Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.

Дата публикации: 17.06.2019

Статья просмотрена: 1121 раз

Библиографическое описание:

Забаровская, Ю. И. Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик» / Ю. И. Забаровская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4303/ (дата обращения: 16.12.2024).


  1. Актуальность проекта

В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, а по данным правительства РФ сфера инженерии и технологии — сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель — развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель — сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. В связи с этим огромное значение приобретает робототехника как пропедевтическая деятельность, подготовка к школе с учетом требований ФГОС ДО. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Технологии образовательной робототехники:

− являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

− позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

− формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

− объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.

  1. Основная идея проекта.

Реализация цели дошкольного образования в отрасли технического творчества — сформировать техническое мышление у ребенка. А именно: обучить и развить навыки конструирования, моделирования и проектирования у дошкольников с ОВЗ с использованием российского конструктора «Фанкластик».

  1. Новизна проектной идеи.

Заключается в использовании конструктора «Фанкластик». Это совершенный новый уникальный конструктор, не имеющий аналогов по всему миру. Только в 2016 году вышел на рынок. Изобретен московским программистом Дмитрием Соколовым и производится в России. Прошел обязательное сертифицирование. Изготовлен из экологически чистого пластика ABS. Особенность данного конструктора — это совершенно новый способ соединения. На данный момент широко используются конструкторы с двухплоскостным соединением, что значительно ограничивает фантазию и креативность использования. «Фанкластик», в свою очередь имеет трехмерное соединение, которое позволяет не просто собирать конструктор, а развивать логику, пространственно-образное мышление, мелкую моторику рук, воображение, концентрацию внимания. Фанкластик прошел апробацию на младших школьниках г. Москвы в течение 2 лет. Данный продукт только начал реализоваться на территории России, и в Самарской области нет дошкольный учреждений, которые бы с ним работали.

3. Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы нашего учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:

− требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада образовательными робототехническими конструкторами;

− необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с дошкольниками с образовательными робототехническими конструкторами;

− возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния технологий образовательной робототехники на развитие личности дошкольников.

Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения технологий образовательной робототехники на основе российского конструктора «Фанкластик» в образовательный процесс ДОО, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию у них предпосылок инженерного мышления.

  1. Аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (6–7 лет с ОНР).
  2. Цели и задачи.

Цель: формирование предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе отечественного конструктора «Фанкластик».

Задачи:

− разработать и апробировать вариативную образовательную программу по робототехнике с использованием конструктора Фанкластик»» для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;

− развивать эффективную образовательную среду начального технического творчества с целью поддержки разнообразия детства;

− повысить профессиональный уровень педагогов в части формирования интеллектуально-творческого потенциала дошкольников посредством обучения технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик»;

− повысить компетентность родителей в вопросах развития начального технического творчества через привлечение к совместной образовательной деятельности с детьми и реализацию детско-родительских проектов;

− разработать механизм внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик» в образовательный процесс ДОО, как вариативной части АООП ДО ГБОУ Самарской области СОШ № 6 СП Детский сад № 15.

6. Ожидаемые результаты проекта:

Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе технологии трёхмерного моделирования посредством конструктора «Фанкластик», что позволит заложить на этапе дошкольного детства первоначальные технические навыки, а в дальнейшем — сформировать у детей целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, приобрести опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития. Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес детей к выбору профессий, актуальных для дальнейшего развития страны и нашего региона в частности.

7.Содержание проекта.

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы проекта

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО.

Разработка инновационного проекта.

сентябрь — октябрь 2019 г.

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения «начального технического творчества» в образовательный процесс

Анализ имеющихся условий ДОО организация начального-материально-техническое обеспечения

ноябрь- декабрь 2019г.

Разработка вариативной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора «Фанкластик».

Организация начального материально-технического обеспечения программы.

Утверждение проекта

Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта

2

Основной (внедренческий)

Создание ресурсной базы для работы с детьми по данному направлению

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности

январь- май

2020г.

Сентябрь2020 г.- май 2021г.

Организация кабинета начального технического творчества в ДОУ с использованием конструктора «Фанкластик».

Использование организационных ресурсов развивающей образовательной среды

Организация работы с воспитанниками по техническому творчеству.

Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы кабинета, апробация разработанной программы.

Повышение эффективности работы по развитию конструктивных способностей.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми.

Повышение компетенции родителей в вопросах развития у детей интереса к техническому творчеству

3

Заключительный (обобщающий)

Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций округа. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Сентябрь-ноябрь 2021 г.

Использование опыта

СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Детский сад № 15 в дошкольных образовательных организациях округа.

8. Необходимая ресурсная база для реализации проекта.

воспитанники детского сада;

педагоги детского сада;

родители воспитанников;

− кабинет, оборудованный конструктором «Фанкластик»

Литература:

  1. М. С. Ишмакова. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. ИПЦ Маска, 2013
  2. И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. М.: ИД Цветной мир, 2015
  3. Ю. В. Рогов. Робототехника для детей и их родителей. Челябинск, 2012
  4. С. А. Филиппов. Робототехника для детей и их родителей. СПб.: Наука, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): техническое творчество, детский сад, использование конструктора, образовательная робототехника, образовательный процесс, ребенок, трехмерное моделирование, инженерное мышление, начальное техническое творчество, Самарская область.

Похожие статьи

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Методическая разработка комплексного занятия на тему «Море» для детей подготовительной к школе группы в ДОУ

Похожие статьи

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника»

Методическая разработка образовательной деятельности педагога с детьми по теме «Веселое соревнование»

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Использование цифровой интерактивной среды «Наустим» в экспериментально-инженерной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Технология «утренний сбор» как способ внедрения доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольного учреждения

ООД по формированию экологической культуры у воспитанников среднего дошкольного возраста с использованием метода проблемного изучения «Путешествие с Лесовичком»

Методическая разработка комплексного занятия на тему «Море» для детей подготовительной к школе группы в ДОУ

Задать вопрос