Конспект занятия-экскурсии «Как стирали и гладили на Руси» в мини-музее народного быта «Горенка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 29.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бурцева С. Е., Смирнова Т. М. Конспект занятия-экскурсии «Как стирали и гладили на Руси» в мини-музее народного быта «Горенка» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №7. — С. 43-44. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/134/4330/ (дата обращения: 23.10.2019).



Цель: Рассказать детям, о том, как стирали и гладили на Руси, какие предметы использовались для этого.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с бытом наших предков.
  2. Познакомить детей с разными способами стирки и предметами, которые для этого использовались.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей.
  2. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое.

Воспитательные:

1.Воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину.

Материалы: Кукла бабушка Варварушка, коромысла разных видов, кадушка, корчага, ухват, каток, валек, скалка, рубель, бумажные копии вальков и рубелей для росписи.

(Дети входят в мини-музей и садятся на лавки вокруг стола.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами вновь пришли в наш мини- музее «Горенка». Посмотрите, кто нас здесь встречает! Да, это же бабушка Варварушка. А что у нее в руках? Кто знает?

Дети: Коромысло.

Воспитатель: Правильно, это коромысло. В нашем музее есть несколько видов коромысел. Коромысло из согнутой дугой деревянной полоски с металлическими крючками на концах. Для того чтобы сделать такое коромысло, надо было распарить деревянную заготовку, аккуратно согнуть и высушить, потом закрепить на концах металлические крючки, на которые вешали ведра. Есть у нас коромысло другого вида, его выдалбливали из целого бревна, а на концах закрепляли веревки или цепи или полосы с крючками. У нашей бабушки Варварушки самое древнее коромысло, на нем крючки для ведер деревянные, потому что в старину металлические детали не продавались в магазине, как сейчас, а ковались в кузнеце и были очень дорогими.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем бабушке Варварушке понадобилось коромысло?

Дети: За водой идти, к колодцу.

Воспитатель: Правильно, она собралась за водой. Раньше водопроводов в деревнях не было и воду приходилось приносить из колодца или из речки.

Воспитатель: А зачем бабушке понадобилась вода?

Дети: Еду готовить, самовар заливать, чай заваривать, руки мыть.

Воспитатель: Бабушка Варварушка собралась стирать. Это сейчас мы белье в стиральную машинку сложили, порошок насыпали, кнопочку нажали, машинка нам и постирала, и прополоскала, и отжала. А раньше надо было воды принести, нагреть. Мыла и порошка стирального тоже раньше не было. Чем же стирали одежду?

(Ответы детей)

Воспитатель: Для стирки использовали щелок и мыльный корень.

Мыльный раствор получали из растения мыльнянки. Ее собирали, чаще использовали корень, который измельчали и заливали водой, процеживали и этим раствором стирали.

Щелок получали из золы. Золу просеивали, насыпали в мешочек и клали в кадушку. Кадушка тоже есть в нашем музее. Посмотрите, она сделана из деревянных дощечек, которые скреплены деревянными обручами очень плотно, так, чтобы не просачивалась вода. Потом в кадушку наливали воду и бросали туда раскаленные камни, которые нагревали воду до кипения. В кадушке белье замачивали. Стирали обычно в корыте, которые тоже были деревянные и от частых стирок они ломались, разбивались. Вспомните сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

Если надо было белье прокипятить, белье складывали в корчагу, глиняный или чугунный сосуд с отверстием внизу, для слива воды, заливали щелочным раствором и задвигали в печь. Посмотрите, как корчага отличается от обычного горшка или чугуна. Ребята, а как такую большую корчагу в печь то задвинуть?

Дети: Ухватом.

Воспитатель: Да, использовали ухват, а еще специальный каток, на него опиралась ручка ухвата и корчага «заезжала» в печь. Каток был похож на гантель с утолщениями по бокам, а иногда просто на круглую палочку и он очень помогал хозяйке.

После стирки белье надо прополоскать. Если рядом не было речки или пруда белье полоскали в корыте, и тогда требовалась еще вода, за которой надо было опять идти к колодцу. Но чаще всего деревни строились около водоемов и поэтому белье полоскать ходили на речку. Белье на речке сначала отбивали или как раньше говорили «валяли» или «клепали» специальными вальками, выбивая из него грязь. Это делали на деревянных помостах или просто на камне. И только потом начинали полоскать.

В нашем музее есть валек. Посмотрите, он похож на лопаточку с ручкой. Это простой валек, а были вальки, украшенные различными узорами, такие дарили парни понравившимся девушкам.

Белье полоскали на речке и летом и зимой, в проруби. Полоскать в ледяной воде было очень трудно, руки замерзали, около проруби было скользко.

Вспомните стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа — милиционер»

Полоскала по старинке

Бабка в проруби простынки.

Треснул лед — река пошла,

И бабуся поплыла.

Дядя Степа спас ее,

И корзину, и белье.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

Воспитатель: После полоскания белье развешивали на веревках для просушки. Если дул ветерок, то белье высыхало быстрее.

Ребята, а что нужно сделать с бельем после того, как оно высохнет?

Дети: Погладить.

Воспитатель: Да, погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля. Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали.

Потом появились угольные утюги. Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.

В нашем мини — музее есть разные виды утюгов: это и угольные разных видов и чугунные, есть со съемной ручкой, когда нагревается только основание, а деревянная ручка пристегивается потом, есть переходный утюг, он может нагреваться, как и на печке, так и от электричества.

Воспитатель: Мы свами сегодня узнали много нового о том, как стирали и гладили на Руси, какими приспособлениями пользовались. В старину стирка и глажка были тяжелым трудом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, бабушка Варварушка приготовила вам задание расписать знакомыми вам узорами бумажные копии вальков и рубелей. Давайте скажем ей спасибо и попрощаемся.

(Дети уходят)

Основные термины (генерируются автоматически): белье, воспитатель, Ребенок, бабушка, коромысло, кадушка, дядя Степа, вод, бумажная копия вальков, Русь.

Похожие статьи

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь...»

Воспитатель: Давным-давно, на том месте, где мы сейчас живем, не было городов, не было тогда и Москвы, а были небольшие поселения наших предков.

Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали много нового о богатырях русских, о том, с каким оружием они защищали Русь.

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Воспитатель: Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? Дети: Можно в магазин сходить. Домовёнок Кузя: Да ходил я уже.

А поможет мне в этом — мой друг Колобок. Смотрите. (Дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию).

Конспект НОД «Дедушку и бабушку люблю и всегда на помощь им...

Логопед: Дети у вас есть бабушки и дедушки. А кто вы для них?

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолог, логопед, пожилое, мультимедийная презентация, пожилой человек, Старый дед, уважительное отношение, Ребята, бабушка.

Сценарий фольклорного праздника к 8 Марта для детей...

Дети забегают в музыкальный зал под песню «Ах, вы сени, мои сени» в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня», встают врассыпную. Выполняют пружинку, ковырялочку и кружение. Затем, приплясывая, выстраиваются в две шеренги (мальчики напротив девочек).

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка...

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку. Воспитатель: Ребята, знакома вам эта игрушка? Из какого материала она сделана?

Воспитатель: Ребята, когда не было еще матрешек, и не было неваляшек бабушки ваших бабушек играли в куклы пеленашки.

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить...

«Капризуля». Конспект организованной образовательной...

(Дети и воспитатель благодарят Петушка). Воспитатель: Ребята, пойдем и мы искать девочку, куда нам показал Петушок.

Для этого мной было подготовлены поднос, различных цветов краски, кисточки, шило, чистая вода для мытья кисточек, бумажные.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Воспитатель напевает колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди.

Когда появляется бабушка — забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра.

Похожие статьи

Конспект занятия-экскурсии «Как защищали Русь...»

Воспитатель: Давным-давно, на том месте, где мы сейчас живем, не было городов, не было тогда и Москвы, а были небольшие поселения наших предков.

Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали много нового о богатырях русских, о том, с каким оружием они защищали Русь.

Хлебушек ты мой душистый! (Сценарий организованной...)

Воспитатель: Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме? Дети: Можно в магазин сходить. Домовёнок Кузя: Да ходил я уже.

А поможет мне в этом — мой друг Колобок. Смотрите. (Дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию).

Конспект НОД «Дедушку и бабушку люблю и всегда на помощь им...

Логопед: Дети у вас есть бабушки и дедушки. А кто вы для них?

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, психолог, логопед, пожилое, мультимедийная презентация, пожилой человек, Старый дед, уважительное отношение, Ребята, бабушка.

Сценарий фольклорного праздника к 8 Марта для детей...

Дети забегают в музыкальный зал под песню «Ах, вы сени, мои сени» в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня», встают врассыпную. Выполняют пружинку, ковырялочку и кружение. Затем, приплясывая, выстраиваются в две шеренги (мальчики напротив девочек).

Волшебный мир игрушек. Методическая разработка...

Воспитатель обращает внимание детей на игрушку. Воспитатель: Ребята, знакома вам эта игрушка? Из какого материала она сделана?

Воспитатель: Ребята, когда не было еще матрешек, и не было неваляшек бабушки ваших бабушек играли в куклы пеленашки.

Формирование у дошкольников патриотических чувств...

Детский сад формирует у детей первые представления о Родине, окружающем мире, своем

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников

Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить...

«Капризуля». Конспект организованной образовательной...

(Дети и воспитатель благодарят Петушка). Воспитатель: Ребята, пойдем и мы искать девочку, куда нам показал Петушок.

Для этого мной было подготовлены поднос, различных цветов краски, кисточки, шило, чистая вода для мытья кисточек, бумажные.

Использование малых форм фольклора в младшем дошкольном...

Воспитатель напевает колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди.

Когда появляется бабушка — забавушка, они с интересом рассматривают ее костюм, корзиночку, которую она держит в руках.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики и даже цари. Обрядовые куклы пользовались особым почитанием. Их ставили в избе в красный угол.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Первую тряпичную куклу шила бабушка, мать или старшая сестра.

Задать вопрос