Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сандрыкина, С. В. Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха / С. В. Сандрыкина, Н. В. Текутьева, О. Е. Стадник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 13-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4249/ (дата обращения: 22.12.2024).



Тип проекта: познавательно-игровой.

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь — май)

Участники проекта: дети с нарушением слуха; педагоги группы: воспитатели, учитель-дефектолог.

Актуальность проекта.

Поступающие в специальное дошкольное учреждение дети с нарушением слуха имеют крайне бедное представление об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации. Не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Вот почему необходимо с помощью проекта знакомить детей с миром вещей окружающих не слышащего ребенка.

Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазать краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Старшие дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Постановка проблемы:

Выполнение экспериментальной деятельности направлено на обеспечение всестороннего развития детей с комплексными нарушениями. Важным аспектом является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы.

В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.

Цель: Стремление детей с нарушением слуха к самостоятельному познанию окружающего мира на занятиях, прогулках и экскурсиях. Формировать у детей познавательную активность.

Задачи проекта: Способствовать формированию первичных естественно научных представлений у не слышащих детей.

Поддержать и развивать у детей с нарушением слуха интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Учить давать отчет об увиденном, анализировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Формировать способы мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения). Развивать образную и словесную память, воображение, любознательность, познавательную активность и коммуникативные навыки у детей с нарушением слуха.

Методы работы:

– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха.

– систематичность и последовательность в обучении.

– наглядность и доступность

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

– Осознание того, что хочешь узнать;

– Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

– Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

– фиксирование результатов, анализ полученных данных;

– Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение адаптированной художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц — итоговое.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное — дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном такая:

– Создание проблемной ситуации

– Поиск возможных решений

– Прогноз результата эксперимента

– Проверка возможных решений, исходя из данных

– Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки

– Обобщение.

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов — в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Формы работы с семьёй

– Привлечение родителей к сотрудничеству.

– Создать атмосферу общих интересов.

– Использование тематических фотоальбомов.

– Конкурсы поделок, выставки совместных поделок.

– Семейные праздники в группе.

– Оформление уголка для экспериментальной деятельности.

– Проведение консультаций для родителей (Организация детского экспериментирования в домашних условиях, занимательные опыты в домашних условиях, экспериментальная деятельность детей с нарушением слуха дома).

Ожидаемые результаты

В ходе наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал, формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивается внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Создать необходимые условия, для детей с нарушением слуха, о представлении воспитанниками окружающего мира.

Сроки реализации: с сентября 2018 по май 2019 год.

План-график мероприятий

Месяц

Неделя

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование

предметно-развивающей среды

Сентябрь

1

Мониторинг уровня интеллектуально-речевого развития детей.

Консультации для родителей «Виды экспериментирования» (в рамках тематического планирования).

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина).

2

Мониторинг уровня интеллектуально-речевого развития детей.

3

«Свойства некоторых вещей».

Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; развивать навык чтения по слогам.

4

Свет и тень».

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения; развивать первичные естественнонаучные представления; способствовать развитию устной коммуникации.

Октябрь

1

«Как влияет солнце на растения».

Цель: учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое), учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала; развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств; развивать слухо -зрительное восприятие устной речи.

Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике»

Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

2

«Свойства воды».

Цель: познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса), развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3

«Где прячется воздух. Свойства воздуха».

Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; способствовать активизации словаря детей.

4

«Посадка лука».

Цель: познакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать правила безопасности; развивать устную коммуникацию.

Ноябрь

1

«Свойства песка».

Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка; развивать первичные естественнонаучные представления; совершенствовать навыки чтения.

Семейный проект «Опыты на кухне»

Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Опыты на кухне»

Оформление альбома «Огонь — друг или враг»»

2

«Зачем нужна вода».

Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3

«Где прячется воздух. Свойства воздуха».

Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; способствовать активизации словаря детей.

4

«Посадка лука».

Цель: познакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к

природе и желание охранять и ухаживать за

ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать

правила безопасности; развивать устную коммуникацию.

Декабрь

1

«Удивительные камни».

Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит), закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые), расширять знания детей о свойствах камней; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; развивать устную коммуникацию.

Родительский клуб (на сайте МДОУ(№ 229).

«Экспериментатор»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

2

«Свойства снега и льда».

Цель: закреплять знания детей о зиме, явлениях природы, продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега»; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности, развивать навык чтения по слогам.

3

«Волшебные превращения».

Цель: познакомить с прибором — помощником — лупой и её назначением; развивать слухо-зрительное восприятие устной речи; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).

4

«Таинственные картинки. Всё увидим, всё узнаем».

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений, накоплению словаря.

Январь

1

«Тающий лёд».

Цель: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух.

Открытые занятия «Источники света», «Фокусы с магнитом».

Создать «копилку опытов и экспериментов».

2

«Снег, какой он?».

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле); развивать внимательность и любознательность; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

3

«Источники света».

Цель: познакомить детей с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

4

«Фокусы с магнитом».

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом; способствовать накоплению словаря детей; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности совершенствовать навыки восприятия устной речи.

Февраль

1

«Растворимость веществ».

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности; развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

активизировать словарь детей.

Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике»

Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Огород на подоконнике »

2

«Посадка семян растений».

Цели: развивать у детей интерес экспериментированию; уточнить знания детей о свойствах воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, поддержать у детей радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

3

«Бумага — наша помощница».

Цель: познакомить детей со свойствами, применением бумаги; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности; развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), слухо-зрительное восприятие устной речи.

4

«Откуда берётся дождь».

Цель: развивать у детей интерес к экспериментированию; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; с помощью опытов познакомить детей со способом образования дождя; развивать навык чтения по слогам.

Март

1

«Танец горошин»

Цель: познакомить детей с понятием «сила движения», развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Консультации для родителей «Игры –эксперименты с водой»

Консультации для родителей «Игры –эксперименты с водой»

2

«Воздух всегда в движении»

Цель: показать, с помощью опытов, что воздух всегда в движении, развивать внимательность, поддержать у детей радость открытий; расширять словарный запас детей.

3

«Наблюдение за ростом семян растений»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности; уточнить знания детей о свойствах воздуха и воды, учить рассуждать, поддержать у детей радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес; способствовать активизации словаря детей.

4

«Куда исчезла вода?»

Цель: в ходе наблюдений познакомить детей с природным явлением — процесс испарения воды, объяснить зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды); способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух.

Апрель

1

«Свет и тень»

(игры-эксперименты в рамках театра теней).

Цель: с помощью игр — экспериментов объяснить детям как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения; развивать внимательность, поддержать у детей радость открытий; расширять словарный запас детей.

Консультации для родителей «Игры –эксперименты с воздухом».

Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Опыты и эксперименты с воздухом».

2

«Волшебные краски»

Цель: формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок;

экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов; экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани; способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух.

3

«Что такое звук?» формированию

Цель: познакомить детей с явлением — звук (звук слышим с помощью уха); с понятием о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки; развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); способствовать развитию коммуникативных навыков, формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру и природе.

4

«Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла; развивать у детей интерес к экспериментированию; формировать первичные естественнонаучные представления, способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности, слухо-зрительному восприятию устной речи.

Май

1

«Как вытолкнуть воду?»

Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Открытое занятие, «Волшебный мир мыльных пузырей».

Пополнить

«копилку опытов и экспериментов».

2

«Что отражается в зеркале?»

Цель. Формировать представления о свойствах предметов, познакомить детей с понятием «отражение»; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику; активизировать словарь; поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

3

Мониторинг сформированности первичных

естественнонаучных представлений, уровня развития мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения) и коммуникативных навыков.

4

Мониторинг сформированности первичных

естественнонаучных представлений, уровня развития мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения) и коммуникативных навыков.

Литература:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 № 5.
  4. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
  5. Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 1997.
  7. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
  8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
  9. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
  10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная деятельность, знание детей, нарушение слуха, словарь детей, наблюдение, Опыт, представление, устная речь, свободная деятельность.

Похожие статьи

Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Организация дистанционной информационной системы для родителей детей с врожденными пороками сердца

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи»

Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным параличом

Похожие статьи

Ассистивные технологии сопровождения детей с нарушением зрения

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Формирование клинического мышления у студентов с ограниченными возможностями здоровья

Новые подходы в коррекции дисграфии у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Технологическая карта фрагмента образовательной деятельности по развитию речи с воспитанниками старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

Организация дистанционной информационной системы для родителей детей с врожденными пороками сердца

Нейробика как технология сбережения здоровья детей с речевыми нарушениями

Проект по организации коррекционной работы на основе индивидуального подхода к детям с нарушениями речи и их родителям «Страна красивой речи»

Вопросы проектирования специальной индивидуальной программы развития для детей с тяжелыми множественными нарушениями

Виды альтернативной коммуникации для детей с церебральным параличом

Задать вопрос