- Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.
- Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».
- Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы. Работу с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме реализуем через образовательную программу ДОУ, разработанную на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И., а именно через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
- Для того, чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным, изучили соответствующую литературу, требования программы, федеральные государственные требования к организации предметно-пространственной среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
- Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
- Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:
- формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
- развивать речь
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.
- Реализация поставленных задач возможна только при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников. Совместно с педагогом-психологом по результатам диагностики были определены индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной деятельности. С воспитателем по экологическому воспитанию были определены направления и основное содержание данной деятельности, составлен перспективный план взаимодействия.
- Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек Для реализации всего объема работы в группе создали предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми детьми группы. В центре науки оформили материал для исследований, доступных для детского экспериментирования картотеку серии экспериментов с объектами живой и неживой природы (экспериментирование с воздухом, песком, глиной, с солнечным светом, с почвой: «Тесная бутылка», «Двигаем предметы», «В мире стекла», «Чем нюхает червяк», «Сколько лет дереву?»), пополнили энциклопедиями.
- Основным оборудованием являются: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты, сосуды из различных материалов, природный материал, утилизированный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы, прочие материалы.
- При оборудовании центра науки в группе учитывали следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения.
- Для организации самостоятельной детской деятельности разработали карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.Материал для проведения опытов в центре науки меняем в соответствии с планом работы по данной теме.
- В нашем детском саду оборудовано функциональное помещение — лаборатория «Капелька». Материалы в лаборатории распределены по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
- В лаборатории «Капелька» дошкольники проводят опыты, экспериментирование вместе с воспитателем по экологическому воспитанию, а в группе мы данную тему продолжаем.Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого обеспечиваем не только оборудование для исследования, но и создаем проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений.
- Алгоритм организации детского экспериментирования сформировали так — ребенок совместно с взрослым: выделяет и ставит проблему, которую хочет решить, предлагает различные варианты ее решения, проверяет эти возможные решения, делает выводы, оформляет отчет или дневник наблюдений.
- Когда данный алгоритм был отработан, детям предлагалось самостоятельно выбрать проблему, способ её решения. На данном этапе особое внимание уделялось индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
- Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, В лаборатории у нас «живет» Мудрая Сова Нойда, от имени которой предлагаются задания-записки. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами, предметами. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких), «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас) и другие.
- Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. Дети учатся самостоятельно разрабатывать гипотезы, стремятся к получению знаний опытным путем.
- При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к художественной и энциклопедической литературе как источнику информации, просят прочитать взрослых или читают сами. Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь-рассуждение.
- Исследовательскую деятельность дошкольников обязательно интегрируем с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
- Большинство воспитанников умеют более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждения действий высказывать гипотезы. Общаясь в процессе деятельности дети научились выстраивать диалог, слышать и слушать друг друга, не перебивать. Они с удовольствием работают сообща, уступают друг другу, отстаивают свою правоту или признают правоту другого.
- Еще одним центром, где ребенок чувствует себя исследователем, является центр «Мастерская маленького волшебника», который насыщен у нас многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки, ватные палочки, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.
- Так, однажды дети увидели настоящее чудо и открыли для себя процесс создания дополнительных цветов спектра. Причем дети здесь имели возможность делать собственные открытия разными способами, с использованием разных материалов:
- исследуя свойства и экспериментируя с красками;
- увлеченно конструируя и экспериментируя с волшебными волчками.
- А какое удовольствие и неизгладимые впечатления оставляют в сердце ребенка знакомство с нетрадиционными техниками рисования и материалами. Давайте вспомним хорошо знакомые: кляксография, набрызги красок, монотипия, разрисовка камешков, ниткография и т. д.
- Все это многообразие изобразительных техник мы, конечно, используем с целью развития творческих способностей ребенка, научить новым приемам изображения рисования. Мы взрослые думаем, получив новый материал, ребенок просто рисует. А он сначала экспериментирует. Мы видим, как ребенок восторженными глазами следит за движениями краски — как и куда она потечет, замечая, что двух абсолютно одинаковых клякс не бывает, крутит лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы — на что же больше похожа эта клякса.Наблюдая за детьми, можно сказать, что самые интересные для них эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
- Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы». Это обычно — лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, опавшие листья, камешки, пряжа, пуговицы и другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, дошкольник открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т. д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, создавать рисунки.
- Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Прежде всего, родители помогли в оборудовании центров в группе. В индивидуальных беседах, консультациях «Мои первые открытия», «Опыты на кухне», на родительских собраниях «Научные забавы в семье», «Маленькие исследователи», через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании «Играя, познаем мир» были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Для родителей были выпущены буклеты, которые они могут взять домой: «Ребенок — маленький исследователь», «Ставим опыты дома», «Игротека маленького исследователя»; были проведены консультации «Как помочь маленькому “почемучке”», «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»; оформлена фотовыставка «Юные исследователи».
- Мы не боимся экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Ставим перед собой цель подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.
- Наши воспитанники — это активные деятели. Думаю, это поможет им на пороге школьного обучения.