красивый яркий дом. Вот и получилась из построенных уютных домиков красивая яркая улица. Так и стали палочки дружить, играть вместе и веселиться». Дослушав сказку, малыш непременно захочет построить самостоятельно свой домик из разноцветных палочек.
Игр с разноцветными палочками Кюизенера можно придумать очень и очень много. Здесь главное — фантазия и та азартная жилка, которая во время игры передастся ребенку и вызовет у него заинтересованность этим увлекательным и поистине уникальным дидактическим материалом.
Задания, связанные с развитием графических навыков, направлены на развитие не только мелкой моторики кисти руки и коррекцию движения глаз, но и на развития внимания, памяти и логического мышления. Вся работа с детьми старшего возраста направлена на комплексную подготовку ребенка к школе.
Создавая условия для математической деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни, мы этим самым предоставляем детям возможность, выбрать интересующую их игру и играть индивидуально или совместно с другими, небольшой группой. Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, а так же самостоятельность.
Математика дает огромные возможности для развития мышления ребенка. В дошкольном возрасте дети должны не только прочно усвоить математические понятия и отношения, предусмотренные программой, но и научиться самостоятельности, умению делать простейшие обобщения, доказыватьправильность тех или иных суждений. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца.