Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик»
Автор: Забаровская Юлия Ивановна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 17.06.2019
Статья просмотрена: 1121 раз
Библиографическое описание:
Забаровская, Ю. И. Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик» / Ю. И. Забаровская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4303/ (дата обращения: 16.12.2024).
- Актуальность проекта
В настоящее время в связи с тем, что современный мир идет большими шагами в направлении глобализации, компьютеризации, а по данным правительства РФ сфера инженерии и технологии — сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель — развитие данных сфер образования. Дошкольное образование ставит перед собой цель — сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. В связи с этим огромное значение приобретает робототехника как пропедевтическая деятельность, подготовка к школе с учетом требований ФГОС ДО. Это своего рода подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность всеми силами. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела. Технологии образовательной робототехники:
− являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
− позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
− формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
− объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Имея сформированное представление и интерес к технике и робототехнике, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.
- Основная идея проекта.
Реализация цели дошкольного образования в отрасли технического творчества — сформировать техническое мышление у ребенка. А именно: обучить и развить навыки конструирования, моделирования и проектирования у дошкольников с ОВЗ с использованием российского конструктора «Фанкластик».
- Новизна проектной идеи.
Заключается в использовании конструктора «Фанкластик». Это совершенный новый уникальный конструктор, не имеющий аналогов по всему миру. Только в 2016 году вышел на рынок. Изобретен московским программистом Дмитрием Соколовым и производится в России. Прошел обязательное сертифицирование. Изготовлен из экологически чистого пластика ABS. Особенность данного конструктора — это совершенно новый способ соединения. На данный момент широко используются конструкторы с двухплоскостным соединением, что значительно ограничивает фантазию и креативность использования. «Фанкластик», в свою очередь имеет трехмерное соединение, которое позволяет не просто собирать конструктор, а развивать логику, пространственно-образное мышление, мелкую моторику рук, воображение, концентрацию внимания. Фанкластик прошел апробацию на младших школьниках г. Москвы в течение 2 лет. Данный продукт только начал реализоваться на территории России, и в Самарской области нет дошкольный учреждений, которые бы с ним работали.
3. Постановка и обоснование проблемы инновационного проекта
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере. Анализ работы нашего учреждения, позволил выявить противоречия, которые и были положены в основу данного проекта, в частности противоречия между:
− требованиями ФГОС ДО, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада образовательными робототехническими конструкторами;
− необходимостью создания в ДОО инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников и отсутствием Программы работы с дошкольниками с образовательными робототехническими конструкторами;
− возрастающими требованиями к качеству работы педагога и недостаточным пониманием педагогами влияния технологий образовательной робототехники на развитие личности дошкольников.
Выявленные противоречия указывают на необходимость и возможность внедрения технологий образовательной робототехники на основе российского конструктора «Фанкластик» в образовательный процесс ДОО, что позволит создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству и формированию у них предпосылок инженерного мышления.
- Аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ (6–7 лет с ОНР).
- Цели и задачи.
Цель: формирование предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе отечественного конструктора «Фанкластик».
Задачи:
− разработать и апробировать вариативную образовательную программу по робототехнике с использованием конструктора Фанкластик»» для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья;
− развивать эффективную образовательную среду начального технического творчества с целью поддержки разнообразия детства;
− повысить профессиональный уровень педагогов в части формирования интеллектуально-творческого потенциала дошкольников посредством обучения технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик»;
− повысить компетентность родителей в вопросах развития начального технического творчества через привлечение к совместной образовательной деятельности с детьми и реализацию детско-родительских проектов;
− разработать механизм внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе конструктора «Фанкластик» в образовательный процесс ДОО, как вариативной части АООП ДО ГБОУ Самарской области СОШ № 6 СП Детский сад № 15.
6. Ожидаемые результаты проекта:
Решение поставленных в проекте задач позволит организовать в ДОО условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе технологии трёхмерного моделирования посредством конструктора «Фанкластик», что позволит заложить на этапе дошкольного детства первоначальные технические навыки, а в дальнейшем — сформировать у детей целостные представления о современном мире и роли техники и технологии в нем, приобрести опыт созидательной и творческой деятельности, опыт познания и саморазвития. Реализация целей и задач данного проекта позволит повысить интерес детей к выбору профессий, актуальных для дальнейшего развития страны и нашего региона в частности.
7.Содержание проекта.
№ |
Этап |
Наименование мероприятия |
Краткое конкретное описание содержания мероприятия |
Сроки |
Ожидаемые результаты |
1 |
Подготовительный |
Выявление проблемы, создание нормативной базы проекта |
Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОО. Разработка инновационного проекта. |
сентябрь — октябрь 2019 г. |
Изучение и подбор нормативных документов |
Изучение возможности внедрения «начального технического творчества» в образовательный процесс |
Анализ имеющихся условий ДОО организация начального-материально-техническое обеспечения |
ноябрь- декабрь 2019г. |
Разработка вариативной образовательной программы по робототехнике с использованием конструктора «Фанкластик». Организация начального материально-технического обеспечения программы. |
||
Утверждение проекта |
Постановка цели, задач, разработка плана реализации проекта |
||||
2 |
Основной (внедренческий)
|
Создание ресурсной базы для работы с детьми по данному направлению |
Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности |
январь- май 2020г. Сентябрь2020 г.- май 2021г. |
Организация кабинета начального технического творчества в ДОУ с использованием конструктора «Фанкластик». |
Использование организационных ресурсов развивающей образовательной среды |
Организация работы с воспитанниками по техническому творчеству. Практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы кабинета, апробация разработанной программы. |
Повышение эффективности работы по развитию конструктивных способностей. |
|||
Использование разнообразных форм в работе с родителями |
Реализация детско-родительских проектов, проведение мастер-классов по работе с детьми. |
Повышение компетенции родителей в вопросах развития у детей интереса к техническому творчеству |
|||
3
|
Заключительный (обобщающий) |
Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов. |
Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций округа. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет. |
Сентябрь-ноябрь 2021 г. |
Использование опыта СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Детский сад № 15 в дошкольных образовательных организациях округа. |
8. Необходимая ресурсная база для реализации проекта.
− воспитанники детского сада;
− педагоги детского сада;
− родители воспитанников;
− кабинет, оборудованный конструктором «Фанкластик»
Литература:
- М. С. Ишмакова. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. ИПЦ Маска, 2013
- И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. М.: ИД Цветной мир, 2015
- Ю. В. Рогов. Робототехника для детей и их родителей. Челябинск, 2012
- С. А. Филиппов. Робототехника для детей и их родителей. СПб.: Наука, 2013